Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1zhuravleva_s_m_ivanov_a_v_fotieva_i_v_filosofiya_chast_ii_te

.pdf
Скачиваний:
41
Добавлен:
29.10.2019
Размер:
2.22 Mб
Скачать

§3. Характер законов, изучаемых и используемых

всельскохозяйственных науках

Важно также отметить своеобразие познаваемых и используемых в сельскохозяйственных науках законов. В философии науки под законом понимается устойчивая повторяющаяся

связь явлений (в основном в естественных науках) или устойчивый набор фундаментальных причин, приводящих к возникновению устойчивых следствий (в основном в социальных и гуманитарных науках), познание которых позволяет описывать, объяснять и предсказывать явления окружающего мира.

В свою очередь, законы делятся на динамические и статистические законы. Об этом мы писали выше, но остановимся на этом подробнее. Первые позволяют однозначно описать и предсказать поведение системы в любой последующий момент времени. Таковы законы классической ньютоновской механики. Статистические законы служат для описания систем, поведение которых в будущем предсказать можно, но лишь с той или иной степенью вероятности. Таковы системы, состоящие из большого числа частиц, как например, в термодинамике; или же сами индивидуальные объекты подобных систем обладают определенными степенями свободы и исключают однозначные тренды развития. Таковы элементарные частицы в квантовой механике, где нельзя одновременно точно определить их координату и импульс (принцип неопределенности Гейзенберга). Точно так же невозможно однозначно предсказать, какие характеристики будет иметь ребенок после объединения наследственного материала родителей, и каковы будут черты организма после мутации. Сегодня общепризнано, что статистические законы носят более глубокий характер и точнее описывают процессы, идущие на уровнях микро-, макро- и мегамира. Современная синтетическая дисциплина синергетика как наука о самоорганизации сложных открытых систем выработала соответствующий понятийный и математический аппарат, позволяющий просчитывать и оценивать нелинейные (или ветвящиеся) сценарии развития той или иной системы с той или иной степенью вероятности.

271

Еще более сложный и вероятностный характер носят статистические законы и причинные связи в живой природе, где число степеней свободы существенно возрастает по мере роста организованности и сложности поведения живых систем. В деятельности млекопитающих мы сталкиваемся уже с индивидуальным поведением и тем, что может быть названо зачатками свободной воли. Ф. Капра в очень интересной книге «Паутина жизни» приводит рассуждение одного биолога, который говорит, что, если мы пнули ногой камень, то достаточно точно можем предсказать, куда он отлетит; но если мы пнем ногой собаку, то можем предсказать лишь вероятностно (в зависимости от глубины нашего знания ее повадок) — побежит ли она прочь или с озлоблением набросится на нас.

Если же обратиться к поведению человека и к процессам, идущим в общественной жизни, то научные объяснения и предсказания примут еще более сложный и неоднозначный характер. Ведь здесь мы сталкиваемся, во-первых, с принципиальной необратимостью процессов социальной жизни, где ничто и никогда не повторяется буквально; и, во-вторых, с развитой системой целевой детерминации, когда отдельные люди, семьи, общественные группы, государства и все человечество в целом ставят перед собой субъективные цели и прикладывают волевые усилия, чтобы претворить их в жизнь. И возможности такой сознательной перестройки мира сообразно своим субъективным целям неуклонно увеличиваются в истории. Это даже дало основание крупнейшему социологу XX века П.А. Сорокину прямо заявить, что «говорить о какой бы то ни было предопределенности, о независимых от человека законах в ходе истории, о невозможности переступить эти законы и т.д. —это значит плавать в безбрежных туманах заблуждений»126. И далее он пишет: «Человечество — новая сила мира. Сила эта все более и более растет; она определяет область существования его самого и все шире и шире раздвигает эту область. То, что «естественно» вне его, «неестественно» для него. «Естественный» закон борьбы за существование, уничтожение слабых

126 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992. —

С. 520.

