Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте (учебно-практическое пособие). - Волтерс Клувер, 2006 г.rtf
Скачиваний:
275
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
5.03 Mб
Скачать

Вещно-правовые аспекты ипотеки

Нескончаемые на протяжении более столетия споры относительно правовой природы залога вообще и ипотеки, в частности, вряд ли можно считать завершенными с принятием современного ГК РФ, в котором залог квалифицирован как средство обеспечения и помещен в раздел, регулирующий институты обязательственного права.

Определенный субъективизм законодателя, актуализировавшего залог (ипотеку) с точки зрения права обязательственного, не может искоренить ту точку зрения в доктрине, которая опирается на признаки залога, имеющие вещно-правовой характер. Не случайно такой безусловно авторитетный юрист, как профессор Г.Ф. Шершеневич *(481), считал право залога вещно-правовым институтом. Среди его сегодняшних последователей, например, профессор Л.В. Щенникова *(482).

Итак, если рассматривать основные признаки, которыми обладают вещные права, то, несомненно, все они присущи и залоговому (ипотечному) праву.

Во-первых, вещные права носят абсолютный характер, то есть их носителю противостоит неопределенное количество субъектов права, обязанных воздерживаться от нарушения данного права. Несомненно, что залогодержателю противостоит неопределенное количество иных лиц, каждый из которых обязан воздерживаться от нарушения прав залогодержателя.

Во-вторых, правоотношения по поводу заложенной вещи связаны с этой вещью, независимо от того, каким образом и в отношении кого произошла смена носителя права собственности или иного вещного права на заложенную вещь. В российском законодательстве это положение подкрепляется ст. 353 ГК РФ, согласно которой в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу. В доктрине эта особенность вещных прав получила наименование следования права за вещью.

В-третьих, в отличие от залогового права, предметом которого могут быть не только вещи, но и имущественные права (п. 1 ст. 336 ГК РФ), ипотечное право по общему правилу может возникнуть только в отношении недвижимой вещи. Таким образом, в ипотечном праве проявляется его связь с недвижимой вещью.

В-четвертых, ипотечное право, как и любое вещное право, может быть приобретено только на основании закона. Если в отношении приобретения прав обязательственных действует правило, согласно которому они могут быть приобретены любыми не запрещенными законом способами, то в отношении вещных прав действует принцип ограничения способов их приобретения перечнем, получившим свое закрепление в законе.

В-пятых, носителю ипотечного права предоставлены вещно-правовые способы защиты. Он вправе предъявить иск об истребовании заложенного имущества из незаконного владения всех лиц, включая залогодателя, а также предъявить иск об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Обязательственно-правовые аспекты ипотеки

Конкуренция обязательственно-правового начала *(483) в залоге по сравнению с его вещно-правовыми аспектами оказалась столь сильна, что законодатель был вынужден признать это первенство и соответствующим образом конструировать этот институт. Залог как институт обязательственного права был сформулирован и в ГК РСФСР 1964 г., и в ГК РФ 1994 г.

Будучи системой обязательственного права, залог (ипотека) противостоит праву собственности и иным вещным имущественным правам в рамках классической теории разделения имущественных прав на обязательственные и вещные. Особенность ипотечного права в том, что оно создается носителем соответствующего вещного права при совершении двух сделок: основного обязательства, являющегося первичным в иерархии данного юридического состава, и собственно договора ипотеки как вторичного обязательства. При этом, несмотря на наличие ярко выраженных признаков, имеющих вещно-правовой характер (абсолютный характер, следование за вещью, с которой связаны, активность носителя залогового (ипотечного) права), договор ипотеки в то же время в сущности своей определяется обязательственно-правовым характером института, по отношению к которому они выступают вторичным институтом.

Прежде всего обязательственно-правовой характер ипотеки формируется его акцессорностью, то есть зависимостью от обеспечиваемого им права. Без основного обязательства не может быть ипотеки. Недействительность основного обязательства влечет недействительность ипотеки. Прекращение основного обязательства влечет прекращение ипотеки. Таким образом, производный характер ипотеки от основного обязательства является главным аргументом в теории обязательственно-правовой природы этого института.

Российский законодатель, подчеркивая обязательственный характер залога, установил, что предметом залога могут быть не только вещи, но и имущественные права (п. 1 ст. 336 ГК РФ). Развивая эту доктрину, законодатель установил, что договором о залоге либо законом может быть предусмотрен залог вещей и имущественных прав, которые залогодатель приобретет в будущем (п. 6 ст. 340 ГК РФ). Применительно к ипотечному праву это означает, что оно может быть установлено на несуществующую недвижимую вещь, в отношении которой залогодатель не обладает правом собственности, поскольку таковое согласно ст. 219 ГК РФ возникает с момента государственной регистрации.

Обязательственно-правовая доктрина залогового права укрепляется правилом, установленным в п. 2 ст. 345 ГК РФ, согласно которому в случае гибели предмета залога залогодатель вправе заменить его другим, равноценным имуществом. Вещно-правовой подход к залогу не совместим с этой нормой.

И последний штрих, которым законодатель утверждает обязательственно-правовую природу залога. В соответствии со ст. 355 ГК РФ залогодержатель вправе передать свои права по договору о залоге другому лицу с соблюдением правил о передаче прав кредитора путем уступки требования. Между тем вещные права в российской цивилистической доктрине не могут передаваться путем цессии. Следовательно, установленный порядок передачи залоговых прав имеет обязательственно-правовую природу. Применительно к ипотеке этот аспект усиливается правилом ст. 355 ГК РФ, согласно которому, если не доказано иное, уступка прав по договору об ипотеке означает и уступку прав по обеспеченному ипотекой обязательству.

Соседние файлы в предмете Гражданское право