Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Prakticheskaya_psikhologia_Tutushkina / Практическая психология_Тутушкина.doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
4.22 Mб
Скачать

Глава 3. Психологические кризисы

В наше время «криэис», «стреее», «напряженность» и т. п. очень часто употреблясмыс и актуальные слова. Все м понятно, что они отноеятся к некоторым особым моментам в жизни, которые могут приводить к псчальному исходу. Поэтому бытуст мнение, что их надо избсгать и с ними надо бороться. Однако это не так, и при ближайшем рассмотрении становится понятным почсму. Мы ограничимея таким явлением, как неихологический кризис.

Каждый человек, отдает он себе в этом отчет или нет, име- ет некое содержательное психологическое «ядро» — смысл жизни. Активность человека реализуется чсрез многочисленные интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и др. механизмы. Каждым своим действием и поступком он как бы говорит себе: «А я вот такой». Психологический кризис — это невозможность осуществлять цикл воплошения себя, свой жизненный замыеел. При этом нет нарушений функций мозга, человек практически здоров. Он может конечно, заболеть, у него может возникнуть, например, невроз, но не в этом суть. Внешние обстоятельства дают воэможности, при которых человек может действовать, как и раньше. Но развивать прежнюю активность он уже не может по внутренним психологическим причинам, он как бы утратил понимание и чувство, что сму это нужио. Такое состояние сопровождается интенеивными, часто отрицательными по окраске эмоциями. Возможны трудно поправимыс, тяжелые и даже трагнческие поступки, человек может заболеть, оказаться психологически травмированным на всю жизнь. Но возможны и прямо противоположные последствия: человек может стать более зрелым, собранным, добрым, человсчным, сильным, смелым и мудрым — «вырасти», подняться на новую ступень в свосм развитии.

Человек в течение своей жизни не один раз переживаст психологические кризисы. Вьщсляют различные виды кризисов в зависимости от причины: кризисы отрыва от еемьи, ухода на пенеию, резкой смены профеесии, изменения (понижения нли резкого повышения) социального статуса. Грубо можно выделить кризисы: возрастные, по соматическим основаниям (болезнь), социальностатусные (или ролевые) и внутреннего роста.

С возрастом изменяются возможности и внутренние состояния. Человек вдруг осознает, что он уже взрослый, и ему можно то, чего нельзя было вчера; он отец ребснка, глава еемьи и ог него зависит судьба жены и детей. Или — умираст близкий человек, и оказывается — он значил так много, что жизиь бсз него бееемысленна.

Все ьма отчетливо психологическая суть кризиса выступаст при кризиее достижения (успеха). Человек стремится стать олимпийским чсмпионом. Вся жизнь с раннего детства расписана по минутам: тренировки, режим питания и т. п. Родители полчиняют свою жизнь той же задачс — ребенок будет чсмпионом! В 24 года он стоит на пьедестале, эвучит гимн, он — олимпийский чсмпион. А когда отгремели литавры победы, в тишине возник вопрос: а что дальше? И оказалось, что ответа нет. Возник тяжслый кризис: дальшс неинтересно, все интересное позади, а впереди много, много пустых дней — эачем они, непонятно.

Итак, кризисы — явление закономерное и необходимос для роста личности. Основной вопрос в том, чтобы суметь выйти из кризиса достойно и более зрелым, сильным, чем раиьшс. Перед каждым человеком всегда стоит вопрос об отаетствечпости за себя: как «вписаться» в жизнь, как распорядиться тем, что заложено в тебс природой, родителями и усвоснной культурой, как организовать свос внутреннее «хозяйство», в том числе и наиболее тонкос — психологическос, особснно, когда нужно как бы умереть и родиться в новом обличьн, пройдя психологический кризис. Прежде чем говорить о течении кризисов, логично остановиться на их типах в зависимости от тех психологических механизмов, которые испытывают максимальные напряжения. Известно, что психологическис процессы, которые мы вслед зз Ф. Е. Василюком будем называть переживанием, имеют свон внутренние цели. Их четыре: 1. Испытать сейчас («здесь и теперь») удовлетворение. 2. Реализовать какуюто деятельность соотвстетвенно какомуто мотиву. 3. Обеепечить упорядоченность своего внутреннего мира. 4. Обеспечить личностныЙ рост — прогрессе личностной структуры — стать психологически совсршеннес. Осушеетвление совокупности этих целей — в реализации психической жизни. Невозможность реалиэации любой из них приводит к разным видам психологических кризисов.