272

сильными, неприспособленных — приспособленными человечество заменяет «искусственным» законом взаимной помощи и солидарности, охранения слабых и приспособления условий к своим потребностям»127.

Можно, конечно, задаться вопросом, насколько по мере своего исторического и научно-технического развития человечество становится свободным от действия «слепых» законов и объективных причин природы (типа падения метеоритов, засух, наводнений, извержений вулканов, смерчей и цунами)? Но то, что, в отличие от животных самой высокой организации, мы способны не просто адаптироваться к природе, подстраиваться под нее, но и активно перестраивать природу сообразно своим человеческим целям и ценностям, законам нашего разумного и духовного существования, — этот факт несомненен. Другое дело, что это «переделывание» природы или ее окультуривание должны быть не плодом нашего волюнтаристского произвола по принципу «что хочу — то и ворочу» (что происходит сегодня при создании тех же ГМО-объектов), а опираться на познание и практическое использование каких-то фундаментальных природных законов, которые имеют самое прямое отношение и к нашему человеческому существованию. Это прекрасно понимал Ф. Бэкон, написавший, что «природа побеждается только подчинением ей»128. Конечно, характер подобных законов и их число служат сегодня предметом полемики среди биологов и философов.

В самом первом приближении к таким фундаментальным законам природы, специфически преломляющимся и в человеческой жизни, можно отнести ненасилие и недопустимость уничтожения живых форм (если только последние не несут прямой угрозы всем другим формам жизни). А. Швейцер назвал это принципом «благоговения перед жизнью». Другим важнейшим законом служит примат кооперации и сотрудничества в природе над конкуренцией и враждой. Значение симбиозов и биосферных взаимодействий не менее фундаментальны и многочислен-

127Там же. — С. 521.

128Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. — М., 1972. — Т. 2. — С. 12.

273

ны, чем отношения конкуренции и вражды. Показательно, что

чем выше уровень биологической организации того или иного вида, тем больше отступает на задний план механизмы межвидовой и особенно внутривидовой конкуренции. Здесь доста-

точно указать на высшие виды млекопитающих, типа человекообразных обезьян, дельфинов и китов. Есть также всеобщий закон совершенствования, который только на уровне человеческого общества приобретает сознательно-целевой характер.

Нетрудно заметить, что в сельскохозяйственных науках нам приходится иметь дело со всеми типами законов, которые действуют и в так называемой «неживой», и в живой природе, и в человеческом обществе. Чаще всего необходимо учитывать сложное взаимодействие, переплетение всех этих закономерностей, будь то агрономия, ветеринария или конструирование сельскохозяйственной техники, не говоря уж об экономической и социальной организации сельских поселений. Но особое значение в аграрных науках играет сознательная целевая установка человека, желающего увеличить производительность сельскохозяйственного труда, вывести новый сорт скота или кардинально перестроить какой-либо природный ландшафт.

И здесь главной задачей, которая встает перед сельскохо-

зяйственными науками в нынешних условиях огромного возрастания энергетической и технической мощи человеческой цивилизации, становится всесторонний учет и согласование объективных закономерностей природы и субъективных человеческих желаний, сущего и должного, индивидуальных интересов и общественных потребностей, материальных и духовных аспектов существования человека на Земле.

Но все это, в конечном счете, предъявляет не только высочайшие профессиональные требования к современному учено- му-аграрию, но и к его этическому облику — тем ценностям и целям, которыми он лично руководствуется в жизни и в научном творчестве. Ученый способен добиться выдающихся научных результатов, работающих на общее благо; но он же способен породить такие идеи и изобретения, которые могут привести

кгибели всего живого на Земле.

Иесли еще 30-40 лет назад эта дилемма носила довольно абстрактный характер и казалась довольно далекой от того, чем

274

повседневно жил и занимался ученый-аграрий, то сегодня это противоречие и этот выбор затрагивают повседневную реальность не только его профессиональной, но и бытовой деятельности, к примеру, как производителя и покупателя тех же генетически модифицированных продуктов питания. И здесь каждый молодой ученый-аграрий, причастный к работе на земле, призван нравственно определиться и найти свое достойное ме-

сто в окружающем мире. А дело философии — ненавязчиво

способствовать его свободному и ответственному жизненному выбору.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова история развития аграрных знаний? Какие открытия стали поворотными в этой истории?

