Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Просекова В.М. Психология сем. отношений..doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.43 Mб
Скачать

Вопросы для самопроверки

  1. Какова специфика детско-родительских отношений среди других видов межличностных отношений?

  2. В чем проявляется их относительная непрерывность во времени?

  3. Что значит амбивалентность в отношениях родителе и детей?

  4. Как изменяются эти отношения в зависимости как от возраста ребенка, так и родителей?

  5. Функциональна или дисфункциональна асимметричность отношений?

  6. Какова значимость эмоционального отношения родителей к ребенку, стиля общения с ним для развития его личности?

  7. Опишите здоровое и травмирующее отношение родителей к ребенку.

  8. В чем различия между материнским и отцовским отношением к ребенку?

Глава 6. Психологическая помощь семье

Как было показано в предыдущих главах, семья, проходя свой жизненный цикл, переживает как периоды стабильности, так и кризисные моменты. Одни из них связаны с естественным ходом развития семейной системы, точками роста, другие – с разными дисфункциями семейных отношений или с неблагоприятными социально-экономическими обстоятельствами, в которых оказалась семья. Одни семья оказываются способными самостоятельно справиться с переживаемыми трудностями, другим требуется серьезная помощь. Населению нашей страны больше знакомы такие виды помощи семье, как экономическая, социальная, медицинская. И только в последние два десятилетия становится все более известной, хотя и не всегда вполне доступной, психологическая помощь. Мировая практика накопила к настоящему времени огромный инструментарий и большой опыт оказания такой помощи – в форме консультирования супружеских пар, семей, родителей и детей, а также семейной психотерапии. Не имея сейчас возможности останавливаться на различиях между этими формами помощи, обозначу основные подходы, различающиеся своей методологией, представлениями о механизмах возникновения дисфункций и изменений, ожидаемых семьей, способами вмешательств в семейную систему. Будет представлено1 пять таких подходов – психодинамический, экспериентальный, бихевиоральный, трансгенерационный, коммуникативный.

§ 1. Психодинамический подход в психотерапии семьи

Для терапии, основанной на психодинамике, характерен индивидуальный фокус, независимо от того, идет ли речь об одном человеке или о семейной группе. Терапевт исследует картины прошлого в том их виде, в каком они продолжают жить в памяти каждого члена семьи, чувства, которые те испытывают по отношению к другим действующим лицам рассматриваемого случая, мотивы их поступков и прочее. Можно выделить ряд наиболее характерных измерений, присущих данной школе. Прежде всего, это акцент на прошлом, причем в одних случаях оно может служить причиной симптома, в других — средством его изменения. Предполагается, что симптом возникает как результат закрепившегося прошлого опыта. Этот опыт подавляется, находясь за границами его осознания. Терапевт фокусируется на прошлом, помогая пациенту осознать вытесненные мысли и переживания. Метод терапии широко интерпретативный и, как уже отмечалось, не имеет значения, интервьюирует ли терапевт одного человека или семью в целом. В любом случае комментарий терапевта нацелен на то, чтобы помочь человеку яснее осознать и свое прошлое, и свое настоящее поведение, а также связь между тем и другим. Никаких директивных указаний не дается, и терапевт не берет на себя ответственность за то, что происходит за рамками сессий. Предпочтение отдается длительной терапии, цель которой — содействие развитию и росту личности пациента, что выходит за пределы только совладания с представленной проблемой. Упор делается на метод, который в неизменном виде применяется к каждой семье независимо от специфики переживаемой проблемы. Обычно на сессию приглашается вся семья, периодичность встреч — раз в неделю, продолжи­тельность сессии — час, причем работают с семьей два терапевта. В теории за единицу принимается одно лицо, поэтому семья вы­ступает как дискретный ряд индивидов с подавленными представ­лениями и эмоциями. В работе терапевта значительное место занимает метафора и неугасающий интерес к высказываниям о смысле пережитого опыта. Цель: достичь инсайта и понимания, дать возможность выразить эмоции.

Пример. В случае страдающего депрессией бухгалтера этот подход приведет нас к утверждению, что депрессия вызвана опытом отношений с некими авторитетными фигурами и болезненными переживаниями, следы которых теряются в прошлом. Если человек рассматривается индивидуально, терапевт позволит ему "перенести" его депрессию с этих подлинных, имевших в жизни место значимых лиц на отношения с самим терапев­том, с тем чтобы далее помочь понять причины переживаемого недуга. Если же работа с пациентом протекает в рамках семейной терапии, специалист поможет ему понять, как совершается перенос депрессии из опыта прошлого в хронологически более поздние отношения — не только с терапевтом, но также с собственной женой и другими родственниками.

