Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Очерки Добрицына Куракава.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
108.71 Кб
Скачать

Добрицына И. А.

Глава 17 Теоретическая концепция симбиоза Кисё Курокавы Симбиоз — принцип сосуществования

КОНЦЕПЦИЯ симбиоза известного японского архитектора и теорети­ка архитектуры Кисё Курокавы имеет свою предысторию и развитие. В наиболее полном постмодернистском варианте она появилась в 1987 году, то есть много позже самого острого периода дебатов по проблемам архитек­туры постмодерна и, вообще, на закате постмодернистского периода архи­тектуры. Обобщающая работа, в которой подробно представлена филосо­фия симбиоза, вышла в свет после того, как высказались главные теоретики архитектуры постмодернизма, а известная книга Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма» уже три раза была переиздана. Курокава продолжает развивать свою точку зрения на постмодернизм после возвыше­ния деконструктивистского направления, воспринятого как специфическая оппозиция архитектуре постмодерна в рамках постсовременной культуры. Интерес представляет его весьма глубокая и своеобразная интерпретация постулатов постмодернизма. Для Курокавы естественно сделать шаг в сто­рону от цетральной линии в теоретических концепциях постмодерниз­ма — как европейских, так и американских их вариантов,— сосредоточен­ных на специфических западных проблемах. Для него главным является позиционирование специфической японской линии развития архитектуры и западной. Но при всем том он старается удержаться в атмосфере стреми­тельной мысли Запада. И потому совершенно естественно, что философская основа eгo собственных построений следует за основными идеями европей­ских и американских теоретиков постмодернизма, выдвинутыми в период 1960-1980-х годов. Одновременно он пытается удержать в поле внимания идеи метаболизма, заявленные им совместно с группой японских архитекто­ров в 1960 году 1. Главной исходной позицией метаболизма было утверждение о том, что для здания непригодна метафора «машины», здание должно дина­мически развиваться и расти, оно должно быть подобным живому организму, создаваться по принципу открытой формы 2. «Концепция метаболизма (в отличие от идеологии авангарда) строилась на идее сосуществования разнород­ных начал, на идее меняющихся систем, что соответствовало будистской концепции преходящего характера всех вещей. Принцип сосуществования реализуется в использовании продуктов современной техники наряду с символами прошлого (исторически сложившиеся приемы организации пространства, знаки декора) и образами будущего, в совмещении и взаимо-проникновении внутреннего и внешнего, при появлении промежуточных пространств» 3.

Концепция симбиоза Курокавы в конце 1980х выросла из его собственной теории метаболизма и развивает одну из ее центральных позиций — прин­цип сосуществования. Философия сосуществования отразилась в его статьях 1977 года, то есть уже в постметаболистский период, при переходе к постмодернизму. Она легла в основу его проектной методологии конца 1970-х, ког­да он пытался выйти к построению новых качеств архитектурного объекта, например, двусмысленности, «намеренно создавая ситуацию сосуществования заведомо противоречивых элементов» 4.

Забегая вперед, отметим, что идея симбиоза прошла красной нитью через три поворотных периода в теоретических размышлениях Курокавы. Как мы уже сказали, она присутствовала в его философии метаболизма 1960-х, за­тем в его постмодернистской трактовке симбиоза и гетерогенности конца 1980-х. И в начале 2000-х она, согласно его утверждениям, прекрасно впи­сывается в новейшую научную и философскую концепцию эволюционирующих «живых систем» нелинейного характера; по выражению самого Ку­рокавы, она отвечает требованиям архитектуры принципиально новой эпохи — Эпохи Жизни. Собственно говоря, все идеи, рожденные в проти­вовес механицизму и монологизму модернистской традиции для Курокавы сконцентрировались в формуле симбиоза.

Симбиоз в биологии — это форма совместно существования двух орга­низмов разных видов, часто выгодная для обоих.

