Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
для Нины.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
760.83 Кб
Скачать

Тема Родины в лирике Лермонтова.

Л. как поэт формировался в мрачную эпоху “безвременья”, эпоху реакции после подавления восстания декабристов. Господство и произвол жандармерии, усиление цензуры, карательных мер – вот приметы этого времени. Но, несмотря на это, Л. продолжает развивать в своем тв-ве свободолюбивые идеи декабристов, разоблачает самодержавие, трусость своего поколения перед властью, неспособность его к борьбе.

Тема Родины – одна из основных в лирике Л. Представление о Р. у поэта не было статичным. Вначале родина представлялась ему лишь как место рождения. Затем это понятие углублялось: Родина – место, где поэт узнал страдание и боль. Потом пришло осознание и того, что здесь страдают и многие другие. Так вошел в тв-во Л социальный взгляд на Родину.

В ст. “Жалобы турка”(1829) поэт пишет о стране, где “стонет человек от рабства и цепей”, и с горечью признается: “Друг! Этот край … моя отчизна”.

В ст. “Монолог” (1829) передано ощущение героя, что сама родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель дарование – душит их. В “здешнем свете” ценится “ничтожество”, здесь ни к чему “глубокие познанья”, они останутся без применения. (Впоследствии эта мысль прозвучит в “Думе”.)

Л обращается к историческому прошлому для того, чтобы найти примеры, достойные подражания. Значение победы России над Наполеоном для Л. символично; поэт видит в ней не просто военный триумф, но торжество справедливости, огромной духовной высоты нации. Именно поэтому аллегорическое повествование об этой войне в “Двух великанах” написано в ключе былинного сказа, где сам дух народа персонифицируется в образе “древнего русского великана”.

В одном из замечательных поэтических шедевров позднего Л. – в “Бородино” - поэт вновь акцентирует внимание на “былинности”, символичности победы русского воинства – “богатырей”: - Да были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Здесь в полную силу звучит мотив противопоставления “богатырям” “нынешнего племени”, современников, не способных на подвиги, утративших духовную связь с народом.

Этот разрыв между Россией дворянской, где процветает просвещенность, образованность, но нет возможности применить полученные знания, нет поля деятельности, и Россией народной, живущей по исконным человеческим законам, трагически осмысливается поэтом. Солдат, ведущий повествование, говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в ст. постоянно звучит мест-ние “мы”. Л. вскрывает глубинное, основополагающее св-во русск. народной психологии: личность существует не сама по себе, а лишь в слиянии с общиной. Мир народа не обезличен, напротив, он состоит из ярких индивидуальностей, живущих в одной высокой системе нравственных ценностей. Это, по убеждению Л., и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную “точку отсчета”: на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь, сами солдаты торопили “командиров”: “…”

Народу глубоко чужды всякие премудрости военной науки. Русский “богатырь” побеждает в прямом открытом бою: И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Солдаты готовы умереть, “как наши братья умирали”. В момент боя стираются сословные различия. Солдат вспоминает с любовью о командире, погибшем в сражении:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Все в бою определяют личностные качества, достоинства каждого воина и естественные, внесословные, для людей отношения. Москва – символ России, сердце родины, поэтому за нее и готовы умереть русские солдаты и их командиры.

Не только обращение к великому прошлому помогает поэту преодолевать отвращение к российской действительности, но и общение с природой родного края, непритязательная красота которой рождает в душе лирического героя высокие стремления, приближает его к нравственным идеалам:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога! (“Когда волнуется желтеющая нива”)

В 1841г. были написаны два ст-ния Л., в к-х Л. наиболее полно раскрывает всю противоречивость и сложность своего отношения к родине. “Прощай, немытая Россия” – это самое резкое политическое выступление Л. Впервые в русск. л-ре прозвучало осуждение, неприятие не каких-либо отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России, этой “немытой” страны “рабов” и “господ”. Обращают внимание строки:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Слово “преданный” многозначно. Это и “покорный”, “послушный” (черновые варианты Л), и отданный на расправу, и верный. Все оттенки значений “срабатывают” в лермонтовском эпитете. И речи идет одновременно о беде и о вине России и ее народа. Страшная картина духовного рабства внушает поэту отвращение.

Почти одновременно с этим ст-нием была написана “Родина”, где Л. анализирует свое чувство к Родине, в отличие от лириков предыдущей эпохи. Свою любовь он называет “странной”, п.ч. “люблю – за что, не знаю сам”. Его не устраивает великодержавный патриотизм, “слава, купленная кровью”, не трогают его и “заветные преданья”. Л. утверждает любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русск. природы, к русск. земле, возделанной народом. Интересно построение этого ст-ния: от общего к частному, от общих рассуждений о России, к изображению ее величественной природы, а затем и народного быта. Движение идет и на уровне лексики и метрики. В начале ст-ния доминирует лексика литературно-книжная, в последней части – простая разговорная речь. Торжественный и плавный шести и пяти стопный ямб сменяется четырехстопным, знаменуя тем самым переход к обыденному тону, подготавливая появление образа пляшущих мужичков. Добролюбов считал, что Л., “умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе”. Именно “Родина” Л. показала, что поэт понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно.