Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лашко Расследование взяточничества и коррупции...doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.03 Mб
Скачать

1. Криминалистическая характеристика взяточничества и иных проявлений коррупции

Вернуться к ОГЛАВЛЕНИЮ

Структура и общие черты криминалистической характеристики взяточничества и иных проявлений коррупции

Проблема борьбы с коррупцией существовала в России во все времена. Практически всегда проблема стояла на общегосударственном уровне. В последние годы это явление рассматривается как одна из основных угроз стабильности и жизнеспособности государства. Как тенденцию следует отметить определенную девальвацию уровня тяжести коррупционных правонарушений, вызывающих осуждение в обществе и уголовное преследование в правоприменительной деятельности. Существует множество точек зрения на сущность явления коррупции и место взяточничества в структуре этого явления. Вместе с тем нельзя не заметить, что любой подход обусловлен как минимум отраслевой спецификой проявления коррупции, позицией автора и целью, преследуемой в том или ином определении коррупции. Под целью мы понимаем в данном случае соответствие научным или практическим задачам, которые ставятся перед тем или иным определением.

Бесспорно, что понятие коррупции комплексное. Когда мы говорим о криминалистическом понятии, мы, прежде всего, должны указать на те черты этого явления, которые могут способствовать выработке специальных способов и приемов выявления и расследования соответствующих преступлений. Постановка такой задачи позволяет рассматривать абстракцию целенаправленно, находя практические проявления и признаки преступной деятельности. Речь идет о криминалистически значимых и уголовно релевантных характеристиках и закономерностях. Отдавая себе отчет в том, что с правовой точки зрения коррупция должна быть объективирована в виде каких-либо уголовно-правовых деяний, составов преступлений, мы вправе рассматривать это явление как совокупность противоправных деяний. В этом случае правильно говорить о необходимости разработки комплекса криминалистических характеристик коррупционных преступлений.

Поэтому, на наш взгляд, было бы неправильно “изолировать” криминалистическое понятие коррупции от уголовно-правового или криминологического, и в настоящей работе мы будем к ним обращаться.

Этимологически слово коррупция происходит от латинского слова corrumpere — растлевать, подрывать, подкупать, отражает принципиальную сущность этого явления.

Современная коррупция — это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой Уголовного Кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономи­ческое явление с многоструктурным и многоуровневым содержанием, в логический объем которого входит комплекс однородных видов общественно-опасных деяний.

С середины 80-х годов XX столетия начались интенсивные научные исследования комплексной проблемы — коррупции, с перспективных позиций системного анализа. Тем не менее, интегральный характер коррупции не позволил разработать однозначное определение этого сложного явления.

Одним из наиболее лаконичных, но информативно содержательных определений является формулировка, предложенная Девятым конгрессом ООН (Каир, 1995 г.), рассматривающего коррупцию как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»12.

Более объемное определение, значительно расширившее понятие субъекта коррупционных деяний, было разработано Междисциплинарной группой по коррупции Совета Европы, по которому исследуемый феномен рассматривается не только как взяточничество, но и как “любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, ча­стного сотрудника, независимого агента или иного вида отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других”13. Представляется, что подобная новация вызвана стремительной интенсификацией, так называемой транснациональной коррупции, в структуре которой и покупаемыми и покупателями нередко выступают представители коммерческих и иных негосударственных структур.

В некоторых определениях, например, в руководстве, подготовленном Секретариатом ООН, коррупция трактуется как совокупность 3-х классификационных групп криминальных деяний:

  • 1. Кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;

  • 2. Злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод;

  • 3. Конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

Несмотря на высокий авторитет авторов, с ними вряд ли можно согласиться, поскольку в предложенной ими искусственной правовой конструкции объединено множество разнородных видов деяний, существенно различающихся друг от друга. Так, включенные в пункты “1” и “2” деликты характеризуются отличающимися существенными признаками и находятся не только в разных главах, но и в разных разделах УК РФ. Что касается пункта “3-го” анализируемого определения, то он настолько абстрактен и всеобъемлющ, что вряд ли имеет не только практическое, но и теоретическое значение, т.к. под его формулировку можно “подвести” множество преступлений, предусмотренных в нашем уголовном законодательстве.

С учетом современных реалий и анализа, разработанных многими авторами дефиниций, представляется возможным определение коррупции как “социального явления, заключающегося в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах”14, а также для создания преимуществ в пользу третьих лиц. Трудно не согласиться с социальной природой коррупции. Однако нас больше интересуют не столько социальные, сколько уголовно-релевантные черты коррупции. Взаимосвязь уголовно-правовой и криминалистической характеристики преступления весьма очевидна, уголовно-правовая характеристика определяет круг обстоятельств, подлежащих установлению по делу, а криминалистическая характеристика преступной деятельности формируется с учетом предмета доказывания по делу и, по сути, является информационной основой искомого вида преступной деятельности.

