Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фил-я без 13, 33 и 40.docx
Скачиваний:
67
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
262 Кб
Скачать

Вопрос 57 Современные западные философы о кризисе духовной культуры в европейской цивилизации.

ХХ век – век прогресса науки и техники в несколько раз увеличил население Земли, особенно больших городов, и вместе с тем создал новые, почти безграничные источники богатства и комфорта, в результате чего большая масса людей обрела ощущение легкости жизни, лишилась нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали. Образование массы (толпы) как нового исторического феномена предвидел еще в конце XIXвека Ф. Ницше − бескомпромиссный «низвергатель» ценностей буржуазной Европы. Впоследствии масса станет одним из основных объектов анализа современного гуманитарного познания, более того, масса создаст свою культуру, науку, начнет диктовать свою политическую волю и исповедовать свои ценности.

Передовые умы человечества весьма быстро обнаружили радикальные перемены в западной культуре Нового времени и начали бить в набат. К их числу, несомненно, принадлежит Э. Фромм, который сформулировал самый актуальный вопрос ХХ в.: «Иметь или быть?». Анализируя современное общество, Фромм открыл в нем две основные психологические посылки:

1) целью жизни человека является счастье, т.е. максимальное наслаждение, определяемое как удовлетворение любого желания или субъективной потребности (радикальный гедонизм);

2) эгоизм, себялюбие и алчность, которые с необходимостью порождает данная система, чтобы нормально функционировать, ведут к гармонии и миру.

Подобное умонастроение, по мысли Фромма, возникает вследствие того, что экономическое поведение отделилось от этики и человеческих ценностей и стало восприниматься как абсолютно независимое от них. Экономическая система подчинила себе человека, провозгласив приоритет своего развития и процветания выражением неустранимого закона, наподобие законов природы.

Вот почему сегодня развитие экономической системы в западных странах определяется не вопросом: «Что есть благо для человека?», а вопросом: «Что есть благо для развития системы?». Все, что служит благу системы или отдельно взятой крупной корпорации, считается благом и для людей. Система же предписывает человеку проявлять эгоизм, себялюбие, алчность, которые к тому же якобы исконно присущи природе человека.

В экономически развитых странах материальное наслаждение перестало быть привилегией меньшинства и стало доступно большей части населения. Обратная сторона благополучия — процветание эгоизма: «Быть эгоистом, — писал Фромм, — значит, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что, если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше, и бояться тех, кто имеет меньше. Но я вынужден подавлять эти чувства, чтобы изображать из себя (перед другими, как и перед самим собой) улыбающееся, разумное, искреннее и доброе человеческое существо, каким старается казаться каждый» [11].

Фромм при этом подчеркивал, что в современных развитых индустриальных обществах наиболее важной формой обладания стало потребление (отсюда формула: «Я есть то, чем я обладаю и что я потребляю») и что капитализм зиждется на максимальном потреблении производственных товаров и предлагаемых услуг, а также на доведенном до автоматизма коллективном труде. В этот водоворот бесконечного и все возрастающего процесса потребления вовлечены рядовые члены общества, их перестает интересовать все то, что выходит за пределы их собственного узкого мира. Каждому человеку в буржуазном обществе нужно обладать вещами, чтобы выжить. Вопрос в том: «Сколько надо иметь, чтобы жить?» каждый решает по-своему. В обществе, где цель жизни — «иметь как можно больше», трудно ориентироваться на установку «быть».

Жажда обладания, говорит Фромм, неизбежно ведет к классовой борьбе, а потому утверждение коммунистов о том, что их система уничтожит классы, положит конец классовой борьбе, является фикцией. Ведь в основе этой системы также лежит принцип неограниченного потребления как цели жизни.