Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 7.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
300.54 Кб
Скачать

7.5 Социальная психология и социальная работа Особенности взаимодействия с пожилыми людьми

Старость – универсальный биологический процесс, которому подвержено все живое. В обществе существует две противоположные тенденции в понимании этого периода в жизни человека. С одной стороны, обществом признается ценность жизненного опыта и мудрости старых людей, выражено особенно уважительное отношение к ним, которое находит свое выражение в сопереживании пожилым людям, в готовности оказать им всевозможную помощь. Другая тенденция связана с тем, что на пожилого человека смотрят как на лишнюю обузу для семьи, его опыт представляется устаревшим, неприемлемым. Эта тенденция характеризуется безразличием к пожилым людям, порой связана с проявлением насилия над ними, как в обществе, например, на улицах городов, где пожилой человек – легкая добыча для хулиганов, так и в семье. Ухудшение положения пожилых людей в современном российском обществе – реалии последних десятилетий. В первую очередь это связано с ухудшением их экономического положения – пенсии едва хватает для выживания. Постоянные спутники старости – болезни, снижение физических возможностей. Это так же требует особого подхода и вызывает особые трудности при работе и общении с пожилыми людьми. Ведущей социально – психологической проблемой этого периода жизни человека является проблема общения. Прежде всего, она связана с психологическими изменениями, свойственными этому возрасту. У некоторых раньше, у других позже, в той или иной степени наблюдается снижение интеллектуальных функций, и умственной работоспособности. Снижается память, нарушается способность к сосредоточению внимания. Эмоциональная сфера становится очень подвижной: характер эмоций меняется от эмоциональной взрывчатости до эмоциональной глухоты. Происходит обострение присущих ранее черт характера. Часто пожилые люди живут прошлым, воспоминания захватывают их, ослабляя интерес к настоящему и будущему. На этом фоне может возникать чувство обреченности, одиночества. Проблемы в общении с пожилыми людьми могут носить разнообразный, иногда прямо противоположный характер. В ряде случаев это связано с постоянным, назойливым требованием внимания к себе и с неудовлетворенностью как частотой контактов («мало со мной общаетесь»), так и характером («не прислушиваетесь к моему мнению, делаете все по - своему»). Иногда, наоборот, выражены депрессивные реакции пожилых людей, отказ от контактов, стремление к изоляции без видимых причин. Зачастую пожилые люди склонны повторять по много раз одно и тоже сообщение, т.к. они забывают, что уже говорили об этом. Такая ситуация требует особого такта и терпения от собеседников. Особые требования предъявляются к коммуникативным навыкам социальных работников. Принято считать, что социальные работники должны обладать базовыми консультативными навыками для повышения эффективности социальной работы:

  • безоценочное принятие, избегание морализаторских суждений;

  • активное слушание;

  • эмпатическое понимание;

  • понимание языка тела;

  • умение предоставить обратную связь, используя «я высказывание»;

  • навыки целеполагания и решения проблем.

К важным, необходимым навыкам межличностного общения социального работника с пожилыми людьми следует отнести навыки установления и поддержания контакта, умение осознавать свои чувства и чувства собеседника и работать с ними, например, использовать техники снятия эмоционального напряжения. Особая трудность – работа с агрессивными клиентами, с их гневом и враждебностью. Такие состояния пожилых людей могут быть связаны с кризисными ситуациями в их жизни – утрата близких, или же с недовольством социальным работником. В любом случае, профессиональная позиция социального работника может быть связана с тем, чтобы создать безопасные условия отреагирования агрессии пожилым человеком и затем, используя базовые навыки психологического консультирования, помочь иначе взглянуть на проблему или же просто помочь решить ее, используя советы, информацию и социально – профессиональные ресурсы: помощь с жильем, деньгами, защитой прав.

В общении с пожилыми людьми важен и внешний контекст беседы: слишком модная и стильная одежда, обилие дорого косметики и украшений, торопливость социального работника, его отвлечения на посторонние разговоры по телефону, несобранность, неаккуратность вызывают настороженность пожилых людей и снижают их доверие к собеседнику. По мнению самих пожилых людей, в социальном работнике они хотели бы видеть такие качества как честность и ответственность, доброта и доброжелательность, умение слушать, бескорыстие и сострадание.

Особой коммуникативной проблемой является проблема пренебрежения их нуждами, психологическое, эмоциональное насилие над престарелыми людьми. Долгое время эта проблема оставалась «за кадром», вне внимания специалистов, т.к. является одной из самых скрытых форм насилия в семье. Остановимся на определениях.