2.Какие факторы необходимы для обеспечения поступательного развития сельскохозяйственных знаний?

3.В чем заключается специфика современных сельскохозяйственных наук? Соответствуют ли они нормам и идеалам постнеклассической науки?

4.В чем заключаются моральные проблемы генной инженерии? Каковы опасности использования ГМО-объектов в сельскохозяйственном производстве?

5.В чем заключается характер законов, изучаемых и используемых в сельскохозяйственных науках?

6.Какова главная задача сельскохозяйственных наук в кризисных условиях современной техногенно-потребительской цивилизации?

275

ПРИЛОЖЕНИЯ

276

Исаак Ньютон, сын мелкого, но зажиточного фермера, родился в деревне Вулсторп (графство Линкольншир) в год смерти Галилея и в канун гражданской войны. Отец Ньютона не дожил до рождения сына. Мальчик родился болезненным, до срока, но всё же выжил и прожил 84 года. Факт рождения под Рождество Ньютон считал особым знаком судьбы. Покровителем мальчика стал его дядя по матери, Вильям Эйскоу. В детстве Ньютон, по отзывам совре-

менников, был замкнут и обособлен, любил читать и мастерить технические игрушки: часы, мельницу и т. п. По окончании школы (1661) он поступил в Тринити-колледж (Колледж святой Троицы) Кембриджского университета. Уже тогда сложился его могучий характер — научная дотошность, стремление дойти до сути, нетерпимость к обману и угнетению, равнодушие к публичной славе.

Похоже на то, что значительную часть своих математических открытий Ньютон сделал ещё студентом, в «чумные годы» 1664-1666. В 23 года он уже свободно владел методами дифференциального и интегрального исчислений, включая разложение функций в ряды и то, что впоследствии было названо формулой Ньютона-Лейбница. Тогда же, по его утверждению, он открыл закон всемирного тяготения, точнее, убедился, что этот закон следует из третьего закона Кеплера. Кроме того, Ньютон в эти годы доказал, что белый цвет есть смесь цветов, вывел формулу «бинома Ньютона» для произвольного рационального показателя (включая отрицательные) и др. Все эти эпохальные открытия были опубликованы на 20-40 лет позже, чем были сделаны. Ньютон не гнался за славой. Стремление открыть истину было у него главной целью.

1667 г.: эпидемия чумы отступает, и Ньютон возвращается в Кембридж. Избран членом Тринити-колледжа, а в 1668 году становится магистром. В 1669 году Ньютон избирается про-

277

фессором математики, преемником Барроу. Барроу пересылает в Лондон сочинение Ньютона «Анализ с помощью уравнений с бесконечным числом членов». Продолжаются эксперименты по оптике и теории цвета. Ньютон строит смешанный теле- скоп-рефлектор (линза и вогнутое сферическое зеркало, которое полирует сам). Всерьёз увлекается алхимией, проводит массу химических опытов.

1672 г.: демонстрация рефлектора в Лондоне вызывает всеобщие восторженные отзывы. Ньютон становится знаменит и избирается членом Королевского общества (британской Академии наук). Позже усовершенствованные рефлекторы такой конструкции стали основными инструментами астрономов, с их помощью были открыты иные галактики, красное смещение и др. Разгорается полемика по поводу природы света с Гуком, Гюйгенсом и другими. Ньютон даёт зарок на будущее: не ввязываться в научные споры. В письмах он жалуется, что поставлен перед выбором: либо не публиковать свои открытия, либо тратить всё время и все силы на отражение недружелюбной дилетантской критики. Судя по всему, он выбрал первый вариант.