Первый тип кризиса связан с кризисом ^довольствия и часто включаст как разрешающий механизм психологическую зашиту. Если для человека на какомто этапс и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важно пережить чувство удоилетворения, и ему стаиовятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается как трагедия. У него возникаст душсвная боль, ощушение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых — искажение реальности. Человек как бы не видит и не слышит, что происходит в действительности. Смысл происходяшего блокирустся для сознания. Человек не доиускаст для себя осознание происходящего. Сознание лрнбсгает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию сущесгвенного, внушениго, что это — ерунда, толкованию совсем в другой плоскости, приписыванию ведушей роли другим людям и обстоятельствам и т. п. Рационализация (удобное объяснение), девальвация (а винограл-то зслен), проскиия (это не я — это он такой) и, наконец, вытеснение из сознания намеренноненамеренное, честное забывание неприятных обстоятельств — типичные варианты психологаческой защиты — включения механизмов искажения реальности. Когда на человека «сваливаются» грозные обстоятельства, ему становится настолько тяжсло, что он как бы замираст и отстраняется. Не принимаст и не допускаст, что это происходит с ним, именно с мим. Эта фаза неприятия характерна для реакции на экстремальные факторы. Биологически это оправдано. У животных многих видов реакция каталептической неподвнжности при опасности (прикинуться мертвым) распространена. Нечто подобное, но без внешних выражений происходит в этой фазе и с человеком. Рациональный смысл — авось пронесет. Здесь психика зашишается от непосильных переживаний. К сожалению, этот тип реакиии у многих людей возникаст на значительно менее сильную стимуляцию. Человек включаст фильтры и не вшит неприятного, в том числе своих дурных поступков, которые он видеть не хочет. В самосознании и в восприятии других возникают устойчивые искажения. Накапливаясь, они делают человека неадекватным обстоятельствам и себс. Он не видит себя и обстоятельства бсз сильных, угодных ему, искажений. Это ведет к другим тнпам кризисов. Очень часто неправильное использование механизмов защиты приводит к неврозу. Выход из этого кризиса — только в межличностных отношениях, когда в благожелательной обстановке человек вдруг прозреваст и начинаст ощущать свою неадекватность. В частности, с этой целью проводнтся групповые психологическис тренинги коммуникативной способности.

Второй тип кризиса — фрустрация. Преодолеть его помогают рационалистические механизмы — механизмы поиска новых форм поведения. Этот тип кризкса возникаст, когда человек, испытывая какуюто сильную потребность, не может ес удовлетворить, потому что в его ареснале нет (или он не находит) подходяших средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы. Препятетвие — внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Типичная картина такова: сначала человек выбираст поведение, которое может, в принципс, привеста к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается такжс неудачей, начинаются вариации — опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицируст его так, чтобы действовать было легчс, но это поведение ужс, в принципе, желательного результата дать не может: сначала он это осознает, а потом уже не осознает и продолжаст бееемысленное (в пла

не его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого этого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец человек как бы «залипаст» на цели и способс: пусть я умру, но сделаю это только таким способом Затем, если изменились'обстоятельства, появилась возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого не может.

Выход из криэиса обеспечивается рационалистическими механизмами: терпением и синтезом новой поведенческой формы. Отставить во времени удовлетворение, прекратить всякуго деятельность, осознать степснь соответствия повеленческому смыслу; поискать подходящий вариант другой формы поведения с тем же смыслом, провсрить важность цели, возможность и осуществимость отказа от нее. Отказаться можно: стало субъективно свободнее. Еше раз вернуться к другим формам адекватного поведения. Тут возможен инеайт (озарение) — «а ларчик просто открывалея». Нало попробовать достигнуть желасмого, осознать затрачеиный ресуре (время, энергия и другие ценности), свободно решить отказаться или продолжить, все время возврашаться к чувству: я могу этого не делать. И самое главное при этом типе кризиса — не подменять реальность, видеть ее такой, какая она есть, запастиеь терпением, молифицировать свои способности, ни в коем случае не сползти к неадекватным действиям, а искать реальный способ разрешающего поведения: внутреннес поведение нужно точно согласовать с реальностью и помнить, но максимально спокойно, о времени.

Третий тип кризиса — ценностный криэис. В его основс лежит борьба мотивов. Человек всегда включен в многообразные отношения, реализуемыс разными деятельностями, кажлая из которых имеет свои ведущис мотивы. Борьба реализуемых отношений во внутреннем мире выступаст как борьба мотивов. Выбор мотива, имеющего право на реализацию сейчас, связан с постросннем исрархии мотивов в соответствии с принимаемой личностью системой ценностей. Отношения между ценностью и мотивом очень непростые. Мотив всегда энергетически и эмоционально заряжен, он — двигатель осуществления деятельности. Он всегда индивидуален. Он всегда только мой: моя психика отводит энергию этому мотиву в соответствии с моей индивидуальностью. Причем мое сознание может этого не осознавать.