Пренебрежение нуждами престарелых людей как форма физического насилия предполагает «безответственность и невыполнение опекуном своих обязанностей по отношению к пожилому человеку, вследствие чего последний страдает от различного рода телесных повреждений и нарушения прав». При этом выделяют активное и пассивное пренебрежение нуждами. В частности, говорят о пассивном пренебрежении, когда стариков оставляют в одиночестве, изолируют их, забывают об их существовании. При активном пренебрежении пожилого человека намеренно лишают необходимых ему вещей, например, пищи или общения, или когда не обеспечивается должный уход за ними. Эмоциональное насилие выражается в причинении пожилому человеку вреда и душевной боли оскорблениями в его адрес, бранью, угрозами в его адрес лишить чего – либо или причинить вред здоровью. При этом пожилые люди испытывают страх и другие гнетущие состояния. Согласно исследованиям, психологическое насилие в отношении пожилых людей является доминирующей формой насилия. Особенно подвержены насилию пожилые люди, страдающие соматическими и психическими расстройствами, например, болезнью Паркинсона и др. Как можно решить эту проблему? Наиболее перспективным направлением в современных условиях считается междисциплинарный подход, который подразумевает координированную работу команды специалистов по работе со случаями насилия. В такую команду могут входить: социальный работник, терапевт или медсестра, психолог, сотрудник милиции, юрист. Командный подход состоит в том, что специалисты совместно обсуждают ситуацию в семье, надежность и достоверность полученных сведений, проводят совместную оценку доступных ресурсов, необходимых для решения проблемы, и совместно разрабатывают стратегию оказания помощи пожилому человеку. Важным моментом командной работы является определение зон ответственности каждого специалиста. Такой подход позволяет преодолеть межведомственные барьеры, сделать саму помощь более квалифицированной, реальной и эффективной.

Старость – это то, что ждет практически каждого члена общества. И по тому, как общество относится к пожилым людям, принято судить об уровне его цивилизованности, о его гуманистической направленности. Для преодоления социальной изолированности пожилых людей в настоящее время развиваются такие формы работы как клубы по интересам, встречи ветеранов труда и войны, социально - реабилитационные центры дневного пребывания, где пожилые люди могут встречаться друг с другом, общаться, делиться впечатлениями, заниматься творчеством и получать квалифицированную медицинскую и психологическую поддержку.

Социально – психологические особенности беженцев, мигрантов и вынужденных переселенцев.

При массовой миграции населения из зон вооруженных конфликтов и из вновь образованных национальных государств на территории российских городов и областей появляется большое число беженцев и переселенцев. Такая ситуация характерна не только для России, но и для стран Европы, Азии и Америки. В нашей стране созданы специальные социальные службы по делам беженцев, однако их ресурсов явно не достаточно. Кроме того, ощущается дефицит специалистов – психологов, социальных работников, имеющих специальную подготовку в этой области. Остро стоит вопрос о разработке методов, направленных как на профилактику дезадаптации самих переселенцев, так и на предотвращение роста социальной напряженности в зонах компактного расселения мигрантов.

Реальная жизненная ситуация беженцев представляется чрезвычайно тяжелой. Перед ними встает множество сложных проблем: материальных, социальных, семейных, личностных. Фактически семье переселенца приходится начинать жизнь заново, меняя вместе с местом проживания свою специальность, социальный статус, материально – бытовые условия, круг общения. Социальная ситуация типичной семьи переселенца характеризуется отсутствием постоянного жилья, потерей большей части имущества, потерей работы, разрывом межличностных отношений, отсутствием или недостаточностью социальной поддержки и защиты, тяжелым материальным положением. Фактически в ситуации бытовой неустроенности, семьи, имеющие детей, вынуждены сразу же изменить стиль жизни. Если раньше, в среднем, работали оба взрослых члена семьи, то в новой ситуации заботы о неустроенном быте и детях ложатся на жену, в то время, как муж полностью берет на себя материальные заботы. Это ведет к изменению внутрисемейной ситуации, меняется ее ролевая структура лишая семью психологического благополучия. Другой проблемой беженцев является проблема социально – культурной адаптации. Даже среди русских и русскоговорящих переселенцев из национальных государств и составляющих большинство в нынешнем миграционном потоке, отмечается разность культур, обычаев, языка. Длительный опыт проживания в национальных государствах привел к культурной ассимиляции, усвоению местных обычаев, нравов, стилей мышления. В силу этого, отмечается «микрокультурный шок» при попадании в новую микросоциальную структуру у переселенцев и реакция отторжения «чужаков» у местного населения. Сложность реальной жизненной ситуации и перенесенные стрессы являются причиной разнообразных психологических проблем. Выраженная стрессогенность ситуации определяется наличием нескольких разнородных психологических и социально – психологических травм:

  • травматические переживания, связанные с военными действиями, вооруженными конфликтами, смертельной опасностью или гибелью близких;

  • стрессовые переживания, связанные с потерей прошлого и необходимостью начинать все заново;

  • смена жительства влечет за собой смену микрокультурной среды, жизненного уклада, ценностей;

  • временная разлука с семьей;

  • потеря социального статуса, работы, профессии.

