Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
You touch my talalaev.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
1.72 Mб
Скачать

9. Договоры двусторонние и многосторонние. Общие многосторонние договоры

В зависимости от числа участников все международные договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние.

Двусторонние в свою очередь могут быть подразделены на договоры, в которых с каждой стороны имеется по одному участнику (двусторонние в обычном понимании), и на договоры, в которых, с одной стороны, имеется несколько участников, а с другой - один или несколько участников (мирные договоры 1947 г., советский проект договора о ненападении государств - участников Варшавского Договора и стран НАТО).

Среди многосторонних договоров следует различать договоры с ограниченным числом участников (групповые, или ограниченные) и общие, или универсальные, многосторонние договоры.

Групповые договоры объединяют ограниченное число государств, в то время как общие носят универсальный характер. Примером ограниченных многосторонних договоров могут служить замкнутые военные группировки типа НАТО, участие в которых новых государств зависит от согласия всех участников. Такие договоры являются закрытыми. По определению французской делегации на Венской конференции ООН по праву договоров, термин "ограниченный многосторонний договор" означает договор, который имеет целью быть обязательным для предусмотренных им государств и вступление в силу всех положений которого в отношении всех государств, участвовавших в переговорах, является существенным условием согласия каждого из них на обязательность для него договора. Сюда также можно отнести Римский договор 1957 года о ЕЭС. Ограниченные многосторонние договоры в свою очередь могут быть региональными и нерегиональными. Нерегиональным ограниченным договором является договор НАТО.

Двусторонние и многосторонние договоры при некоторых обстоятельствах могут переходить друг в друга. Двусторонние - по мере присоединения к ним других государств. И наоборот, может случиться так, что международный договор заключается как многосторонний в обычном понимании этого слова, но впоследствии среди его участников образуются две группы.

Среди многосторонних договоров особое место занимают общие договоры, или договоры универсального характера. Именно им сейчас принадлежит ведущая роль в создании общеобязательных норм международного права.

По определению Венской декларации 1969 года об универсальности, общие многосторонние договоры - это те, "которые касаются кодификации и прогрессивного развития международного права или объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом". Такие договоры, как говорится в декларации, "должны быть открыты для всеобщего участия"*(215).

Из-за сопротивления империалистических держав Венская конвенция о праве международных договоров не содержит упоминания об общих многосторонних договорах, хотя существование их бесспорно. К ним относятся прежде всего договоры, касающиеся обеспечения международного мира и безопасности, как, например, Московский договор 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия, Договор 1968 года о нераспространении ядерного оружия, договоры по космосу и т.п.

Западные представители на Венской конференции пытались доказать, что невозможно определить, какие многосторонние договоры являются общими. Их аргументы против определения, предложенного рядом социалистических и развивающихся государств на конференции*(216), сводились к следующему:

1) предложенное определение исходит не из числа участников договора, а из характера его объекта (вопросы, затрагивающие общие интересы всех государств), в то время как определяющим характер договора должно быть число участников (выступления представителей Италии, Швейцарии и Ливана);

2) понятие "общий интерес" не является точным, оно может относиться и к таким договорам, как договоры о союзе между тремя сильными державами или соглашения по валютным вопросам между тремя или четырьмя государствами, то есть к договорам, которые представляют интерес и для других государств (выступление представителя США)*(217).

Указанные аргументы, однако, несостоятельны. В настоящее время существуют проблемы, которые с совершенной очевидностью представляют интерес для всего международного сообщества государств в целом. Это прежде всего вопросы, связанные с обеспечением международного мира и безопасности, проблемы разоружения, ликвидации колониализма во всех его формах и проявлениях.

Существуют и другие вопросы, затрагивающие жизненные интересы всех народов: борьба с различными преступлениями (геноцид, апартеид, расовая дискриминация, работорговля, распространение наркотиков), голодом, опасными болезнями, охрана окружающей среды, сохранение природы для человека, наконец, вопросы, без решения которых невозможно нормальное функционирование современного сообщества государств (почтовая связь, электрорадиослужба и т.п.).