Цеппостъ — это то, что и мое и одновременно взято из общечеловсческой культуры. Ее приоритет среди другнх мотивов осознается болееменее четко. Это то, «как должно быТь» по социально принятым правилам. Отсюда трудности: планируемое на языке ценностей может в реальности оказаться не соответствую[цим истинно заряженным энергией мотивам. Что важно, то оказалось слабо мотивированным, и наоборот. Ценность проходит сложный путь, пока не станет истиной, действительно энергстически значимым мотивом.

Таким образом, суть ценностного кризиса в следующсм. Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, илет время, уходит ситуация, упускаются шанеы, могут нарушаться отношения с другими, но он топчстся на месте, оп пс в состоянии решиться. Этот кризис имест разные варианты. Самый простой — если неадекватна какаято часть (не центральная) ценностной системы, процессы переделки этой части не так травматичны. Несколько более тяжслый случай, когда ценностная система изменилась в силу необратимого события, например, в случас смерти близкого человека. Его объсктивно уже нет. Но в нашсм сознании он еше живет старой жизнью. Проходит ряд этапоп, пока не осознается необратимость события, жизнь образа застываст в завсршенности, он идеализирустся и становится ценностным образом, занимая ужс другос место, в другом ряду цешюстнон системы. Изменяется иерархия ценностей и мотивов — можно жить дальшс.

Наиболее сложный случай возникаст, когда вся система ценностей, которой руководствовался человек, оказывается нееостоятельной — она привсла к жизненному краху. Тогда есть два весьма противоречивых пути. Один — найти среди осколков разрушенной системы новос ядро смысла жизни: для чего, для кого дальшс жить. И основываясь на нем, иачать жить поновому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться раееудком. Человек признает эту ценность соотвстетвуюшей более высокой реальности, чем та, которая доступна зсмному раееудку. Эта иснность для человека больше, чем жизнь. Человек идет па все , чтобы не изменить ей и готов платить за это своей жизнью. (Иногда не только своей).

Четвертый тип кризиса — целостный кризис. Суть его такова. Выделяют теоретическое и практическос сознание. Теоретическое сознание строит конетрукции на языкс понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенпо оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативности и мелочей. Оно очень свободно. В нем всчный человсческий дух. Но оно же планируст заказ на земное реальное практическос действие. В нем работают ценности и мотивы. Оно решаст вопрос об осушеетвимости, но не осушествляст. Практическое сознание огрубляст, «пригоняст» к месту и времени, имеюпшмея ресуреам, исреводит на практический язык планы теоретического сознания. Практическому сознанню противостоят: теоретическос сознание, с одной стороны, и реальность — с другой. Воля — это тот механизм, который обеепечиваст их согласие и соотвстетвис. Самос важное — это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осушеетвления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что казалось очень жслаемым до действия, под влнянием трудностей может потерять свою привле

кательность. «Услужливые» механизмы защиты готовы исказить реальность, чтобы уменыпить негативные переживания. Начнут изменяться образы, ситуации, и система мотивов «поползст». Центральный механизм для выхода из этого крнзиса — воля вместе с напряженно работающим творческим блоком, который все время создает новые комбинации ценностей, мотивов, эмоций, теоретического, практического сознания и реальности. Воля ееть не только сила — это механизм управления психикой, который может обешать и угрожать, приказывать и закрывать пути к отступлению ... Здесь кризис — это кризис воли и творческого процесса. Такой кризис сопровождается разрывом отнонгсний с близкими людьми. Человек как бы сжигает мосты, и только близкис люди или профеееиональные психологи могут всрнуть его к значимым контактам. Кто-то на какойто срок должен взять на себя функции воли и творческого блока, но так, чтобы не разрушить уверенность человека в том, что дальшс он справится сам. Иначс другой сму будет нужен всегда.

Психологические кризисы — это необходимыс бури, рождаюшис новое. Вредны кризисы надуманные, когда люди в них играют, чтобы управлять другими. Тогда они разрушают себя, медленно, но всрно.