Психологическое состояние беженцев связано с неуверенностью в будущем, тревогой за своих близких, разочарованием в обществе, колебаниями настроения – от возбуждения до депрессии и апатии. Нарастание внутренней напряженности может приводить к психическому срыву, конфликтам в семье и с ближайшим социальным окружением, нарастание негативных эмоциональных переживаний является риском развития соматических расстройств и несчастных случаев. Как специфический вид психологического расстройства можно отметить разрыв психологического временного пространства – прошлой жизни, со всеми ее приобретениями уже нет, а перспективы будущего крайне неопределенны. Характерной особенностью психотравмирующей ситуации для беженцев и переселенцев является ее долговременный характер, как в случае с пострадавшими во время Чернобыльской аварии. В этом случае специалисты не имеют возможности оказывать профессиональную помощь в течении долгого времени и остро стоит вопрос о разработке эффективных форм и методов работы, позволяющих в этих условиях решать вопросы профилактики социально - психологической дезадаптации, нервно – психических и соматических расстройств семьям беженцев. Одной из таких форм работы является создание сети групп само- и взаимопомощи. Организация таких групп является, зачастую, единственным, эффективным способом оказания психологической помощи переселенцам. Целями работы таких групп является:

  • обсуждение и отреагирование прошлого травматического опыта и обсуждение перспектив будущего;

  • снижение уровня негативного само восприятия – «это случилось не только со мной»;

  • развитие навыков, как психологических, так и организационных, преодоления кризисной ситуации;

  • формирование групповой сплоченности;

  • сохранение и поддержание культурной, национальной идентичности.

В условиях работы такой группы возможно получение длительной и стабильной психологической поддержки. Можно выделить две основные формы социально – психологической работы с группами самопомощи в зависимости от характера организации группы: активное ведение группы самопомощи, инициированное специалистами и социальными службами и сопровождение спонтанно организованной группы. В первом случае ведение группы на первых порах напоминает социально – психологический тренинг или психокоррекционную группу.

В работе такой группы можно выделить три этапа. На первом этапе необходимо принять решение о составе группы, ее открытости или закрытости на протяжении ее функционирования. На этом этапе возможна организация семейных групп или специальных, например, детских, периодически сменяемых общими встречами. Цели группы могут определяться как на уровне реальной проблематики, например, совместное трудоустройство, так и на психологическом уровне, например, решение психологических проблем участников.

Второй этап работы предусматривает эмоциональное сплочение группы и проявление эмоциональной открытости, как привило, в форме агрессии на ведущего. Важно, чтобы ведущий мог принимать эту агрессию как групповое событие и способствовал открытому и полному проявлению этих чувств и развитию рефлексивных процессов в группе. На этом этапе может быть полезным участие в группе «опытного переселенца».

Третий этап – завершающий. Важно создать условия для возможности членам группы встречаться после завершения регламентированных занятий для неформального общения и совместного времяпрепровождения. На этом этапе инициатива переходит к участникам группы и группа становится подлинной группой взаимопомощи, в которой преобладают не вертикальные связи – ведущий – участники, а горизонтальные: участники- участники. С этого момента деятельность ведущего становится сопровождением самостоятельно существующей группы. Вторая форма работы состоит в помощи и социально – организованной поддержке деятельности стихийно возникшей неформальной группе. Для этого, при выявлении подобной группы, рекомендуется службам социальной защиты беженцев организовать активную помощь, направленную не на отдельных беженцев, а на группу в целом. Следует отметить, что работа такой группы может сопровождаться разными ведущими, в зависимости от целей ее создания и этапа функционирования.

Специфика ведения групп само – и взаимопомощи для семей беженцев и переселенцев определяется ее комплексным характером. И в этом случае наиболее перспективным является междисциплинарный подход в оказании помощи. Команда специалистов, работающих в режиме поддержки групп самопомощи переселенцев, должна включать специалистов – психологов, врачей, юристов, социальных работников. Именно междисциплинарный характер организации и оказания помощи беженцам и переселенцам обеспечивает ее эффективность в сложных условиях социальной реальности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]