Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом 2.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
89.19 Кб
Скачать

Заключение

Памятники деловой письменности, хранящиеся в государственном архиве г. Тобольска, отражают важные периоды формирования русского национального языка. XVII век является и периодом становления антропонимической системы русского языка. С этой точки зрения изучение источников из городского архива становится наиболее актуальным.

Впервые став предметом анализа, антропонимия г.Тобольска XVII века рассматривается с точки зрения происхождения и структуры. Особое внимание уделяется вариативности личных имен и их зависимости от статуса именуемого лица и его происхождения.

Нами было выявлено 202 личных имени в 1115 употреблениях.

Предметом анализа стали следующие источники:

1. Въдомость 1701 года;

2. Дозорная книга 1703 года;

3. Сметные списки 1170-1707 годов;

4. Переписная книга 1754 года;

5. Ревизские сказки о крестьянахъ и ясащныхъ татарахъ Тобольского округа (XVII век);

6. Списки монахов и крепостных крестьян Тобольского Абалакского и мужского Знаменского монастырей [фонды И-70, опись 1,дела 18, 26, 57; И-156, опись 1, дела 15,152].

Тобольск в XVII в. был крупным городом Сибири. В нем строились церкви, открывались фабрики и заводы, возделывались пашни, открывались новые приходы, действовали монастыри. Состав населения был разнороден: в нем проживали промышленники, казаки, стрельцы и пятидесятники, купцы и торговые работники, строители, священнослужители, монастырские и государственные крестьяне.

По численности населения самыми многочисленными были государственные и монастырские крестьяне (40 – 50% от всего населения), духовенство 25-30%, в состав которого входили архимандрид, пономари, протоиреи, архиепископы, священнослужители, дьяконы, подьячие, архивариусы, писцы, затем посадские люди (20% населения), в их числе промышленники, торговые работники, ремесленники, кузнецы и служилые люди: казаки и стрельцы (10-15% населения), сопровождавшие гонцов, возглавшие почтовую службу, следившие за порядком в деревянном строящемся городе.

В процессе анализа личных имен и фамилий людей названных социальных групп антропонимов мы пришли к следующим выводам:

I. Антропонимы являются одним из древнейших пластов русской ономастики, имеющих разную историю происхождения, хотя антропонимика как раздел языкознания выделилась из ономастики в отдельную науку сравнительно недавно.

II. История русской антропонимики знает четыре периода ее формирования: дохристианский период, христианский период, дореволюционный период, современный период.

Это периодизация опирается на реальные социально – исторические и ономастические факты. Каждый период имеет свой антропонимический состав и структуру и характеризуется своими особенностями.

III. Картотека антропонимов состоит из двух групп слов- большей по количеству группы нехристианских (неканонических, мирских) имен и малочисленной группы христианских (канонических, календарных) имен.

Нехристианские имена наравне с неканоническими носили беспаспортные крепостные или свободные крестьяне, лишь за редким исключением служилые и посадские люди, а канонические – духовенство, князья, бояре, основная масса посадских и служилых людей. Численность канонических имен среди населения города к концу XVIIв. Идет на убыль. Степень популярности христианских имен зависела от имени святого, почитаемого церковью в день рождения ребенка и значащегося на этот день в святцах.

IV. Очень распространены среди личных имен крестьян, служилых людей, а также дьяконов, подьячих, звонарей, новокрешенных горожан именования с определенным оценочным суффиксом-к-(Архипка, Сидорка, Лаврик, Карпушка и др.), что являлось нормой для антропонимии XVII в. И нередко отражало общественное положение носителя имени в социальной структуре общества. В монастырских документах суффиксы субъективной оценки – к-, -ушк-,-ишк-, -ищ- придают имени пренебрежительно уничижительной оттенок: ими выражалось противопоставление нижестоящих вышестоящим. Но нами отмечено, что в документах особых жанров, а именно в переписных книгах, сметных списках, ведомостях, характер суффикса нейтрализуется. Степень популярности христианских имен зависела от имени святого, почитаемого церковью в день рождения ребенка и значащегося на этот день в святцах.

V. Структурный анализ личных имен г.Тобольска показывает разнообразную картину одночленных, двучленных, трехчленных и четырехчленных именований. Самой частотной представлена группа двучленных антропонимов (376 единиц), группа трехчленных именований немногочисленна (145 моделей имен), а четырехчленные личные имена в памятниках деловой письменности XVII в. г. Тобольска единичны.

VI. Особенно ярко представлена в Тобольских источниках вариативность личных имен. Нами было выявлено три типа варьирования: Лексико-фонетическое (Агофъ-Агапонъ; Кузьма-Козьма; Елисей-Елесей), лексико-словообразовательное (Захаръ-Захарий; Феропонтъ-Ферапушка; Ефимъ-Ефимий; Яковъ-Якушка), лексико-грамматическое(Михайла-Михайло; Федка-Федко).

VII.В документах начала XVII века даже именитые люди подписывались: Ивашка, Федька, Володька, Васька. Лишь в середине XVII века, в связи с реформами Петра I, стали закрепляться в официальные полные формы имен: Иван, Петр, Василий, Федор независимо от их социального положения.

Требовались единые именования, а сословные различия препятствовали этому и поэтому, в качестве критерия выделения личности привлекались обозначения служебного положения, профессии, места жительства, сословного определения ит. д.

VIII. В документах XVII века г.Тобольска христианские имена функционируют одновременно в нескольких вариантах, образуя именные гнезда: Евстратий- Евстрат - Елистрат, Алистрат, Алистратка.

Доментий – Дементий, Дементей, Дементейко, Дема, Демка (-ко).

Уже к концу XVII века наблюдается тенденция к выработке стабильных структур личных имен:

для бытового обихода: Артемка, Митька, Ванька:

для светской литературы: Артемий, Дмитрий, Иванъ.

для духовной литературы: Артема, Димитрий, Иоаннъ.

IX. Широко представлена в текстах вариативность антропонимических структур. Жители города Тобольска могли именоваться однословными, двучленными, трехчленными и четырехчленными антропонимами.

X. В России в XVII веке развернутая формула именования лица находилась в большой зависимости от характера документа, а также от того, к какому классу, сословно принадлежал именуемый. Большую роль играет общественное и материальное положение именуемого.

Таким образом, памятники письменности города Тобольска XVII века отражают многогранную палитру личных имен, которые дают возможность воссоздать картину становления русской антропонимической системы.