Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сирота Н.А., Ялтонский Эффективные программы пр...doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
1.98 Mб
Скачать

«Скульптура семьи» Инструкция участникам:

Давайте, изобразим семью человека, зависимого от психоактивных веществ. Для этой цели необходимо участие двух добровольцев.

(После того как добровольцы найдены). Попросим одного из них сыграть роль зависимого от психоактивных веществ, а другого роль его мамы.

Наш герой употребляет алкоголь или наркотики. Он находится в центре внимания всей семьи как страдающее существо, которое неспособно нести ответственность за собственную жизнь. Ответственность за его жизнь берут на себя другие люди (например, мама).

Приглашаем принять участие в этой сценке остальных членов группы, которые могут играть роли социаль­ного окружения нашего героя (начальство, соседи, друзья и проч.)

-Ведущий: Как зовут нашего героя? Сколько ему лет? Он работает или нет? Что он употребляет? Есть ли у него семья?

-«Зависимый» Меня зовут Вовочка. Мне тридцать лет. Я не работаю и живу с мамой за счет ее пенсии. Холост. Периодически напиваюсь.

-Ведущий: А сколько лет маме? Как она относится к Вовочке, который бездельничает, пьянствует? «Мама»: Он мой самый любимый, самый хороший. -Ведущий: Вам его жалко, наверное?

«Мама»: Конечно, жалко. Такой несчастный, женщины его не любят. Начальник к Вовочке придирается, все ругается, грозит увольнением. Соседи по пустякам жалуются.

-Ведущий. Давайте, изобразим эту ситуацию в виде живой картинки. В центре стоит Вовочка. Рядом с ним ма­ма, которая поддерживает его. Вовочка! Обопрись покрепче на мамочку! Слева начальник в угрожающей пози­ции, справа - соседка в позе обвинителя. «Начальник»: Ваш сын опять на работу не пришел. Уволю!

«Соседка»: Вовочка твой вчера опять драку в подъезде устроил. Когда все это кончится, я в милицию заявление напишу!

«Мама»: Вовочка у меня такой хороший мальчик. Вы на него наговариваете.

-Со - ведущий: Обратите внимание на этот момент. Мама встала между Вовочкой, начальником и соседкой.

Она собой заслонила его ото всех неприятностей, за все взяла на себя ответственность.

-Ведущий: Вовочка! Кто еще рядом с тобой есть?

-«Вовочка»: Я вчера девушку привел.

-Ведущий: Мама! Какое у вас отношение к девушке?

-«Мама»: Плохое отношение. Это она - собутыльница во всем виновата, сбивает Вовочку с пути истинного. -Ведущий: Давайте, изобразим это в виде скульптуры. Вовочка стоит наверху на стуле. Мама стоит внизу, воз­ле стула. Вовочка опирается на ее плечи, она его держит. Подружка опирается на Вовочку и на маму одновре­менно. На маме держится вся эта система. В это систему стараются вмешаться другие люди: начальник, сосед­ка. Они стоят в угрожающих позах, ругают Вовочку, обвиняют маму в его плохом воспитании. (Действие продолжается, после того как участники занимают названные позиции). -«Вовочка». Мама! Ты меня еще терпишь? -«Мама». Ради любимого сыночка на все пойдешь. -Ведущий: Мама! Что вы сейчас чувствуете? -«Мама»: Плохо мне. -Ведущий: Но терпеть можно еще?

-«Вовочка»: Мама! Я же твой любимый сын. Мы тебе еще ребеночка родим.

-Ведущий: Мама! Мне кажется, что еще немного, и ты рухнешь! Может быть тебе нужна помощь? «Вовочка»: Мама! Куда это ты ввязываешься? А как же я?

-Со - ведущий: Интересная у нас складывается ситуация. Мама пытается вырваться из системы. Что при этом испытывает система?

«Вовочка»: Мамочка! Не бросай меня! Ты же не выгонишь меня на улицу как мою подругу! «Мама»: Я тебя отселяю!

«Вовочка» (крик, переходящий в визг): Ну как же я без тебя? -Ведущий: Ну что, мама, пойдем в группу поддержки? - «Мама»: Да, конечно

-Ведущий: Давай мама! Отойди от него! Сделай шаг! (ведущий протягивает маме руку, чтобы она отошла от

Вовочки, который держится за ее плечи).

