Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом Саватеева.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
458.75 Кб
Скачать

2.2. Криминологическая характеристика лиц, совершивших кражу

Основной социальной причиной любого преступления, в том числе и кражи, является его субъект, с характерными ему чертами. Даже если лицо поддается антиобщественному влиянию или ситуации, то это обусловлено в наибольшей степени спецификой его личности. Если бы было иначе, кражи мог бы совершить практически любой человек, потому что внешние обстоятельства на многих действуют одинаково, однако в одной и той же ситуации каждый поступает по-разному. Никакие биологические, нравственные, уголовно-правовые и социально-демографические характеристики личности не действуют напрямую, минуя психофизиологические особенности индивида.

В зависимости от характера преступной направленности современных профессиональных преступников выделяется несколько их типов:

Воры, в том числе:

- карманники, действующие: на рынках и базарах («рыночники»); в метро («кроты»); на железнодорожном транспорте («майданщики»); на городском транспорте («гонщики» или «маршрутники»); в магазинах и театрах («магазинные» и «театральные»); на улицах («уличные»). О высоком профессионализме этих преступников свидетельствует низкая раскрываемость совершенных ими преступлений - до 15%, а в городах-курортах в пик сезона не более 1-3%;

- домушники, использующие в 30% случаев технические средства для проникновения в жилище. Кражи ими совершаются 1-2 раза в месяц после предварительной серьезной подготовки;

- магазинные воры, действующие в составе групп, где роли распределены до деталей: одни отвлекают, другие крадут;

- воры автомашин, специализирующиеся в качестве угонщиков автомашин, занимающихся их техническим переоборудованием, подделкой документов, сбытчиков, перегонщиков похищенного;

- похитители антиквариата и культурно-исторических ценностей.

Анализируя криминологическую характеристику личности воров, необходимо отметить, что в этот контингент входят лица, существенно различающиеся по возрасту, социальному положению и т.д.

Возраст – один из важных компонентов характеристики личности преступника. Возраст оказывает существенное влияние на поведение людей, ибо во многом обусловливает систему потребностей и интересов конкретной личности. Возрастные особенности оказывают непосредственное влияние и на взаимоотношения личности с окружающей средой. Статистика раскрытых краж показывает, что наибольшее количество краж совершается лицами в возрасте от 18 до 24 года. По данным М.Н. Базарова кражи наиболее часто совершаются лицами в возрасте от 26 до 35 лет. Наибольшую криминогенную активность проявляют лица, находящихся в молодом и работоспособном возрасте, особенно в возрасте от 21 до 35 лет, удельный вес которых составляет 51%.29

Самое меньшее количество краж совершено подростками лицами в возрасте14-15 лет.

Хотя кражи и относятся к корыстным преступлениям, но мотивы и цели совершения этих преступлений не совпадают у правонарушителей различных возрастов. У преступников несовершеннолетнего возраста не имеется ярко выраженных корыстолюбивых устремлений, стойкой паразитической антиобщественной ориентации. Так, лица этого возраста часто при совершении краж похищают такие предметы и вещи, которые не представляют большой ценности, похищенные вещи нередко отдают своим знакомым безвозмездно, то есть у воров в этом возрасте нет явного стремления получить материальную выгоду, хотя наметилась тенденция превалирования корыстной мотивации и у данной категории преступников. Наряду с корыстью, мотивом краж у них может выступать ложная романтика, демонстрация ловкости и храбрости, удовлетворение сиюминутных желаний. Лица этого возраста, совершая преступления, в том числе и кражи, скорее всего стремятся проявить себя, выделиться среди остальных сверстников, чем иметь материальную выгоду. Такой вывод основан на результатах изучения судебной практики, исследований других авторов по данной проблеме, а также на результатах опросов лиц, совершивших кражи в несовершеннолетнем возрасте.

Другие авторы, занимающиеся проблемой подростковой преступности, также отмечают, что подавляющее большинство краж совершается подростками из озорства, ложной романтики. У большинства подростков антиобщественные взгляды находятся в стадии формирования.

