Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПромЭкология.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
16.09.2019
Размер:
2.07 Mб
Скачать

Лекция № 1. «Человечество и окружающая среда»

В 1968 г. Гappeтт Хардин (Garrett Hardin) из Univегsitу of California, Санта-Барбара, опубликовал, статью в Журнале Science, которая с каждым годом становится все более популярной. Хардин озаглавил свою статью «Трагедия пастбищ» «The Tragedy of the Commons»); ее основным тезисом было то, что общество, которое допускает абсолютную свободу действий в сферах, негативно влияющих на общественную собственность, неизбежно обречено на поражение. В качестве примера, Хардин привел общественное пастбище, которым местные скотоводы пользуются по собственному усмотрению. Каждый скотовод, стремясь повысить свое благосостояние, не согласовывая с другими, увеличивает свое стадо. Поступая так, он получает дополнительный доход от возросшего стада, но истощение пастбища на него влияет слабо, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Однако в какой-то момент, зависящий от размеров и пышности общественного пастбища и растущей численности животных, чрезмерное использование разрушает пастбище и бедствие настигает всех.

Современная версия «трагедии пастбищ» обсуждалась Харвеем Бруксом (Harvey Brooks) из Harvard University. Брукс отмечает, что удобство, независимость и безопасность путешествия на личном автомобиле побуждает множество людей ездить на работу, в университет, в магазины. При небольшом потоке машин это абсолютно логично. Однако при определенном критическом потоке общественная сеть дорог не способна с ним справиться и малейшая проблема (будь то остановившийся автомобиль или небольшое происшествие) обрекает водителей на минуты и даже часы бездействия, что прямо противоположно их ожиданиям. Примеры частых проблем в системах сетей автодорог сейчас стали легендами: Лос-Анджелес, Токио, Неаполь, Бангкок, Мехико.

Общественное пастбище и общественная сеть автодорог – это примеры общественных систем, которые по сути локальны и могут, равняться действиями местных (локальных) сообществ. B нeкотоpых случаях это соблюдается и для, части общественного достояния, касающегося окружающей среды: например, ненадлежащее захоронение отходов или выбросы сажи в резулътате процессов горения по сути локальные проблемы. Однако выбросы в воду и в воздух относятся к проблемам другого порядка. Гидросфера и атмосфера - примеры не «местного», а «глобального общественного достояния», системы, которые могут быть изменены людьми по всему миру ради их собственной выгоды, но если их использовать неправильно, могyт принести вред всем. Значительная часть деятельности общества воплощена в промышленности, и именно взаимоотношения промышленности и окружающей среды в особенности в сфере глобaльного общественного достояния, составляют тему данной дисциплины.

Неcoмненно, что современная технология принесла огромные выгоды народам мира: увеличение продолжительности жизни, повышение мобильности, сокращение использования ручного труда, практически всеобщую грамотность. Тем не менее взаимодействие промьшленной деятельности человека с окружающей средой Земли вызывает растущие опасения лучше всего выраженные в разрушающем стереотипы отчете «Наше общее будущее», опубликованном Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию в 1987 г. Вопросы, поднятые в этом отчете, обретают новое значение в свете некоторых воздействий на окружающую среду. С 1700 г. оборот международной торговли вырос в 800 раз. За последние 100 лет объем мирового производства увеличился более чем в 100 раз: В начале ХХ в. производство синтетических органическиx веществ было минимально; сегодня объем их, производства, составляет более 90 млн. т в год только в США.. С 1900 г. темп мирового потребления ископаемого топлива увеличился в 50 раз. Важны не просто цифры сами по себе, но их значимость и довольно короткий исторический промежуток времени, который они представляют.

Наряду с этими очевидными воздействиями на систему заслуживают внимания и некоторые скрытыe тенденции. Среди них - уменьшение региональных и глобальных способностей борьбы с антропогенными эмиссиями. Например, существенно возросло производство диоксида углерода, связанное с, экономической деятельностью человека. (рис. 1.1), в основном с крайне быстрым ростом потребления энергии. Эта закономерность определяется эволюцией экономики в направлении более сложного состояния, ускоряющимся ростом использования и потребления материалов, а также ростом использования капитала. Эволюция общества сопровождалась изменениями формы потребляемой энергии, доля электрической (вторичной) в которой растет в противоположность биомассе или прямому использованию ископаемого топлива (первичной), в результате чего наблюдается известный экспоненциальный рост содержания СО2 в атмосфере с начала Промышленной революции (рис. 1.2). Таким образом, оказывается, что человечество растущими темпами использует способность атмосферы перерабатывать продукты собственной экономической деятельности.

Рост численности населения - это, естественно, основной фактор, обеспечивающий взрывной рост промышленности и возросшее использование и потребление материалов. С 1700 г. население мира увеличилось в 10 раз: сейчас его численность составляет примерно шесть миллиардов и ожидается, что она составит 10-12 млрд в конце ХХI в. Обычно признают, что со времен Промышленной революции население продемонстрировало бурный рост; но часто не осознают такой чрезвычaйно важный факт: как тесно рост численности населения связан с технологической и культурной эволюцией. Как показывает рис 1.3, три больших всплеска численности населения наблюдались в период начала использования орудий труда, сельскохозяйственной революции и Промышленной революции. Промышленная революция фактически состояла из технологической революции и «неосельскохозяйственной» революции (появление современных сельскохозяйственных технологий), которые создали то, что казалось неограниченными для роста населения ресурсами. Сегодня численность населения, урбанизация, экономические системы, культуры неразрывно связаны с тем, как мы используем, перерабатываем, выбрасываем или утилизируем природные и синтетические материалы и энергию, и с бесчисленными, продуктами, которые из них производятся.

Сказанное наводит на мысль о том, что планета и ее население далеки от устойчивого состояния и могут оказаться в неустойчивом положении. Могут быть предложены три возможных пути к долгосрочной стабильности: (1) управляемое сокращение pocтa до достижения долгосрочно устойчивого состояния численности населения/технологии/культуры (которое мы будем называть «несущем способностью» ( «carriпg capacity»); (2) управляемое снижение численности населения до уровня, устойчивого при меньшей технологической активности; или (3) неуправляемый кризис одного или более параметров (численности населения, культуры, технологии) до тех пор, пока не будет достигнута стабильность на каком-либо нежелательно низком уровне (рис. 1.3).

Эта перспектива имеет важный смысл. Когда мы объективно рассматриваем недавнее прошлое (а 200 лет можно считать недавним прошлым даже по меркам культyрной эволюции человека и уж определенно - по меркам нашей биологической эволюции), один факт становится очевидным: промышленная революция в том виде, в котором мы ее знаем, не является устойчивой. Мы не можем продолжать использовать материалы и ресурсы так, как мы это делаем сейчас, в особенности в наиболее развитых странах. Но какова альтернатива?