Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом 2.docx
Скачиваний:
32
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
89.19 Кб
Скачать

II.4.2. Лексико - словообразовательная вариативность

В течение долгого времени, вплоть до специального указа Петра I, на Руси существовала особая уничижительная форма личных имен (особенно характерная для людей низших сословий). Такие формы имен называют полуименами. Если в быту, в кругу трудовых людей они звучали по-свойски, даже с оттенком доброжелательности и ласки, то в официальных документах до XVII века они были определенным штампом, указывающим на взаимоотношение людей, принадлежащих к разным социальным группам, на обращение нижестоящего к вышестоящему. Даже именитые люди подписывались Ивашка, Федька, Володька, Васька. Этикет возвышения того. К кому обращались, требовал самопонижения, чтобы сделать это возвышение еще большим.

Лишь в XVII веке, в связи с реформами Петра I, в документах, которые составлялись в столице, стали закрепляться официальные полные формы имен: Иван, Петр, Василий взамен Ивешек, Петрушек, Васек независимо от их социального положения.

В русской антропонимике период конца XVII – начала XVIII веков характеризуется поисками удобных и экономных способов именования лица. В рамках централизованного государства требовались единые именования сословные различия препятствовали этому. В качестве критерия выделения личности привлекались обозначения служебного положения, профессии, места жительства, сословные определения и т. д. Наиболее постоянным и более верным критерием было указание на родственные связи (жена, дочь, сын и др.)

Чем выше было общественное положения человека, тем меньше круг дополнительных экстралингвистических факторов, требовавшихся для определения лица. Так, например, при именовании князей, бояр в Древней Руси в состав полной формулы включались в основном антропонимические компоненты (имя, прозвище имя, отчество, родовое или фамильное прозвище).

Прав Е.М. Щетинин, заметив, что подобное «нагнетание личных имен преследовало сугубо антропонимическую цель – создать ценой сцепления целого ряда номенклатурных элементов уникальное неповторяющееся словесное обозначение человека:

Князь Василий Ушатый Федор Гвоздь Васильевич Туренин; Павель Ивановъ Тарасовъ;

ϴедоръ МатвЪевЪ Вямитиновъ [Щетинин 1966: 80].

В исследуемых нами документах различного характера и назначения именовались лица разными способами. При переписи жителей определенной деревни, название деревни оказывается достаточными и поэтому в списках указывались только имена и полуотчества крестьян. В купчих, долговых, составленных в городах, куда стекались люди из разных мест, обычно указывается место жительства, откуда прибыл человек, его профессия, сословное положение и т.д.

Борисъ Григорьевъ с Березовъ по ук. Выведенъ въ Колынавъ въ 748 г. У него жена Матрена Никитина; у него дЪти Михайло, Исайко да Тимофей [IV. 136].

Исследуемый материал является источником для исследования разнообразных словообразовательных моделей русского христианского именослова.

Нами выявлено несколько групп словообразовательных моделей, свойственных для разговорной речи:

1. Личные имена, образованные при помощи нулевого суффикса путем отсечения суффикса (-uj-):

Антоний → Антон,

Евстратий → Евстрат,

Ефимий → Ефим,

Епифаний → Епифан,

Захарий → Захар,

Назарий → Назар,

Макарий → Макар.

2. Имена, в которых для быстроты произношения изменился фонетический облик суффикса.

Еремия → Еремей (Ерема),

Малахия → Малахей (Малах),

Сергий → Сергей (Серга).

4. Частотны в исследуемых памятниках личные имена с суффиксами, придающими словам современного русского языка субъективную оценку:

- ик - : Александрикъ, Лаврикъ, Самуиликъ;

- ушк / юшк - : Андрюшка, Ондрюшко, Артюшко Вахрушко, Федюшко, Илюшко;

-ашк-:Обрашка, Орташка, Ромашко;

-уш -: Вахруша, Карпуша,Сергуша;

-юк -:Васюкъ, Титюк;

-ун -:Сергуня;

-ошк / ешк -: Терешка, Тимошка.

Наиболее частотны именования людей, имеющих в своем составе стилистический суффикс - к -:

Авдейко, Аверька, обрамко, Огапко, Огафонко, Агейко, Алешка, Оброска, Амоско, Акимко, Ондрюшка, Архипко, Бориско, Вавилко, Варфаламейко, Герасимко, Гордейко, Гаврилио, Васио, Галактионко, Акулинка, Анка, Антонидка, Василиска, Варварка, Дашка, Домникейка, Катиринка, Лизаветка, Маремьянка, Маринка, Оленка, Пелагейка, Степанидка, Татьянка, Улка, Федоркаи др.( всего 158 имен).

Почти каждое имя имело производное с суффиксом - и -. Но в отличии от современных личных имен суффикс -и – в деловых текстах XVII века не содержит оттенок пренебрежительной уничтожительности. Такой суффикс имели имена и крестьян, и посадских людей, и казаков:

В Тобольске ж в 206 году, по указу великого государя, взяты изъ служебъ и велено быть в посадЪ по прежнему посадскiмъ людям: Лучке Андрееву, Мишке Шанову, Кирюшке Зановьеву, Васке Москвину, Кирюшке Костерину (всего 5 человек);

В том же году 206 по указу великого государя, велЪно быть вновь въ посадЪ жъ по докладной выпискЪ бобылямъ, которые живутъ въ Тоболску пришлые изъ русских городов:

ϴедна Огрызковъ, Стенка Загибалов, Кирюшка и Оска Денисовы, Петрушка Копылова, Юшко и Тараско Птрахины, ООмна Ивановъ и т.д.(всего 12 человек).

Таким образом, анализируемые памятники письменности показывают широкую палитру словообразовательных моделей личных имен жителей г. Тобольска XVII века. Пестрота суффиксов, не придающая в переписных книжках личностных отношений, позволяет судить о несформировавшейся антропонимической системе названного периода.