У воров в возрасте 16-17 лет более выражен корыстный мотив, чем у 14-15-летних, лица этого возраста кражи совершают с определенной целью. Однако и в этом возрасте вещи в основном похищаются для того, чтобы их оставить себе, а не для реализации и получения материальной выгоды, то есть для лиц этого возраста квартирные кражи не являются источником получения доходов.

Как показывает изучение уголовных дел, лица в возрасте 16-17 лет в основном похищают предметы, характеризующие ценностную ориентацию, соответствующую этому возрасту, например, сотовые телефоны, видеоаппаратуру, спортивную одежду и т.д.

Среди лиц данной возрастной группы достаточно редко встречаются подростки, совершающие кражи с целью последующей реализации похищенного и получения материальной выгоды. Это можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, у лиц этого возраста еще не имеется сформированных корыстолюбивых устремлений и стойкой антиобщественной паразитической ориентации.

Во-вторых, лица этого возраста, как правило, еще находятся на иждивении родителей и в основном обеспечены самым необходимым.

В-третьих, в силу возраста круг интересов и, соответственно, потребностей лиц этого возраста ограничен по сравнению с потребностями взрослого человека.

В-четвертых, таким лицам труднее реализовать похищенное.

Изучение судебной практики по кражам показывает, что несовершеннолетними большинство квартирных краж совершается в группе, а среди взрослых, наоборот, большинство квартирных краж совершается в одиночку.

По мнению А.В. Майорова, это объясняется спецификой психологии подростков, структурой их межличностных отношений и характером досуга.30

По его мнению, доля краж совершаемых группой в возрасте 18-ти лет и старше, несколько выше, чем это принято считать обычно. Дело в том, что эти данные получены в результате изучения уголовных дел, рассмотренных судами. Однако, как показывает следственная и судебная практика, в отличие от несовершеннолетних, взрослые преступники, совершившие кражу в группе, часто не выдают своих сообщников, а всю вину стараются брать на себя. Это происходит в тех случаях, когда следственным и оперативным работникам удается изобличить только одного преступника, а остальные участники кражи не установлены.

В то же время здесь следует отметить, что данное соотношение и среди взрослых воров отличается в зависимости от того, совершаются ли кражи рецидивистом или впервые.

Следственная и судебная практика показывает, что большинство рецидивистов совершают кражи в одиночку, тогда как первичные воры большинство краж совершают в группе.

С возрастом происходят социальные изменения как самой личности, так и ее окружения. Различные стадии развития личности зависят не только от возрастных особенностей, а во многом от социального статуса, его конкретного содержания.

Решающее влияние на формирование человека оказывают социальные отношения, сложившиеся в обществе. Вместе с тем, на формирование человека оказывает влияние и тот круг людей, с которым он непосредственно сталкивается, то есть отношения в семье, школе, трудовом коллективе и т.д. Чем более организовано общество, тем меньшее значение имеют психологические и биологические качества личности. Социальная зрелость личности, ее мировоззренческие позиции и направленность, характер и отношение к тем или иным установленным обществом ценностям детерминированы определенными условиями, в которых эта личность живет, развивается и приобретает жизненный статус. Преступное поведение вменяемого человека, его цель и мотивация в любом обществе имеют социальную обусловленность. Социальная сущность личности раскрывается через ее отношение с социальной средой. В свою очередь, личностные качества, являющиеся плодом социализации человека, служат своеобразным "окном", позволяющим заглянуть и в некоторые обстоятельства внешней среды, определившие преступное поведение. Поэтому анализ личности воров по социальному положению имеет важное значение для изучения такого опасного и распространенного вида преступления, как кражи, и установления их причин.

При характеристике социального статуса вора семейное положение изучается для того, чтобы выяснить: а) влияние семейных отношений на условия нравственного формирования личности и характер преступного поведения; б) характер преступных проявлений при изменении семейного положения.

