Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
710229.doc
Скачиваний:
138
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.16 Mб
Скачать

27. Клинико-педагогическая характеристика глубокой умственной отсталости

Глубокая умственная отсталость (F73). Уровень когнитивных способностей (IQ) до 20, соответствует возрасту до 3 лет. Неспособны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи и кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения.

При глубокой умственной отсталости минималь­ное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навы­ков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянный уход за больными. Большинство паци­ентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение достижи­мо лишь на невербальном уровне.

Чем более выражена интеллектуальная недостаточность, тем раньше она обращает на себя внимание. Возможности выявле­ния резко усиливаются с началом обучения в школе, достигая пика к 10—15 годам, после чего постепенно снижаются до 1% популяции.

Умеренные и более тяжелые формы интеллектуальной недо­статочности равномерно представлены во всех социальных слоях общества, тогда как легкие формы значимо доминируют в мало­обеспеченных семьях, где число таких детей достигает 10 — 30%. Соответствует идиотии.

Идиотия (от греч. - невежество, собственный, существующий для себя, или, иначе,— существующий без общения с окружающи­ми) — самая тяжелая степень умственной отсталости.

К идиотам относят детей с грубым недоразвитием мозга и глубоким снижением всей психической деятельности. У таких детей аномалии развития психики сопровождаются глубокими нарушениями чувствительных и двигательных функциональных систем.

Речь у детей-идиотов часто отсутствует, у них не может быть полностью сформирована какая-либо речь, они плохо понимают обращения к ним. Такие дети спон­танно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают об­ращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и про­являют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных усло­виях. У некоторых детей-идиотов возникают импульсивные вспышки гнева, злобы, что выражается в бурном двигательном возбуждении, крике, агрессивных действиях по отношению к себе или окружающим (царапаются, кусаются и пр.). Нередко их единственной речевой реакцией на приятные или неприятные для них раздражители являются протяжные или отрывистые крики, мычание. В более легких случаях идиотии имеет место сравнительно большая динамика в развитии. Дети живее реагируют на раз­дражители внешней среды. У них формируются статические функции, начинает развиваться речь (произносят отдельные слова). Проведенные исследования показали, что систематиче­ские занятия с этими детьми по развитию речи оказались ус­пешными: у некоторых из них увеличился словарный запас, возникло понимание коротких фраз.

Эти больные совершенно необучаемы, они не могут усвоить навыки опрятности, их невозможно приучить к самообслуживанию.

У них резко снижены реакции на разнообразные внеш­ние раздражители (световые, звуковые, вкусовые, иногда даже на болевые и др.). У некоторых повышен пищевой рефлекс.

Не различая вкуса, они часто тянут в рот все, что попадает в руки (землю, куски известки, тряпки, собственный кал).

Для части детей-идиотов характерна неподвижность (сидят или лежат в кроватях); иногда у них возникают однообразные, навязчивые движения. У них настолько выражены нарушения двигательной сферы, что они не могут самостоятельно передвигаться. Другие более беспокойны: они долго повторяют одни и те же стереотипные движения или действия (раскачивают головой или всем туловищем, перебирают пальцы или предметы, попадающие им в руки, открывают или за­крывают дверь). Эти дети ползают или бегают; то и другое они прерывают внезапными остановками. Все эти движения и дей­ствия носят автоматизированный, бесцельный и хаотичный характер. Некоторые дети-идиоты отвечают на раздражения, поступающие из внешней среды, но их ответные реакции при­митивны, однообразны. Иногда ответные реакции носят неадек­ватный и запоздалый характер.

У страдающих идиотией преобладает пассивно-равнодушное настроение, иногда сменяющееся кратковременными вспышками ярости, безмотивного и хаотического возбуждения, обусловленными, как правило, чувством голода.

У отдельных детей-идиотов развивается чувство привязан­ности к лицам, которые за ними ухаживают. Однако эта при­вязанность нестойкая и легко исчезает, если ребенок какой-то период не связан с ухаживающим за ним человеком. Музыка на большинство детей действует успокаивающе. В процессе длительной и упорной воспитательной работы дети приобрета­ют некоторые навыки самообслуживания и опрятности.

Умственно отсталые лица с идиотией судебно-психиатрическую экспертизу не проходят.