Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СБОРНИК ГЭК-2011-2012..doc
Скачиваний:
94
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
1.91 Mб
Скачать

9. Историческая и художественная ценность памятника архитектуры: Церковь св. Михаила Архангела, д. Сынковичи.

Сынковичская церковь напоминает в плане немного в вытянутый четырехугольник размером 17,5х13м с трехнефным членением. Все нефы имеют почти одинаковую ширину (4 м). Толщина стен достигает 1,5 м. Высокая двухскатная крыша придает зданию стройность и легкость.

Четыре башни, которые находятся на углах здания, различаются размерами и архитектурными формами. Две западные башни стоят на квадратных фундаментах, с трех сторон и подпирают контрфорсы. Верхняя часть башен — восьмигранник с тремя ярусами бойниц. Две восточные башни имеют ци­линдрическую форму, здесь также есть бойницы.

В башнях находятся лестницы, которые когда-то вели к бой­ницам, размещенным во фронтоне. Верхняя часть стен, кроме восточной, охвачена мощной аркатурой. Она держится на ступенчатых встроенных кронштейнах. В промежутках между арками находятся округлые бойницы. Над ними сделаны наблю­дательные отверстия. Это позволяло защитникам храма следить за действиями противника и вести огонь на большие рас­стояния. Бойницы Сынковичской церкви в первую очередь был сделаны для целей обороны. Кроме того, они являются важ­ным элементом и средством украшения здания.

Особенно укреплена западная стена церкви. В щите фрон­тона устроены бойницы. В верхней части использован «фо­нарик» — своеобразный и редкий архитектурный элемент, который выполнял роль наблюдательного пункта. Система и планировка оборонительных приспособлений Сынкович­ской церкви такие же, как и у других памятников замковой архитектуры того времени. Здесь прослеживаются элементы романской и готической архитектуры: неглубокие, разнооб­разные по форме и размерам оштукатуренные и побеленные ниши в щите фронтона, похожие на ниши Мирского замка. Они снимают впечатление тяжеловесности и массивности и придают зданию определенную яркость и легкость. На вос­точных башнях и алтарных апсидах приблизительно на вы­соте 3 м находится декоративный поясок в виде плоской рельефной аркатуры из полуциркульных арок романского типа, которые опираются на маленькие кронштейны. Это украшение органично сочетается с арочным поясом бойниц. Высокая конусоподобная крыша над алтарными апсидами соответствует форме восточного фронтона. Явными элемен­тами готики являются стрельчатые арки оконных проемов с железными решетками, звездчатые своды правой апсиды хра­ма и высокая двускатная крыша.

Отмечаются небольшая перекошенность плана здания, не­которая искривленность оси апсид по отношению к нефам. Ви­димо, храм возводили местные мастера, которые для разбивки плана пользовались простыми, не очень точными измеритель­ными инструментами. Однако это не помешало им создать блестящий памятник архитектуры той эпохи. Определяя значение Сынковичского храма в истории белорусского оборонительного зодчества необходимо отметить, что по своим архитектурным качествам он является памятником мирового значения . Здание на удивление гармонично вобрало в себя черты поздней готики, а так же традиционные формы и решения внутренней планировки древних храмов эпохи Киевской Руси.

Такое соединение архитектурных стилей и форм объясняется тем, что Беларусь (в частности её западные земли) была своеобразным рубежом, который разделял две культуры, два стиля – готический (западный) и русско-византийский (восточный). Культуры и стили взаимообогощали друг друга. Благодаря прочной связи с народным зодчеством, богатым строи­тельными традициями, наличию высококвалифицированных кадров белорусская архитектура того времени не только сохра­нила свое национальное лицо, но и заметно обогатилась за счет русской и западноевропейской культур. Такой синтез спо­собствовал возникновению и становлению самобытных черт белорусской готики, которая нашла свое воплощение как в граж­данском, так и в культовом строительстве.

Сынковичская церковь — одно из звеньев в цепи укреп­ленных пятибашенных храмов. Начало этому процессу было положено на рубеже XV и XVI вв. Полоцкой Софией. На примере Сынковичского храма можно проследить, как по­степенно упрощалась система обороны в таких постройках. В «Акте визитации Сынковичского храма за 1760 г.» отме­чено, что посредине крыши церкви находился башнеобраз­ный «купол с железным крестом». Имел ли он в процессе обороны какое-то применение или нет — сказать сегодня с уверенность нельзя. Но стилистическая взаимосвязь здания с Софийским собором в Полоцке и Супрасльским храмом очевидна. Интересно, что этот купол сохранился до конца XVIII в. Исчез он, видимо, во время одного из ремонтов здания.

Существуют сведения о том, что в каждой угловой башне был склеп. В 1760 г. здесь уже был каменный бабинец. В спе­циальной литературе между тем указывалось, что бабинец воз­вели между 1841 и 1881 гг. во время одного из ремонтов. Сви­детельство «акта визитации» за 1760 г. не противоречит наше­му предположению, что бабинец был возведен если не одно­временно с храмом, то во всяком случае не позднее XVI в. Это подтверждает и техника его строительства.

Наконец, этот документ позволяет ответить на очень важ­ный вопрос о времени возведения Сынковичского храма. Ра­нее считалось, что он был построен в конце XV — начале XVI в. В документе 1760 г. говорится о том, что здание было заложе­но в период царствования королевы Боны, т. е. между 1518 и 1556 гг. Таким образом, Сынковичский храм, выдающийся ар­хитектурный памятник Беларуси, был возведен в середине XVI в.

Внешний вид храма с течением времени почти не изменил­ся. Только исчез купол ив 1891 г. перед входом была постро­ена каменная колокольня.