Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Война в Африке.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
4.98 Mб
Скачать

Окончание борьбы в Тунисе

В апреле союзники перешли в решительное наступление. 7 апреля английские войска прорвались в долине Меджерда. Одновременно Монтгомери начал активные действия против бывшей армии Роммеля, которая теперь именовалась 1-й итальянской армией, хотя и состояла преимущественно из немецких войск. После упорных боев, в ходе которых обе стороны понесли большие потери, Монтгомери, используя свое огромное превосходство в технике, прорвал фронт армии. Все больше и больше сжималось вражеское кольцо вокруг немецко-итальянских войск в Тунисе. В то время как Монтгомери неотступно преследовал 1-ю итальянскую армию, 1-я английская армия совершила обходной маневр, стремясь обогнать отступавшие итало-германские войска и перерезать им пути отхода. Во второй половине дня 7 мая соединения 1-й английской армии взяли город Тунис. 8 мая пала Бизерта, в результате чего немецкий фронт совершенно развалился. Отсутствие поддержки с воздуха и острая нехватка боеприпасов значительно ускорили приближение конца группы армий «Африка». 10 мая на мысе Бон началась капитуляция войск держав «оси». 12 мая немецкие войска полностью прекратили сопротивление. В руки союзников попало около 250 тыс. пленных, в том числе почти 140 тыс. немцев. Так поистине трагически закончилась для немецких и итальянских войск борьба за Северную Африку, длившаяся более двух лет. Плохое снабжение и отсутствие достаточных средств борьбы с авиацией и военно-морским флотом противника не позволили им продержаться в течение более длительного времени. Существенной причиной, приведшей к этой катастрофе, было то, что итало-немецкое командование послало сражаться свои войска в другую часть света, не имея возможности обеспечить безопасность их морских коммуникаций.

Командный состав и войска

Имя Роммеля было для всех немцев и итальянцев, которые сражались под его командованием, символом воинской славы и доблести.

Чем объясняется то сильное воздействие, которое он оказывал на людей? Оно объясняется только личными качествами и делами этого прирожденного военачальника. Только благодаря его силе воли армия, несмотря на все трудности, смогла совершить такие подвиги. Никакой другой полководец не смог бы предъявить к войскам таких высоких требований и добиться их выполнения.

При всей своей решительности в достижении поставленных целей он никогда не забывал о том, чтобы добиваться их ценой минимальных жертв. Он, например, считал, что если солдаты, оказавшись в безвыходном положении, сдавались в плен, то это было гораздо лучше бессмысленной гибели. Роммель был душой и мозгом своих войск.

Тяжелым бременем лежала на нем ответственность за свой театр военных действий и за подчиненные ему войска. К этому прибавлялось мучительное беспокойство за судьбу родины. Фронт, борьба и страстное желание всегда быть рядом со своими солдатами — вот что отличало его от прочих генералов, вот что заставляло его подолгу находиться на самых передовых позициях.

Он умел поддерживать с войсками ту непосредственную живую связь, какую способны осуществлять лишь настоящие полководцы. Его уважали не только немецкие, но и итальянские солдаты. Роммеля часто называли «полководцем передовой линии». Этими словами люди желали сказать, что ему было гораздо легче сражаться лицом к лицу с неприятелем, чем командовать целой армией. Конечно, в его руководстве войсками было много ошибок, но подавляющее большинство совершенных им дел свидетельствует о том, что он обладал незаурядными военными способностями. Можно было только удивляться, с какой быстротой он оценивал общую обстановку и находил в ней самое главное. Он был исключительно честным и храбрым человеком. За его грубой внешностью скрывалось очень мягкое сердце. Ни на одном другом театре военных действий взыскания не накладывались так редко, как в Африке. Честный образ мыслей Роммеля побудил его сжечь пресловутый приказ Гитлера сразу же после его получения. Вся его жизнь до последнего дыхания свидетельствует о том, что он был рыцарем без страха и упреков.

Среди высшего командного состава авиации в лучшую сторону выделялись Кессельринг и Марсель. Никто другой не мог превзойти Кессельринга в его стараниях по оказанию поддержки наземным войскам. Подобно Роммелю, он совершенно не щадил себя. Число полетов, совершенных им в тех районах, где господствовала вражеская авиация, достигло примерно 200. Пять раз его самолет оказывался сбитым. Не менее известным среди «африканцев» было и имя молодого офицера Марселя. Глубокая печаль охватила всех, когда было получено сообщение о гибели этого выдающегося летчика-истребителя. С этого дня наступательный дух немецких летчиков-истребителей в Африке заметно снизился. Между прочим, Марсель был единственным среди немцев, кто получил высшую итальянскую награду — золотую медаль «За храбрость».

Оба главнокомандующих итальянскими войсками в Северной Африке: генерал-полковник Гарибальди, а позже и маршал Бестико — стремились предоставить Роммелю как военачальнику, возглавлявшему все войска в Северной Африке, широкую свободу действий. В своем стремлении они иногда заходили даже слишком далеко. Однако подобное самоотречение представляется нам сейчас достойным только похвалы. Несмотря на то, что военные действия велись по существу на итальянской территории, со стороны итальянцев инициатива проявлялась в основном средним звеном командования, и надо сказать, что среди представителей этого звена имелось большое количество превосходных офицеров.

В числе молодых офицеров, а также и среди итальянских солдат было много исключительно храбрых людей, обладавших превосходными качествами солдата. Их можно было встретить как в сухопутной армии, так и в военно-морских силах, и особенно в экипажах торпедных катеров, человеко-торпед, самолетов-истребителей и самолетов-торпедоносцев. Вспыльчивый характер южанина часто мешал им быть постоянными, особенно в серьезной обстановке. Итальянский солдат быстро воодушевлялся, но не менее быстро и падал духом. В результате нехватки вооружения и снаряжения, невысокого уровня боевой подготовки, а также отсутствия ясной цели в войне итальянские вооруженные силы с самого начала войны безнадежно оказались «во втором эшелоне».

Иначе обстояли дела у противника. Он обладал, как правило, непоколебимым равнодушием и даже в периоды самых тяжелых неудач твердо верил в свою окончательную победу. Кроме того, примерно с осени 1941 года у противника появилось первоклассное вооружение, а с 1942 года — прекрасные современные танки, которые обладали более высокими тактико-техническими данными, чем немецкие. Примерно с этого же времени стало заметным и превосходство авиации противника в воздухе. Западные союзники к тому же редко испытывали трудности в снабжении своих войск.

Самыми боеспособными соединениями считались, как правило, английские дивизии, они удивительно регулярно получали пополнение в живой силе и технике. Войска остальных стран Британской империи (за исключением новозеландцев) значительно уступали им по своим боевым качествам.

Американские войска получили первое боевое крещение лишь в Тунисе и уже вскоре привыкли к суровым условиям современной войны. В то время борьба здесь шла еще согласно традиционным правилам ведения войны, и этот факт делает честь войскам обеих сторон. Овладение Тунисом открыло для западных союзников морской путь из Гибралтара в Суэц в два раза более короткий, чем путь вокруг мыса Доброй Надежды.