Зачастую, как указано выше, коррупцию соотносят с коррупционной преступностью или с преступлениями против интересов службы в органах государственной и муниципальной власти и рядом других противоправных деяний.15

К сожалению, законодательного понятия коррупции в российском праве нет до сих пор, однако имеется положительный опыт других стран по законодательному определению коррупции. Одним из примеров может служить специальный закон республики Казахстан о борьбе с коррупцией. Так, статья 2 Закона определяет коррупцию как “не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ”.16

Российский законодатель неоднократно предпринимал попытки принятия нормативного определения коррупции, но до сих пор закона о борьбе с коррупцией не принято.17

Общим для приведенных выше определений является, во-первых, присутствие фактов “торговли” своими должностными возможностями государственных и муниципальных чиновников, во-вторых, длящийся характер коррупционных отношений,18 т.е. коррупция рассматривается не как разовая деятельность, а как атрибут преступной деятельности должностного лица. В-третьих, коррумпированность, как правило, предполагает постановку действий должностного лица в зависимость от получения вознаграждения или иного материального преимущества.

Мы не будем останавливаться подробно на рассмотрении достаточно большого числа определений коррупции, не имеющих прямого отношения к правовому регулированию и особенностям расследования коррупционной деятельности в силу узкой направленности настоящего исследования, и ограничимся приведенными.

Будучи системой, коррупционная преступная деятельность характеризуется особыми элементными связями ее частей. Это обстоятельство позволяет поставить ряд задач, которые необходимо разрешить в дальнейшем.

В частности, следует рассмотреть криминалистические особенности характеристики коррупции и взяточничества как одного из основных ее проявлений; определить системообразующие факторы, определяющие закономерности выявления и расследования фактов взяточничества и коррупции; рассмотреть структуру и характеристику отдельных элементов преступной деятельности указанного вида. Необходимо также определить основные следственные ситуации, свойственные первоначальному этапу расследования взяточничества как наиболее яркого и емкого проявления коррупции.

В соответствии с поставленными задачами попытаемся дать общее понятие коррупции.

В указанном смысле коррупция подразумевает: злоупотребление должностными полномочиями в сфере государственной службы (муниципального управления) или экономической деятельности в пользу третьих лиц, по распоряжению другого лица или по собственной инициативе в целях достижения преимуществ для себя или третьих лиц, с наступлением общественно опасных последствий или угрозой их наступления и приобретением преимуществ или ожиданием их приобретения.

В содержание коррупционных деяний, в частности, следует включить взяточничество, криминальный лоббизм, покровительство на основе личных связей, незаконное участие в предпринимательской деятельности лично или же через близких либо доверенных лиц, предоставление эксклюзивных прав в целях корыстного использования, приобретение или отвлечение государственных средств и собственности для своей корпоративной группы, любое использование или манипулирование служебной информацией в личных или групповых интересах, прямые или косвенные взносы в период избирательных компаний в пользу определенных партий или лиц, а также и на иные политические цели, незаконное распределение кредитов и инвестиций, проведение приватизации путем организации незаконных конкурсов, аукционов, фактического захвата пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, полное или частичное освобождение от таможенных платежей и налогов, незаконное применение системы преференций в отношении различных промышленных, финансовых, торговых и иных корпоративных групп и некоторые другие подобные деяния.

Сфера проявления коррупционной деятельности в общественных отношениях весьма широка (в служебной или политической деятельности, в экономической сфере). Коррупционная деятельность, как правило, протекает в скрытой, неочевидной форме (так как зачастую сопровождается сокрытием при помощи иных преступлений или злоупотреблений).

Наиболее ярким проявлением коррупции, безусловно, является взяточничество. С криминалистических позиций наиболее информативен и перспективен деятельностный подход, позволяющий рассматривать коррупцию как систему объективных и субъективных операций, процессов, не упуская межэлементных связей и зависимостей. В частности, это необходимо для определения закономерностей структуры преступной деятельности. Предложенная В.И. Куликовым теория структуры организованной преступной деятельности19, при ее экстраполяции на рассматриваемый предмет, позволяет выделять в структуре преступности составы, занимающие центральное место, влияющее на направленность самой преступной деятельности и определяющее структуру системы сопутствующих составов преступлений.

Статистически соотношение коррупционных преступлений с преступлениями так называемого структурного окружения, с точки зрения указанной теории, составляет примерно 4 к 1, доля сопутствующих преступных деяний от общего числа коррупционных преступлений составляет примерно 23-25%.20

В числе преступлений структурного окружения примерно треть составляют различные виды хищений, мошенничества и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, присвоение и растрата и т.п. Указанные соотношения определяют направления поиска преступных деяний по связи от взяточничества к преступлениям структурного окружения и в обратном направлении в соответствии с закономерным сочетанием цель — средство. А удельный вес соотношений с тем или иным видом преступного деяния в известной степени отражает и значимость версионных отношений элементов криминалистической характеристики.

Число преступлений, связанных с проявлением коррупции, составляет примерно 19% от общего числа. Из общей массы преступлений в сфере коррупции 32% составляют преступления взяточничества государственных служащих, и примерно 23% — взяточничество иных субъектов — должностных лиц.

Таблица 1