В современных условиях в крупных городах влияние семьи на формирование личности резко снизилось. В свою очередь, окружающая социальная среда оказывает все большее влияние на формирование личности. Основной причиной такого явления следует считать ранний отрыв детей от семьи в условиях крупных городов. Так, сначала дети воспитываются в детских дошкольных учреждениях, затем в школах и, таким образом, на первоначальном этапе становления и развития личности влияние семьи на человека существенно сужается и, наоборот, возрастает влияние неформальной социальной среды, в частности, уличного окружения, на формирование личности. К сожалению, нередко это влияние бывает отрицательным.

Примечательно, что в советский период распространенным было мнение о том, что основная масса преступников – это выходцы из неблагополучных семей. Однако практика последних лет показывает, что среди лиц, совершивших преступления и, в частности, кражи, все чаше встречаются лица из формально благополучных семей. В отличие от прошлых лет, факт воспитания в неполной семье уже не занимает ведущего места в характеристике личности преступников, независимо от возраста. Существенных различий в материальных и жилищных условиях несовершеннолетних, совершающих кражи, по сравнению с теми, кто не преступает закон, также не наблюдается. Более того, многие воры жили в благоустроенных квартирах и в материально хорошо обеспеченных семьях.

Так, согласно криминологическим исследованиям, из взрослых воров только 26,3 % первое преступление совершили в несовершеннолетнем возрасте.

Выборочное изучение уголовных дел о квартирных кражах показало, что несовершеннолетними совершено только 24,4 % краж. Остальные кражи совершены взрослыми.

По результатам этого же исследования, из всех лиц, совершивших кражи, только порядка 18 % выходцы из так называемых неблагополучных семей.

В то же время в сфере досуга и быта для большинства воров типично беспорядочное времяпрепровождение. Только 11,6 % из всех несовершеннолетних воров воспитывалось без одного из родителей. Здесь же необходимо отметить, что отсутствие одного из родителей еще не дает основания считать семью неблагополучной.

Среди воров доминирующее положение занимают лица мужского пола. Удельный вес женщин относительно невелик.

По данным, полученным в ходе исследования, доля женщин среди воров составляет около 12%. Доля мужчин и женщин среди воров в течение многих лет остается относительно стабильной.

Достаточно часто женщины участвуют в совершении краж, как правило, из одежды, сумок или другой ручной клади, находящихся при потерпевших. Чаще всего в таких кражах задействованы молодые женщины и несовершеннолетние девушки цыганской национальности.

При рассмотрении женской преступности, с точки зрения соотношения социального и биологического, необходимо учитывать, что различия между полами, оказывая существенное влияние на формирование личности, имеют не только биологическую, но и социальную природу и во многом связаны с социально-бытовыми ролями, которые традиционно выполняются женщинами, и с определенными требованиями, предъявляемыми к ним обществом.31 В поведении мужчин вне семьи влияние семейно-бытовых отношений отражается меньше, чем в поведении женщин. Мужчины быстрее, чем женщины поддаются влиянию социальной среды. Возможно, это обусловлено и какими-то биологическими причинами, но чтобы ответить на этот вопрос, нужны специальные более глубокие исследования.

Уровень образования воров значительно ниже среднего уровня образования населения в целом. Таким образом, выявлена определенная зависимость между уровнем образования и преступным поведением.

Кроме того, необходимо отметить, что данные об уровне образования многих воров носят формальный характер, то есть фактическое образование далеко не соответствует документально подтвержденным сведениям. Это подтверждают опросы в форме интервьюирования данной категории преступников.

Как показывают исследования на статистическом уровне, судебная и следственная практика, самый большой удельный вес среди воров имеют лица, не занятые работой и учебой и не имеющие постоянного источника дохода.

Из числа неработающих на момент совершения преступления абсолютное большинство (более 87 %) не занималось общественно полезным трудом по причине нежелания работать. В отличие от иных категорий преступников, большинство воров по месту работы, учебы, а также по месту жительства характеризуются положительно. Хотя здесь необходимо отметить, что характеристики по месту жительства и месту работы в большинстве своем носят формальный характер, не содержат сведений, раскрывающих личность человека. Так, почти все имеющиеся в уголовных делах характеристики с места работы ограничиваются сведениями о выполнении плана, прогулах и опозданиях на работу. Характеристики из школ, ПТУ, техникумов и высших учебных заведений отличаются относительной развернутостью. Для большинства воров характерны низкий уровень культуры, примитивные интересы и запросы, стремление к их удовлетворению.