Среди общих многосторонних договоров должны быть специально выделены договоры, которые касаются кодификации или прогрессивного развития международного права, такие как конвенции по морскому праву 1958 года, дипломатическому праву 1961 года, консульскому праву 1963 года и др. Очевидно, что к общим многосторонним договорам относится и конвенция 1969 года о праве международных договоров.

Важнейшим качеством общего многостороннего договора является участие в нем государств с различными общественными системами: капиталистической, социалистической, а также развивающихся государств. Их цель и содержание, как правильно указывает Г. Ширмер, заключаются в осуществлении мероприятий всемирного масштаба, развитии международного сотрудничества и создании на этой основе общих норм международного права. Именно универсальность целей и объекта, а не число государств, должна быть решающей при определении понятия "общий многосторонний договор". Это отражено в определении, которое содержится в Венской декларации. Г. Ширмер говорит: "Общими многосторонними договорами являются такие, которые по их целям и содержанию направлены на осуществление и поддержание мирного сосуществования между всеми государствами с различными общественными системами в регулируемой договором области"*(218).

Что касается количественного критерия при определении понятия "общий многосторонний договор", то он не может быть решающим по следующим причинам:

1. Невозможно определить, при каком количестве государств-участников многосторонний договор становится общим. Число государств - субъектов международного права также не является постоянным, а все время увеличивается.

2. Исходить из числа участников для решения вопроса о том, является ли данный договор общим, - значит вращаться в замкнутом кругу, из которого нет выхода, ибо как раз для того, чтобы в договоре имело право участвовать как можно большее число государств, нужно, чтобы сам договор был таковым по своему содержанию. Общим многосторонний договор становится не благодаря числу участвующих в нем государств. Наоборот, их число определяется правом на участие, вытекающее из особенностей объекта и цели договора. Это возможно сделать только путем признания таких договоров открытыми для участия в них всех государств мира.

3. Аргументы, что качественная характеристика не может быть решающей, так как в этом случае трех- и четырехсторонние договоры могут считаться общими договорами, также несостоятельны. Во-первых, строго говоря, трехсторонние договоры - тоже многосторонние договоры. Во-вторых, в действительности бывают случаи, когда договоры с небольшим числом участников представляют интерес для всех государств. Если эти договоры не подпадают под категорию ограниченных многосторонних договоров, действие которых рассчитано для предусмотренных в них государств, то они также должны быть открыты для участия в них всех государств и стать универсальными. Именно такой процесс имел место с договором 1963 года о запрещении испытаний ядерного оружия. Сначала он был трехсторонним, в котором Советский Союз, США и Англия являлись, как сказано в его преамбуле, "первоначальными участниками". Но ввиду исключительно важного объекта, затрагивающего жизненные интересы всех государств, он был открыт для подписания и присоединения и вскоре стал универсальным и в количественном отношении договором; в нем участвуют более 100 государств. Однако общим Московский договор 1963 года был с самого начала.

Итак, общий многосторонний договор, или договор универсального характера, - это международный договор, который по своему объекту и целям предназначен стать обязательным для любого государства, выразившего свое согласие на обязательность для него такого договора, независимо от согласия на это других участвовавших в переговорах государств.

Понятие общего многостороннего договора прочно вошло в обиход*(219). Оно встречается не только в научной литературе, но и в документах ООН, в том числе Международного Суда. Например, в ст. 38(1) Статута Международного Суда говорится, что "Суд... применяет международные конвенции, как общие, так и специальные". В консультативном заключении от 28 мая 1951 г. по конвенции о геноциде Международный Суд подчеркнул всеобщий характер конвенции, связывая это именно с ее объектом и целями*(220).

Правда, нужно отметить, что многие общие многосторонние договоры содержат дискриминационную формулу, имеющую цель ограничить участие ряда социалистических государств. Однако эти ограничения, с точки зрения основных принципов современного международного права, прежде всего суверенного равенства всех государств, юридически недействительны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]