Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия 1+2.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
2.9 Mб
Скачать

13.1.3. Вера человека в самого себя и в то,

что находится вне его

Для понимания сущности веры в аспекте ее взаимосвязи с самопроектированием принципиальное значение имеет выделение в ее структуре также веры человека в самого себя и веры в то, что находится вне его (веры в другого человека, веры в то или иное развертывание политических или экономических процессов в стране и т.д.). Проблема веры человека в самого себя – это проблема его отношения к своему будущему, реализуемая через разные формы предвидения. Вера человека в себя может быть рациональной и иррациональной. Они опираются соответственно на интеллект и интуицию. Если, к примеру, я человек правдивый и всегда говорил правду (за исключением тех случаев, когда делать это нецелесообразно), то я уверен в том, что в соответствующих прогнозируемых условиях я также скажу правду, ибо лгать я просто не способен.

В вере человека в себя выражается его субъективное отношение к степени реализуемости им тех возможностей, которые связаны с самоизменением, саморазвитием, самоутверждением в жизни. При этом, чем более обоснован, продуман проект будущей деятельности, тем в большей мере он в себя верит. Поэтому процесс самопроектирования и обоснования реальности проекта есть одновременно и процесс формирования веры в самого себя.

Вера в себя своим основанием имеет также наш прошлый положительный и отрицательный опыт (осмысленные ошибки и заблуждения в своей жизни) и работу над собой, борьбу со своими недостатками. «Нужно запастись верою в себя, в свои силы, а эта вера достигается преодолением препятствий, воспитанием воли, «тренировкой» ее. Необходимо учиться побеждать в себе и вне себя дряненькое наследие прошлого… Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее» (А.М. Горький).

Вера человека в самого себя выступает как уверенность в себе, уверенность в том, что мои желания являются истинными и что я их смогу удовлетворить. В вере мы черпаем основные жизненные силы, жизненную энергию. Источником энергии является и наша воля. Но если вера – это свободно льющаяся из нашей души энергия, то волевая энергия, – это энергия, извлекаемая нами из самих себя силой. Так как вера – проявление наших чувств, то соотношение веры и воли выступает как частный случай соотношения чувств и воли (этот вопрос подробно рассмотрен в первой части монографии «Теоретические основы самопознания личности». Екатеринбург, 2009. С. 204 – 211). Если же человек теряет веру в самого себя, то у него пропадает всякое желание что-либо делать, ибо нет энергии, нет, так сказать, «горючего». Это можно сравнить с автомобилем, который будучи не заправлен бензином, двигаться не может. «Уверенность в себе и энергия – вот что нужно, а отчаяние ведет к тому, чтобы ничего не делать» (Н.П. Огарев, русский революционер, публицист и поэт. 1813 – 1877). «Истинная вера человека направлена не на то, чтобы доставить ему покой, а чтобы дать ему силы на труд» (Л.Н. Толстой). «Верьте в себя! Доверяйте своим способностям! Без разумной веры в собственные возможности нельзя рассчитывать на успех. Лишь поверив в свои силы, мы можем чего-то добиться. Чувство собственной неполноценности, некомпетентности – помеха на пути самоусовершенствования. Уверенность в своих силах и способностях, напротив, – залог победы» (Н. Пил. Энергия позитивного мышления. М., 1998. С. 7). Американский философ Ральф Эмерсон (1803 – 1882) очень мудро заметил: «Побеждают лишь те, кто верит в победу». И добавил: «Сделайте то, чего так страшитесь, и вы убьете страх».

Своеобразными крайними формами проявления веровательного отношения человека к себе, являются, с одной стороны, самоуверенность в себе, а с другой – неуверенность в себе. Самоуверенность – это гипертрофированная уверенность в себе, проистекающая из переоценки своих возможностей вследствие частых удач или просто ошибочного восприятия себя при нередко пренебрежительном отношении к другим людям. Самоуверенность – непродуктивная форма уверенности в себе. «Только глупцы могут быть непоколебимыми в своей уверенности» (М.Монтень). Со временем самоуверенность, вследствие разного рода неудач, поражений может привести к разочарованию в жизни, к потере веры в себя вообще.

Неуверенность же – это слабая, ущербная вера в себя, проистекающая из заниженной оценки возможностей или серии неудач в жизни, постигшего горя или того и другого одновременно. Неуверенность, как это парадоксально ни звучит, есть уверенность человека в собственной неполноценности. Жертва комплекса неполноценности смотрит на мир через искажающую линзу.

Отсутствие веры в себя – одна из главных проблем, мешающих сегодня людям. В одном из университетов Соединенных Штатов был проведен опрос шестисот студентов, которых попросили назвать свою главную жизненную проблему. Семьдесят пять процентов опрошенных определили ее как неуверенность в себе. Вполне возможно, считает американский священник Норман Пил, что такая пропорция верна и в отношении всего населения Соединенных Штатов. Есть немало оснований для предположения о том, что в нашей стране в условиях современного мирового кризиса эта пропорция будет не меньше.

Из сказанного очевидно, что разумное веровательное отношение к себе требует избегать и самоуверенности, и неуверенности. Один из семи древнегреческих мудрецов Клеобул, известный своим высказыванием «Всему знай меру», советовал: «В счастье не следует быть чрезмерно самоуверенным, а в беде не следует терять уверенности».

Для формирования чувства уверенности в себе необходимо прежде всего объективное познание своих истинных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения, способность трезво оценивать встречающиеся на пути к цели препятствия (не делать из мухи слона) и систематически изгонять из своего сознания пораженческие настроения.

Вторым проявлением веровательного отношения человека к миру является то, что находится вне его. Это веровательное отношение фиксируется термином «доверие». «Доверие, – по мнению Е.В. Золотухиной-Аболиной, – способность наделять окружающий мир и других людей свойствами безопасности (надежности) и значимости (ситуативной полезности). Можно сказать, что доверие – это состояние благорасположенности к миру, склонность полагать, что он удовлетворит наши нужды и не нанесет вреда» (Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. М. – Ростов н/Д, 2006. С. 207).

Своеобразными крайностями проявления доверия являются, с одной стороны, доверчивость, а с другой – недоверчивость, подозрительность.

Психолог Э. Эриксон в книге «Идентичность: юность и кризис» пишет о причинах того, почему одни люди всю жизнь проявляют доверчивость, а другие, напротив, подозрительны. Он считает, что «базисное доверие» формируется в раннем детстве, и зависит прежде всего от родителей: ребенок должен видеть смысл в том, что делают, и как обращаются с ним мать и отец, а также чувствовать их заботу о его индивидуальных нуждах. Если этого нет – формируется базисное недоверие, при котором мир выглядит как угрожающий, неподконтрольный, полный неопределенности.

Определенная степень доверия является условием позитивных межличностных отношений. Если, например, мы попытаемся раскрыть природу таких интимно-личностных отношений людей, как дружба и любовь, то окажется, что в их основании лежат такие проявления веровательного отношения человека, как доверие, верность. А это категории нравственные. Приведем по этому вопросу высказывания некоторых деятелей культуры. «Доверие есть первое условие дружбы; оно, можно сказать, служит преддверием храма, тогда как готовность идти на жертвы является самим храмом» (Ж. Лабрюйер). «Какая светлая мужественная радость, какое невыразимое сердечное чувство благодарности, какой прилив сил необходимо охватывает душу человека, когда он встретит друга, чье слово, чья верность, чье мужество и преданность остались неизменными» (А.А. Фадеев, советский писатель и общественный деятель. 1901 – 1956).

«Настоящий друг везде

Верен в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям не сходны

Верный друг и льстец негодный»

(В. Шекспир).

«Другу верный друг поможет, не страшит его беда.

Сердце он отдаст за сердце, а любовь в пути звезда»

(Ш. Руставели, грузинский поэт. XIII в.).

«Кто истинно любит, тот не ревнует. Главная сущность любви – доверие. Отнимите у любви доверие – вы отнимите у нее сознание собственной ее силы и продолжительности, всю ее светлую сторону, следовательно, все ее величие» (Ж. Сталь, французская писательница. 1766 – 1817). «Верная любовь помогает переносить все тяжести» (Ф.Шиллер, немецкий поэт, драматург и мыслитель. 1759 – 1805). Подытожить разговор о доверии в дружбе и любви можно словами польской писательницы Э. Ожешко (1841 – 1910): «… где нет доверия, там и приязни настоящей быть не может».