1684-1686 гг.: после долгих уговоров Ньютон соглашается опубликовать свои главные достижения. Приходят всемирная слава и ожесточённая критика картезианцев: закон всемирного тяготения вводит дальнодействие, не совместимое с принципами Декарта. В 1689 году Ньютон был в первый раз избран в парламент от Кембриджского университета и заседал там немногим более года. Второе избрание состоялось в 1701-1702 годах. 1696 г.: Королевским указом Ньютон назначен смотрителем Монетного двора (с 1699 года — директор). Он энергично проводит денежную реформу, восстанавливая доверие к основательно запущенной его предшественниками монетной системе Великобритании.

1699 г.: начало открытого приоритетного спора с Лейбницем, в который были вовлечены даже царствующие особы. Эта нелепая распря двух гениев дорого обошлась науке — английская математическая школа вскоре увяла на целый век, а европейская — проигнорировала многие выдающиеся идеи Ньютона, переоткрыв их много позднее. На континенте Ньютона об-

278

виняли в краже результатов Гука, Лейбница и астронома Флемстида, а также в ереси. Конфликт не погасила даже смерть Лейбница (1716).

В 1703 году Ньютон был избран президентом Королевского общества и управлял им до конца жизни — более двадцати лет. 1705 г.: королева Анна возводит Ньютона в рыцарское достоинство. Отныне он сэр Исаак Ньютон. Впервые в английской исто-

рии звание рыцаря присвоено за научные заслуги.

Последние годы жизни Ньютон посвятил написанию «Хронологии древних царств», которой занимался около 40 лет, и подготовкой третьего издания «Начал». В 1725 году здоровье Ньютона начало заметно ухудшаться (каменная болезнь), и он переселился в Кенсингтон неподалёку от Лондона, где и скончался ночью, во сне, 20 (31) марта 1727 года. Похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Надпись на могиле Ньютона гласит:

«Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и появляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Прилежный, мудрый и верный истолкователь природы, древности и Св. писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Бога, а нравом выражал евангельскую простоту. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».

Сам Ньютон оценивал свои достижения более скромно: «Не знаю, как меня воспринимает мир, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, который развлекается тем, что время от времени отыскивает камешек более пёстрый, чем другие, или красивую ракушку, в то время как ве-

ликий океан истины расстилается передо мной неисследованным»129.

129 [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (сокр.)

279

Новости в электрическом освещении130

В.В. Рюмин Электрический свет, еще недавно — «свет будущего», все более и более становится «светом настоящего». У наших соседей, в Германии, не только города и местечки, но и целый ряд деревень перешли за последние годы на электрическое освещение. Говорить о достоинствах электрического света, по сравнению со всеми остальными способами освещения, значит — повторять давно известную истину. Почти полная безопасность в пожарном отношении, гигиеничность и удобство, — все это с избытком покрывает главный недостаток электрического осве-

щения — дороговизну.

Новейшие способы применения электричества к освещению дают возможность и этот, чуть не единственный, недостаток устранить совершенно. Тогда, конечно, электричество окончательно вытеснит и газ, и керосин из всех населенных пунктов. Пройдет одно-другое десятилетие, и газом станет выгодно освещать только те немногие местности, где естественный горючий газ выходит из земли, а керосин останется в ходу лишь в деревушках, на фермах и хуторах; да и там электрическое освещение от элементов и аккумуляторов будет медленно теснить его год от году.

«Холодный свет» Дюссо

Дело в том, что новое открытие французом Дюссо «холодного света» дает возможность использовать так называемые маловольтные лампочки накаливания, получая от них необычайно яркий свет. По стоимости его свет в 200 раз дешевле света дуговых фонарей и, во всяком случае, дешевле керосинового освещения.

Дюссо рассчитывает применением своего способа к кинематографам вполне устранить опасность пожара последних. Кроме того, этот способ освещения применим для маяков, для светового лечения, в фотографии и т.д. Яркость нового света так велика, что

130 «Природа и люди». — 1912. — № 5 (сокр.)

280