Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
710229.doc
Скачиваний:
138
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
2.16 Mб
Скачать

5. Умственная отсталость после менингитов и менингоэнцефалитов

Инфекции в натальный и постнатальный перио­ды нередко сопровождается поражением центральной нервной системы.

Форма и степень поражения могут быть различ­ны. В одних случаях отмечается только временная общая астенизация организма. В других случаях поражение центральной нервной системы протекает по типу энцефалита, менингоэнцефалита. При этом могут возникать различные формы нарушения нервно-психической деятельности.

Обобщая особенности нарушения нервно-психической дея­тельности после перенесенных менингитов и энцефалитов раз­личной этиологии, можно отметить, что они могут задержать развитие мозга и в некоторых случаях привести к олигофрении.

Энцефалиты, менингоэнцефалиты различной природы дают более разнообразную картину нервно-психических нарушений. При этих заболеваниях расстройство интеллекта может проходить по типу олигофрении (при абортивных формах болезни) или деменции (при наличии прогредиентного процес­са). Слабоумие может сопровождаться двигательными рас­стройствами (параличи, парезы), нарушениями речевых функций (дизартрия, афазия и др.).

Олигофрения иногда может осложняться нарушением слуха (глухота, тугоухость), реже — снижением зрения. Одним из тяжелых осложнений менингита является головная водянка (гидроцефалия).

Нарушения эмоционально-волевой сферы и ха­рактера весьма часты в клинической картине остаточных явлений после менингита, они могут приво­дить к психопатическим изменениям личности.

Тяжелые последствия перенесенных нейроинфекций возникают не всегда. Если в прошлом (1913 год) менингит приводил к смерти в 25—50% случаев, то в последние годы в связи с при­менением новых активных лечебных средств (антибиотики, суль­фамидные препараты, специальные вакцины) смертность снизи­лась до 2—5%. Резко изменилась и картина остаточных явле­ний— такие тяжелые дефекты, как глухота, слепота и слабоумие, встречаются сейчас относительно редко.

В литературе подчеркивается (особенно в последние годы), что инфекция, вызывающая менингиты, энцефалиты или менин­гоэнцефалиты как первичного, так и особенно вторичного харак­тера, чаще является причиной олигофрении легких степеней.

Ука­зывается также, что они могут вызывать только внешне сход­ные с олигофренией состояния, протекающие по типу астеноневротического синдрома, выражающегося в быстрой утомляемости, малой способности к умственному напряжению, расторможенности или вялости. В отличие от олигофрении эти явления могут носить временный характер.

В отдельных случаях, когда болез­ненный процесс, поразивший мозг ребенка, не заканчивается, а неуклонно прогрессирует, т.е. приобретает свойства прогредиентности, развивается особая форма приобретенного слабо­умия — органическая деменция.

6. Умственная отсталость как последствие цитомегалии.

Цитомегалия известна с 1957г., когда был выделен вирус и стала возможной точная диагностика болезни. По данным J. Star (1970), из 26 детей с виремией только у двух при рождении были отчетливые симптомы поражения ЦНС.

Частота. По данным разных исследований, эта инфекция довольно широко распространена: около 1% новорожденных и 3% беременных женщин выделяют вирус цитомегалии. В контингенте больных с глубокой умственной отсталостью на долю цитомегалии приходится около 0,3—0,5%.

Клиническая картина. Спектр клинических проявлений цитомегалии очень широк, часто она не проявляется и дети развиваются нормально. В других случаях возможно постепенное развитие заболевания с хроническим течением.

Для внутриутробной цитомегалии характерна:

Микроцефалия, она может обнаруживаться уже при рождении или формируется постепенно. По мнению L. Stern (1973) цитомегалия является причиной почти 10% всех случаев микроцефалии.

Часто одновременно отмечается поражение глаз: хориоретинит, микрофтальмия, атрофия зрительного нерва.

Масса тела при рождении снижена.

На коже, как и при других внутриутробных инфекциях в период новорожденности, имеются петехии и экхимозы.

Поражение нервной системы может проявиться менингоэнцефалитом в раннем постнатальном периоде, в дальнейшем выявляются

умственная отсталость, судороги, часто резкая двигательная расторможенность, невральная глухота. В редких случаях умственная отсталость формируется и у тех детей, которые не имели поражения нервной системы в период новорожденность.

При рентгенографии черепа нередко выявляют кальцификаты в перивентрикулярной области.

Во время патологоанатомического исследования находят специфические клетки во всех органах.

В мозге — картина энцефаломиелита с перивентрикулярными кальцификатами и очаги некроза. Иногда находят полимикрогирию и гидроцефалию.

В других органах — воспаление с вовлечением интерстициальной ткани: пневмония, нефрит, гепатит.

Окончательный диагноз ставят с помощью лабораторных методов, которые дают надлежащий ответ только в первые несколько месяцев после рождения ребенка. У детей более старшего возраста диагноз можно предположить на основании клинической картины и данных анамнеза.

Химиотерапевтическое лечение неэффективно.