Хотя психологические кризисы быпают различного типа, некоторые моменты выхода из кризиса общис. Для преодоления кризиса можно использовать психотехники — спепиальные психологические приемы, имеюшис различные теоретические истоки. На наш взгляд, наиболее эффективсн гештальттерапевтический комплекс психотехнических средств. Он способствует определенному направлению изменений в ходе психических проиеесов, как бы помогает вырваться из порочного круга.

Первый процесс, который при всей болезненности требует усиления — это осознавание своего актуального состонния. В кризиее этот далеко не всегда хорошо развитый уровснь страдает значительно. Суть движения к развитию осозпавания — это воспитание в себе установки «пассивного» наблюдателя своего гютока сознания. Есть группа упражнений, способствуюших этому, Иапример, такос. Явно сушествуют три крупных среза осознаванин: то, что я воспринимаю (слышу, вижу, ощущаю), чувствую (приятно, псприятно, горько, обидно, больно, шскотно и т. п.), думаю (мои мысли). Надо постараться »е вмешиваться в ход сознания, а только словсе но фиксировать происходящее. Сядьте на стул, в кресло и вслух фиксируйте для себя эти стороны потока соэнания — последовательно кажлую область в течение 2-3 минут. Начинайте с произнееения своего полного имени: я, Фсдоров Николай, вижу отчстливо ... и перечисляйте, что видите перед собой с краткими определениями; потом — я чувствую, что у меня затекла правая нога ... неудовлетворенность, досаду и т. п..., И таких 2-3 цикла. Сделайте то же стоя, лежа. Причем желателыю не забывать, что у вас есть разные виды чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, «суставное» чувство. Важно сосредоточиться на том, что ошушается в данный момент. Такого нейтрального наблюдателя в себе полезно воспитывать неэависимо от налнчия кризиса, но в кризисной ситуации это поможет выевстить для сознания то, что упускается как «деталь», которая, однако, может оказаться важной.

Другос упражнение направлено на осознавание того, что осознается лишь с сопротивлением. Называется этот процесс осознание противоположностей.

Каждое свойство человека и состояние могут быть обозначены точкой на шкале с крайними полюсами: сильный — слабый, робкий — смелый и т. п. Обычно приятное и приемлемос для нас мы осознаем лучше, чем то, что нам неприятно знать о себс. Но это — мы: недьзя оторвать часть себя. С другой стороны, мы не свободны в выборе, если делаем его, закрыв глаза на какието свои с трудом осознаваемыс чувства. А эта неевобода усиливаст тревожность и скованность. Кризис часто делает восприятие себя однобоким, поэтому важно осознавать свои противоположности. Делайте упражнения на обращение. Например: «идет дождь» — что противоположно дождю? Я делаю массаж комуто — что я ощушаю, если он делает массаж мне и т. п. Сделайте 20-30 таких обрашеннй. Вообше, поиграйте: переворачивайте слова, имеюшис привычный смысл и т. п. Напишите список нротивоположных человеческих качеств. Отметьте свои, Представьте, что противоположные качества — вашн. Дайте себс словсе ный отчст. Следует заметить, что автоматически конфликтная сфера тожс будет обрашатъся.

Третьим важным моментом для возникновения ситуации выхопа из кризиса является интеграция разных сфер осознания. Здесь эффективны упражнения, когпа одна и та жс ситуация последовательно описывается на языкс ошущений, эмоций и, наконец, мыслей. Например: у меня сжаты челюсти, я чувствую напряжение жевательных мышц. Иными словами — я еержусь, я злюсь. Я думаю, что в нашем обшеетвс много несовершенного и т. п. Повторите это 2-3 раза. Понаблюдайте за своими ощущсниями. Учтите, что кризисные переживания тожс станут посвоему интегрироваться.

Наконец, поскольку кризне всегда связан с эмоциональным напряжением, которое может приводить к дезорганизации поведения и тонкого согласования психических процессов, то умение регулировать его — раеелабляться и мобилизовываться — все гпа очень полезно. Мышечное раеелабление способствует снятию психического напряжения, поэтому в аутотренинге следует применять упражнения на раеелабление. Но эти упражнения лишь часть того, что необходимо. Есть еще одно эффективное упражнение: моя комната («мой дом»). Сядьте, раеелабьтесь и начните строить в воображении свою любимую комнату с видом на озеро, в лее или кудато еше. Обставьте ее, как вы хотите, Представьте свое кре

сло, свос любимое место в ней. Запомните ее и мысленно уходите в нее отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в ней 5-7 минут, и вы ошутите прилив сил.

Мы перечислили лишь несколько примеров. В литературе можно найти много другах упражнений. Но мы хотели только показать некоторые приемы, помогаюшис продуктивно пройти через криэис.