В супружеской терапии текущие семейные конфликты рассматриваются с учетом повторения прошлых конфликтов, а также примера поведения, полученного в прошлых, эмоционально окрашенных отношениях. При этом оценивается влияние семьи, в которой вырос каждый из супругов, преимущественно с учетом присущей ей атмосферы. Основной предпосылкой перемен является способность к пониманию этой связи, контролю за своим поведением, к сравнению. Каждый из супругов должен понять, почему он такой, какой он есть, что он ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение своего партнера именно так, а не иначе. Супружество рассматривается как следствие действия сил, заключающихся в особенностях прошлого опыта супругов, главным образом в их прежних личностных связях.

Сознательное и неосознанное супружеское соглашение. Мартин и Сейгер уделяют основное внимание супружескому контракту, неоформленному индивидуальному договору, или соглашению, включающему надежды и обещания, которые приносит каждый из партнеров, вступающих в брак. Это соглашение имеет взаимный характер, поскольку содержит то, что каждый предполагает дать, и то, что намерен получить. Соглашение может быть: а) сознательным и вербализованным; б) сознательным и невербализованным; в) неосознанным. Оно может касаться всех аспектов семейной жизни, таких как успешное продвижение по службе, физическое здоровье, секс, проведение свободного времени, деньги, дети, свя­зи с приятелями и др. Отдельные элементы индивидуальных соглашений определяются потребностями и желаниями индивидуума. Последние могут быть здоровыми и реалистическими или невротическими и конфликтными. Здесь речь идет не о договоре в прямом смысле слова — просто партнеры ведут себя так, будто каждый из них подобный договор одобрил и подписал.

При уравновешенном супружестве такой договор соблюдается, однако в тех случаях, когда кто-либо из супругов готов или способен нарушить его и сменить своего партнера, возникает дисгармония. Подобные предпосылки к дисгармонии существуют и в семьях, где взаимные ожидания партнеров слишком различны.

Пример. Муж, например, может ожидать от жены послушания, проявлений заботы о нем, а также активности в половом отношении. Жена в свою очередь ожидает от него романтической любви, помощи в ведении домашнего хозяйства и не очень частых половых сно­шений. Вследствие того что каждый из них ведет себя иначе, чем от него ожидают, возникают ощущение обмана и чувство беспокойства.

Мартин и Сейгер считают, что суть супружеской терапии заключается в следующем: помочь супругам сначала отдельно сформулировать (осознанно и неосознанно) их настоящее супружеское соглашение, а затем прийти к компромиссу, выработать общее соглашение уже на сознательном уровне.

На первом этапе психотерапии каждого из супругов просят написать на листке бумаги, что он ожидает от своего партнера и какие свои потребности он хотел бы удовлетворить в семье. Каждый вначале делает это самостоятельно, свободно, без каких-либо схем и логической последовательности. На втором этапе психотерапевт помогает каждому из супругов более четко сформулировать его требования и ожидания и высказать те из них, которые плохо осознавались. Он должен учитывать то, что в данных формулировках встречаются и противоречия, поскольку каждый индивидуум может иметь противоречивые желания, например, стремиться к независимости и в то же вре­мя желать защиты и заботы о себе со стороны партнера. Затем психотерапевт помогает супругам логически выстроить свои пожелания таким образом, чтобы можно было составить новый совместный список, в котором их однотипные пожелания разместились бы рядом. На третьем этапе психотерапии ведется работа над выявленными противоречиями. Выясняются фундаментальные причины нереалистических ожиданий, а также возможности компромиссов. Определяются те ожидания или требования, от которых каждый из партнеров мог бы отказаться без особого для себя ущерба, и, наоборот, те неиспользованные до настоящего времени пожелания партнера, которые можно попытаться выполнить.

Проекция неудовлетворенных в детстве желаний. Дикс и Вилли подчеркивают, что при нарушении супружеских отношений у одного или обоих супругов проявляются скрытые потребности, которые в детстве не были удовлетворены их родителями. В подобных случаях индивидуум часто выбирает себе такого партнера, который помог бы ему вернуться к своим не до конца разрешенным конфликтам. В невротических семьях супруги ведут себя так, чтобы восстановить свои инфантильные ситуации; они повторяются и продолжают оставаться нерешенными. На партнера возлагаются надежды, оставшиеся неисполненными, такие как детское желание иметь идеального отца или идеальную мать. Целесообразно показать супругам эту параллель и обратить их внимание на схожесть прежнего поведения и сегодняшней ситуации в семье.

Дикс рассматривает отношения взаимной проективной идентификации как совместную игру в тайный, понятный партнерам договор. Партнеры экспериментируют на себе, пытаясь взаимно отреагировать и решить свои невротические проблемы, что позволяет им получить временное успокоение, однако одновременно инициируются защитные механизмы. Образуется порочный круг, в котором каждый из них рационализирует собственное невротическое поведение через нарушенное поведение другого. Таким образом, это невротический способ решения супружеского конфликта, который используется обоими партнерами. Лечение заключается в том, чтобы вскрыть эти неосознанные связи, сделать поведение супругов более гибким, менее детерминированным прошлым, более приспособленным к реальностям сегодняшнего дня.