Криминологически значимым обстоятельством является отличие воров от других категорий преступников, заключающееся в том, что в большинстве своем они совершают кражи в трезвом состоянии. 89,5 % квартирных воров совершили кражи в трезвом состоянии, а лишь 10,5 % преступников находились в состоянии алкогольного опьянения. 79,5 % воров употребляли спиртные напитки систематически, 10,4 % состояли на учете по поводу хронического алкоголизма, 9,4 % состояли на учете по поводу наркомании.

Давая криминологическую характеристику личности воров, необходимо отметить, что в этот контингент входят лица, различающиеся не только по возрасту, половому признаку и социальному положению, но и по степени их криминального профессионализма.

Среди взрослых воров А.В. Майоров считает целесообразным выделить два их типа.32

Первый тип – это лица, совершающие кражи при стечении определенных обстоятельств, в силу неспособности удержаться от соблазна легко обогатиться, легкомыслия. Такие лица совершают кражи без предварительной подготовки, заранее не выбирают объекты кражи. Как правило, эти лица признают свою вину и антисоциальность своих действий. По исследованиям, 21,6 % воров можно отнести именно к этой категории.

Другой – это особо злостный тип воров. Их отличает крайняя преступная закоренелость, принципиальная ориентация на преступный образ жизни, узкая и стойкая специализация в способах совершения краж. Для них типична расчетливость и продуманность своих действий, принятие активных мер противодействия правоохранительным органам. Для них кражи являются основным или преобладающим источником средств существования. В этом смысле речь идет о криминальном профессионализме этих лиц. По нашим исследованиям, 76,5 % воров относятся к этой категории.

Для этой категории профессиональных преступников характерны многоэпизодность краж, принципиальная ориентация на паразитический, преступный образ жизни, стойкая специализация в способах совершения краж; такие воры редко совершают другие неимущественные преступления. Для них кражи являются преобладающим, а нередко и единственным источником дохода. У подобных преступников выработаны свои способы и каналы сокрытия и реализации похищенного. Для таких воров характерно принятие активных мер противодействия правоохранительным органам при расследовании краж.

Исправление таких воров крайне затруднительно, а порой и невозможно. Поэтому борьба с профессиональной преступностью требует высококвалифицированной работы и особых, нетрадиционных подходов.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что было бы неверным абсолютизировать роль социальных отношений в формировании личности и игнорировать индивидуальные особенности человека. Социальные отношения, особенно на уровне семьи, школы, трудового коллектива, зависят от сознательного поведения людей. Поэтому при профилактике краж, наряду с мерами, направленными на устранение социальных причин краж, необходимо принимать меры по отношению к конкретным лицам, от которых можно ожидать совершения краж. Как показывает судебная практика и уголовная статистика, лица, совершающие кражи относительно чаще, чем другие категории преступников, допускают рецидив преступления. Таким образом, среднестатистический преступник, совершающий сегодня кражи это молодой мужчина в возрасте 18-24 лет, не женатый, получивший среднее образование, не имеющий постоянного источника дохода, основным мотивом совершения данного преступления является корысть. Лица, совершающие кражи, как правило, живут на преступный доход. Более 50% из них не имеют постоянного источника дохода. В совершении краж принимает участие значительное количество рецидивистов (около 20% привлеченных к ответственности), женщин (свыше 12%), несовершеннолетних (около 18%). Субъективная мотивация кражи порождена, в первую очередь экономическими проблемами в обществе, когда молодые люди еще не имеют самостоятельного источника дохода, не имеют возможности оплатить обучение в высших учебных заведениях и найти достойное место работы, не могут решить квартирный вопрос и т.д.