Курокава предлагает философское определение категории «симбиоз». Со­гласно Курокаве, симбиоз — сосуществование оппозиционных смыслов: он возможен, даже если эти смыслы взаимно противоположны или конкурент­ны, их взаимоотношения могут быть построены на основе особого взаимодей­ствия, выводящего заложенную в них творческую активность на уровень, недостижимый той или другой стороной в одиночку даже если стороны сами стремятся к этому, преодолевая культурные и религиозные различия 5,

В небольшой статье, датированной 2002 годом, Курокава отмечает что уже в течение 40 лет он пропагандирует философию симбиоза в архитектуре и считает, что симбиоз, став ключевым понятием современного мира, широ­ко распространен во всех областях деятельности. Он подчеркивает, что фи­лософия симбиоза является концепцией всецело отличной от философии дуализма, на которой строится западная метафизика.

Безусловно, идея симбиоза — выгодного, взаимообогащающего союза различий — созвучна эпохе плюралистической культуры постмодернизма Неоспоримо и то, что близкая симбиозу идея гетерогенности питает пост­модернистскую идеологию и остается одной из главных в более позднюю эпоху, обращенную к нелинейным методам мышления и формообразования в архитектуре. Но если в период метаболизма 1960-х для Курокавы идея симбиоза соседствовала с идеей роста, развития, эволюции, хоть и не громко в ту пору заявленной и не достаточно разработанной, то в период пост-модернизма дефиниция понятия „симбиоз", обсуждаемая ниже, как мы уви­дим, приобретает у него качество статичности, идущей, возможно, не столько от господствующей методологии, сколько от техники коллажа. В конце 1980-х концепция симбиоза у Курокавы привязана к философии постмодернизма и сконцентрирована на идее взаимодействия западной и восточной культур. Идея роста декларируется, но сама постмодернистская техника коллажных соединений не всегда способна рождать истинно новые смыслы, вырабатывать энергию движения. Результат воздействия объекта-коллажа непредсказуем. В начале 2000-х Курокава, судя по его текстам, зна­чительно расширяет круг объектов, способных к симбиотическим соедине­ниям, быть может, благодаря тому, что уповает на современную технологию, позволяющую соединять в электронном варианте качественно различные области. И помимо того, современному человеку становится все более оче­видным, что культура принимает и даже демонстрирует неожиданные сли­яния противоположных явлений. Однако сама идея симбиоза у Курокавы в начале 2000-х, на наш взгляд, все еще не набирает качество роста, как бы по инерции следуя постмодернистской методологии мышления, со всей ее спе­цификой. Но именно динамика, рост — те качества, которые должны состав­лять основу профессиональной философии, если автор ставит цель приобще­ния к идее органичного саморазвития «живых систем». Построенная на своеобразном соединении физики и биологии, идея саморазвития все боль­ше захватывает умы. Она закрепляется в качестве основы нарождающейся парадигмы в архитектуре 2000-х 6. К этой глобальной идее, центрирующей развитие архитектурной мысли в начале третьего тысячелетия, судя по все­му, хотелось бы примкнуть и автору концепции симбиоза.

Рассмотрим подробней концепцию симбиоза в ее постмодернистском ва­рианте, предложенную Курокавой в конце 1980-х. Книга «Интеркультурная архитектура, философия симбиоза» издана в 1987 году на японском языке и переиздана в Лондоне на английском в 1991-м 7. Ее содержание отчасти было отражено в ряде его статей 1987-1989 годов 8. Конец 1980-х — это вре­мя пересмотра и обновления концепций постмодернизма. Курокава высту­пает и как интерпретатор уже сложившихся, постоянно трансформиру­ющихся идей постмодернизма, и как представитель «боковой» его ветви.

Ниже мы остановимся на некоторых положениях теоретической концеп­ции Курокавы, представленных в его статье «К проблеме восстановления и порождения смысла» (1989). Одновременно предполагается прояснить, для чего автор теоретических заметок обращался к той или иной формуле пост­модернистской философии архитектуры и как он ее интерпретировал.