-«Мама»: Ой! Он упадет! Я только поддержу его немножко.

-Ведущий: Хотите, еще немного поддержать. Ему же тридцать лет. Неужели вы думаете, что он упадет? «Мама» делает шаг вперед, отходит от «Вовочки». Скульптура рушится.

В группе разгорается бурное обсуждение по поводу будущего главного героя сценки Вовочки. Прихо­дим к общему мнению, что единственный выход для него пойти в лечебную программу.

Переходим к обсуждению чувств участников сценки. Ведущий: Мама! Что вы чувствовали в самом начале сценке, по ходу, когда события разворачивались и в самом конце, когда отошли от сына?

« Мама». В начале мне не было тяжело, хотя Вовочка достаточно прочно сидел на моих плечах. У меня было ощущение, что я нужна ему. Без меня он пропадет. Когда появился начальник и стал кричать, ощущение нуж­ности усилилось. У меня возникла неосознанная реакция. Я совершенно искренне стала возмущаться, что «на моего родного сына наезжают», и загородила его собой. Когда соседка появилась с претензиями, а потом еще -собутыльница, в голове начался хаос, паника. Это уже терпеть было невыносимо, захотелось все с себя сбро­сить. Когда мне предложили сделать шаги, я поняла, что все легко могу бросить, кроме ненаглядного сына. У меня появился страх, что если отойду от него, он упадет. Это очень страшно и тяжело сделать - ты уходишь, а за спиной все рушится. Я тридцать лет жила в симбиозе с сыном. Я привыкла к этому состоянию. У меня воз­никло ощущение пустоты внутри, какой-то утраты. Может быть там и лучше, куда меня зовут, но я этого еще не знаю.

-Ведущий: У вас было сомнение отойти или остаться?

«Мама»: Да. В тот момент, когда я отошла, мне казалось, что надо еще сына за руку подержать какой-то период времени. Если сразу отпустить, он упадет. А он так стал за руку цепляться, что и не отцепишь. -Ведущий: Что вы смогли вынести из этой сценки?

«Мама»: Эта сценка напомнила мне матерей наркоманов, с которыми я занятия провожу. Многие среди них так за руку своих детей и держат. Я сейчас поняла, что это может длиться очень долго. Находясь в роли такой ма­мы, я могла бы так очень долго стоять, убеждая себя, что еще немножко нужно сыночка поддержать. Их пугает неизвестность, пустота впереди, страх оказаться ненужными.

- Со - ведущий: В данном случае, мы наблюдали незрелость личностную двух существ: пожилой мамы и 30-летнего сына. И шаг, который сделала мама - это шаг к взрослению, личностный рост. -Ведущий: Вовочка! Вы что чувствовали?

-Вовочка: В начале мне было очень хорошо. Мама - такая заботливая, защищает меня ото всех. Подруга тоже поддерживает. Вокруг меня стена, никто меня не трогает. Живу сам по себе в свое удовольствие. А потом, ко­гда выгнали подругу, и мать от меня отошла, я почувствовал, что все рушится, как будто какую-то часть отби­рают у меня. Началась истерика. Я вижу, что маму спасают. У меня возник вопрос: « А как же Я?», «Кто меня спасет?»

Данная сценка очень удачно иллюстрирует крайнюю форму ролевого защитно-манипулятивного пове­дения. Два взрослых человека находятся в тесных симбиотических отношениях. В этих отношениях полностью отсутствует свобода, ответственность за самого себя. Одного человека отрицание собственной свободы приво­дит к развитию болезни, другого - к развитию зависимости от собственного сына. Подобная структура может устойчиво существовать, до тех пор, пока кто-то не выйдет из этой системы. Возможны разные способы ухода: добровольный, при котором человек предпринимает сознательные действия; вынужденный, при котором выход из системы происходит без каких либо усилий со стороны ее членов (например: гибель одного из них). Поэтому важной задачей профилактической деятельности является развитие у детей и подростков интернального локуса контроля, ответственности за собственную жизнь. Чем раньше мы сможем развить у ребенка эту способность, тем меньше у него будет шансов стать зависимым от психоактивных веществ.

После обсуждения дообеденная работа заканчивается. Участники никак не могут покинуть аудиторию, засыпают нас предложениями о возможных способах решения проблем Вовочки и его мамы.