Если верность, доверие в дружбе и любви и других человеческих отношениях выступают как проявление нравственности человека, то неверность, подозрительность, а нередко и недоверие – как проявление безнравственности. «Не доверять друзьям позорнее, – считал французский писатель-моралист Франсуа де Ларошфуко, – чем быть им обманутым». «Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы» (В.Г. Белинский).

«Кто в дружбе изменил, хотя бы только раз,

Тому уж веры нет, хоть пой он, как сааз»

(Н. Хисроу, таджикский поэт. 1004 – не раньше 1073).

«Самое возмутительное преступление – это злоупотребление доверием друга» (Г. Ибсен, норвежский драматург. 1828 – 1906).

Определенная степень доверия является условием деловых оценок. Так, например, люди стремятся лечиться у врача, который поможет им стать здоровыми, ехать на автобусе, который профессионально управляется водителем и т.д.

Вера значима и в отношении с социумом. Например, вера в способность различных общественных субъектов решать самые сложные проблемы социального бытия, прежде всего мирными средствами, опираясь на жизненный опыт и опыт истории, на разум и здравый смысл. Отвело же мировое сообщество нависшую над планетой угрозу термоядерной катастрофы! Значит, оно может преодолеть и угрозу экологической катастрофы и решить многие другие проблемы современности (энергетическую, продовольственную и др.). Нет каких-то роковых, фатальных препятствий для достижения достойного уровня жизни граждан и в нашей стране.

Своеобразной крайностью проявлений веры, доверия людей является чрезмерная доверчивость. Именно доверчивые люди становятся чаще всего жертвами обмана проходимцев, жуликов, преступников, и просто людей беспринципных. «Будьте осторожны с теми, с кем вы связываетесь, никогда не делите компанию и не доверяйте людям, в чьих принципах вы не уверены» – советовал английский поэт и литературный критик С. Кольридж (1772 – 1834). Без доверия к людям жить, конечно, нельзя. Но оно не должно быть слепым, должно в той или иной мере контролироваться разумом. Разумеется, между людьми, особенно близкими, могут складываться отношения очень доверительные, которые «бдящего ока» разума не требуют. Что же касается отношения доверия к неблизким, малознакомым людям и тем более незнакомым, то оно должно находиться под контролем разума, проявляющегося в определенной осторожности. Но при этом очень важно, чтобы эта осторожность не переходила определенную грань и не превратилась в недоверие, подозрительность. Венгерский писатель Й. Этвес (1813 – 1871) отмечал: «В доверии, конечно, необходима осторожность, но необходимо еще более быть осторожным в недоверии».

Говоря о веровательном отношении человека к самому себе и ко всему тому, что находится вне его, важно отметить, что между ними существуют тонкие диалектические взаимосвязи. Во всяком случае трудно себе представить человека, который полностью верил бы в себя и не верил бы ни в кого и ни во что вокруг себя. Не менее трудно представить себе и человека, который верил бы во все вокруг себя и совершенно не верил в самого себя. Если это и возможно, то только в виде какого-то исключения. Закономерностью же является то, что вера человека в себя самого, как правило, влияет на веру его в то, что находится вне его, а вера в то, что находится вне его, в свою очередь, существенно влияет на веру в себя. Так, например, вера человека в благоприятные перспективы развития коллектива, в котором он трудится, а также в развитие страны – важные источники его веры и в самого себя. Ведь реализация различных проектов нашей жизни зависит не только от нас самих, но и от тенденции развития трудового коллектива и страны в целом. Более того, она все сильнее зависит и от тенденций развития мирового сообщества, человечества. Ярким свидетельством тому является разразившийся в 2008 году мировой финансово-экономический кризис.

Сказанное о связях веры в указанных отношениях, относится и к связям неверия в этих же отношениях. Неверие в себя, как правило, порождает неверие и во все вокруг себя, а неверие во все вокруг себя, в свою очередь, стимулирует неверие в себя. «Не давая нашим друзьям заглянуть в самую глубину нашего сердца, мы это делаем не столько из недоверия к ним, сколько из недоверия к самим себе» (Ф. Ларошфуко). Любопытно в связи с этим высказывание французского писателя, теоретика романтизма Ф. Шатобриана (1768 – 1848) «Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во все».