Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СМОУ.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
23.11.2018
Размер:
1.75 Mб
Скачать

3. Теория математического обеспечения управления

Объектом изучения для этой теории является управление в обществе, а точнее, управление социально-экономическими процес­сами, протекающими в человеческом обществе. Особенностью тео­рии является интеграция методов таких наук (теорий), как фило­софия, математика, кибернетика, экономика и обработка инфор­мации.

Начальной целью теории является создание алгоритмического аппарата для сознательного использования объективных законов общественного развития в конкретных процессах управления. Ко­нечная цель теории - ускорение процесса увеличения свободного социального времени за счет такого источника, как управление в обществе в широком смысле этого слова, т. е. управление на всех уровнях общественной (политической, экономической, производст­венной) жизни - от общегосударственного до малого предприятия.

3.1. Основные закономерности познания мира

Наиболее завершенным подходом философского познания мира является метод восхождения от абстрактного к конкретному. В современной практике научных исследований этот метод еще не получил достойного применения. Это соображение оправдывает изложение в настоящем разделе некоторых основных положений философии, которые с необходимостью должны применяться во всех теориях и особенно тогда, когда их целью является решение задач повседневной практики.

3.1.1. Конкретное и абстрактное

Слово «конкретный» употребляется в повседневной жизни, как правило, в смысле «определенный», «один из многих». Фило­софское значение этого слова «единство многообразного». На пер­вый взгляд такое толкование далеко от бытового. Поэтому уточ­ним смысл употребления этого слова с точки зрения участия мыш­ления в восприятии реального мира.

Рассматривая, ощущая, воспринимая одни отдельный предмет (процесс, явление), человек видит (воспринимает) множество (многообразие) его свойств. Объединение этих свойств приводит человека к пониманию того, что он видит, т. е. к пониманию дан­ного предмета (процесса, явления) как целостного, конкретного. В этом смысле и следует понимать утверждение, что «конкретное есть единство многообразного».

Так, для определения конкретного человека мало указать его имя, нужно еще множество других его характеристик: отчество, фамилия, возможно, возраст, пол, рост, адрес и т. п. Для описания конкретного процесса наводнения нужно определить ряд его свойств: время года, место, причину, уровень поднятия воды, ее температуру, профиль местности и т. п.

Термин «конкретное» не является синонимом чувственной на­глядности знаний о предмете. Знания как таковые, в том числе и знания о конкретном предмете, человек получает как из личного опыта, так и в процессе обучения, используя опыт, накопленный другими людьми. Конкретность знаний о предмете неразрывно свя­зана с объемом знаний человека, которые определяют его способ­ность уяснить многообразное в данном предмете (явлении, процес­се). Процесс уяснения конкретного состоит в установлении его связей с многими другими понятиями, отражающими внешние по отношению к данному (конкретному) предметы, процессы, явления.

Дальнейшее уточнение категории «конкретное» невозможно без уяснения понятия «знания», что, в свою очередь, требует уяснения категории «абстрактное».

Конкретное и абстрактное составляют две стороны категори­альной пары и выступают «как внутренние противоположности, в единстве которых осуществляется мышление как со стороны фор­мы, так и со стороны содержания»1.

В повседневной жизни термин «абстрактное» употребляется в смысле «отвлеченное от жизни», «практически не существующее». Иногда происходит подмена понятий, и абстрактное начинают вос­принимать как «практически несущественное» с переходом на «бесполезное» и даже «вредное». Подобные оценки не имеют ниче­го общего с той ролью, которую играют абстракции при формировании и использовании знаний. Без абстракции невозможен про­цесс формирования сознания, самопознания, образования коллек­тивного разума, т. е. всего того, что отличает человеческое обще­ство от мира животных.

Абстрактное в категориальной паре выступает как противопо­ложность конкретного. Эта противоположность одновременно име­ет как абсолютный, так и относительный смысл2.

Если «конкретное» проявляется только как многообразные зна­ния о чем-то единичном, то «абстрактное» - это одностороннее знание о множественном. Например, изучая животных (всех), че­ловек приходит к выводу, что у них есть сердце. В этом смысле понятие, «сердце» выступает как абстракция, отражающая одну сторону всего многообразия мира животных. Заметим, что слово как таковое является всегда абстракцией. По форме это набор звуков, знаков, а по содержанию - отражение одной из сторон реального мира. Здесь для определения мы использовали еще одну категориальную пару <форма-содержание>.

Так обстоит дело с любым абстрактным понятием. Оно проти­востоит конкретному в том смысле, что отражает одно свойство реального мира, которое воспринимается как целостное и недели­мое. (Заметим, что здесь к понятию «неделимое» также следует подходить с позиций <абсолютное-относительное>). В этом смысле противоположность конкретного и абстрактного абсолютна.

Укажем, в каком смысле эта противоположность относительна. Любая конкретность может быть осознана как единство многооб­разного. Каждое единичное из многообразного - это часть одно­стороннего знания, т. е. абстракция. Таким образом, конкретное выступает как объединение множества абстракций. В этом смысле их противоположность относительна, так как они не могут суще­ствовать друг без друга. Их взаимосвязь имеет органический ха­рактер. Все знания, которыми располагает коллективный разум, и часть их, которой овладел отдельный человек, выступают в форме взаимосвязи конкретного и абстрактного.

Еще раз отметим, что любое слово появляется в речи только тогда, когда реально существует общее и повторяющееся явление (процесс), которое осознано. Слово отражает это повторяющееся как абстракцию в человеческой речи.

Очень важно понять, что для события, происшедшего только один раз, абсолютно неповторимого в словарном запасе человече­ства отсутствует соответствующее ему наименование, т. е. слово. Если человек - свидетель этого события придумает для него но­вое слово сам, то его никто не поймет. В процессе изучения реального мира, увеличения объема сведений о нем происходит рождение новых слов, новых абстракций, отражающих новые стороны познанного. Слова (абстракции) - это звенья между неосознанным и осознанным. Так они рождают­ся, так они меняются в жизни. Только через призму слов человек формирует представления. Это означает, что глубина познания за­висит от объема активно используемого словарного запаса.