Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
20-25..docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.09.2019
Размер:
103.54 Кб
Скачать

Ярмарочные театры. Немного истории

Ярмарочные театры, в отличие от привилегированных, не обладали никакими правами и подвергались постоянным преследованиям. Их история – это история борьбы против запретов и ограничений, в процессе которой ярмарочные театры проявляли немалое упорство и изобретательность.

В конце 60х годов 18 века ярмарочные театры сменили бульварные. Именно там создавались новые жанры, изобретались новые сценические приемы, именно там ниспровергали аристократическую театральную эстетику, чтобы противопоставить ей ту, что выражала вкусы французской нации. Здесь происходила борьба третьего сословия за театр.

Еще со дня основания «Камеди Франсэз» запретил все ярмарочные зрелища, «в которых были элементы диалога и сценического действия». Это только привело к всплеску популярности бульварных театров, которые были уже не примитивными балаганами, а самыми настоящими театрами, для которых задачей первостепенной важности являлась задача находить пути обхода налагаемых на них запретов.

Вот пример такой борьбы за существование и хотя он относится к началу 18 века, все равно является довольно интересным. Далее - несколько цитат из книги Мокульского «История западноевропейского театра»:

« Когда театр Французской Комедии запретил ярмарочным театрам представление классических трагедий и комедий, они стали играть пьесы, в которых не соблюдались правила трех «единств», вроде пьесы Фюзелье «Похищение Елены, взятие и пожар Трои», где время действия доходит до десяти лет и перебрасывается из одного места в другое.

Королевские актеры спохватились и запретили ярмарочным комедиантам вводить в спектакль диалог. В ответ на это запрещение был создан жанр «пьес-монологов» (например, «Арлекин — невежественный ученик»), в которых говорил только один актер, а другие отвечали ему жестами; иногда давалось подобие диалога, которое заключалось в том, что один из собеседников произносил свои реплики из-за кулис.

Но и эта уловка ярмарочных комедиантов не удалась: новый указ запретил им вообще говорить со сцены. Так как запрещалось говорить по-французски, то ярмарочные актеры попробовали пользоваться различными жаргонами. Но и эта уловка кончилась для них плохо: в 1708 году парламент распорядился прекратить их спектакли и даже разрушить театральные здания, в которых они играли.

Некоторые ярмарочные труппы продолжали давать спектакли, несмотря на указ парламента. В ответ на это театр Французской Комедии организовала сожжение их театра. Самоуправство не прошло даром королевским актерам, которые были присуждены к уплате штрафа в шесть тысяч ливров. Вскоре после этого случая был изобретен новый жанр пантомимы-пародии, в которой актеры произносили трагическим тоном галиматью, звучавшую наподобие александрийских стихов, пародируя тем самым напыщенную декламацию «римлян» (так они называли королевских актеров). Последние пожаловались королю, который запретил ярмарочным театрам исполнять какие бы то ни было пьесы.

Положение было почти безвыходным, но ярмарочные театры нашли новую лазейку. Они начали ставить «пьесы в надписях» (pieces a ecritaux). На плакатах большими буквами был написан весь тот текст, который нужно было сообщить зрителям. Позже такие афиши-плакаты спускали с потолков на блоках и на них писались не только реплики, но и имена произносящих их лиц. Часто текст был заменен рифмованными куплетами, которые распевались самой публикой на популярные мотивы. Показ плакатов сопровождался пантомимической игрой».

Бульварные театры перед революцией

Вплоть до 1791 года, все бульварные театры, не будучи привилегированными, должны были представлять свои пьесы на цензуру чиновников придворных театров. Часто пьесу так уродовали, что она превращалась в набор скабрезностей и фарсов – из театральных постановок умышленно изгонялось все, что могло способствовать самосознанию народных масс.

В своей книге «Красные и черные Дейч пишет:

: “Залы бульварных комедиантов почти всегда переполнены публикой... Отчего пьесы этих театров большей частью так плоски, пошлы, непристойны? Оттого, что существует кучка актеров, которая осмеливается утверждать, что только одни они могут представлять разумные пьесы; оттого, что эти смешные притязания находят поддержку; оттого, что благодаря такой невероятной и позорной привилегии народ вынужден слушать только воплощенную разнузданность и глупость. Вот к чему привел надзор за театральными представлениями у народа, славящегося своими драматургическими шедеврами”.

И в другом месте, рассказывая о балаганных представлениях на Сен-Жерменской ярмарке, Дейч говорит: “Богатство нашего театра должно бы считаться народным достоянием, а между тем оно является исключительной собственностью королевских актеров”.

Одной из особенностей ярмарочного театра были соединение слова с музыкой, пением, танцами и клоунадой. Нужно сказать, что это было очень яркое и жизнерадостное зрелище, здесь устанавливался контакт между зрителем и актером, что являло собой разительный контраст с напыщенной и торжественной обстановкой в залах привилегированных коллег.

Перед революцией все больше и больше начал нарастать протест против системы монополий. Заговорили о создании Второго Французского театра, которым хотели сделать «Забавное варьете». Несмотря на протесты «Камеди Франсез», директорам «Варьете» даже удалось перевести помещение в Пале-Рояль, но об этом будет рассказано подробнее.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]