Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архитектурно-дизайнерское проектирование город...docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
36.7 Mб
Скачать

в целом всегда членится на зоны разного типа, с разными оттенками общего настроения, последовательность восприятия которых делает богаче всю ком­позицию в пределах общей целевой установки, «сверхзадачи» содержания всего объекта.

Октябрьская площадь - ныне площадь Независимости - была одной из главных еще в довоенном Киеве. Сегодня площадь - место массовых митин­гов и любимое место отдыха горожан (рис. 10.2). Она двухчастна - северная низинная половина занята парадным сквером, украшенным системой фонта­нов, окаймлена строем многоэтажных здании, подчеркивающих полукруг ее плана. Южная, круто поднимающаяся в гору, служит своего рода пьедеста­лом памятника В.И. Ленину (заменен другим монументом), архитектурного и идейного центра композиции, за которым, отмечая высшую точку рельефа, виден силуэт многоэтажной гостиницы. Осевое соподчинение обоих прост­ранств, пересеченных оживленным руслом Крещатика, подчеркнуто нараста­нием ритма от полукружий фонтанов северного торца к уступам трибун и во­дяных террас подножия памятника. Но строгость плана не делает структуру комплекса жесткой. Симметрия «сбита» постановкой башни на одном из уг­лов Крещатика, ротондой включенного в композицию памятника архитекту­ры, контрастом колоннады филармонии плоскостным фасадам других соору­жений. Живописное начало широко представлено на площади цветом зда­ний, пышностью зелени, яркостью «малых форм» - киосков, реклам, устано­вок наглядной агитации. Разнообразие архитектурно-художественных впе­чатлений - от камерных до величественно-монументальных - объединяет пространственная структура, которая нашла свое место каждому функцио­нальному и художественному компоненту в соответствии с ведущей архитек­турной идеей - нарастанием торжественности среды к многофигурному па­мятнику на южном склоне пространства.

10.2 Развитие положений синтеза искусств

Общие принципы использования средств синтеза искусств в город­ской среде реализуются сегодня на фоне больших перемен в градострои­тельной практике, в искусствознании. Происходит это по многим причинам, зависящим как от обстоятельств и форм развития всего пространственно­го ряда искусств, так и от процессов его отражения в сознании горожанина-потребителя.

Постоянное на протяжении всей истории искусств увеличение «само­стоятельности» отдельных художественных средств сегодня вошло в новую фазу (рис. 10.3). Так, цвет в архитектуре, когда-то составлявший одно из свойств поверхности сооружения, сегодня обрел небывалую независимость, не только используя архитектурную подоснову для собственно живописных целей, но даже полностью переставая считаться с ней, образуя противопо­ставленные тектонике среды суперграфические комбинации. Изощреннее становятся формы скульптурных композиций, которые все чаще прибегают к языку абстракций, ассоциативным сопоставлениям, иногда доводя ассоци­ативность до присущего архитектуре уровня. Многие технические, инженер­ные сооружения, воплощенные в формах, далеко превосходящих по вырази­тельности их утилитарные задачи, превращаются в своеобразные «супер­скульптуры», оказывая влияние на формообразование в традиционных сфе­рах пластических искусств. Наконец, все чаще в непривычных комбинациях соединяются в нерасторжимое целое приемы разных видов искусств.

Свою роль играют достижения технические, научные, изменение обра­за жизни. Скоростной транспорт преобразил облик городских улиц и площа­дей, недалеко время, когда в их среду вольются движущиеся тротуары, элек­тронная и аудиовизуальная техника. Новые строительные материалы, преж­де всего стекло и связанные с ним конструкции, стерли грань между откры­тыми пространствами и привычными интерьерами, появилась возможность зеркального отражения, необычных ракурсов любых компонентов среды. Но-

Рис. 10.3. Современная трактовка приемов и средств синтеза искусств:

а - символическая конструкция, Атомиум в Брюсселе; б - визуальная информация в инженерных сооружениях, Нью-Йорк; в, е-ассоциативная пластика, монумент «Цветок жизни», Югославия, фонтан, Париж; г - ночная светокомпозиция, Акрополь, Афины;

д - деформирующая суперграфика, Таллин

вые источники освещения и возможности их использования - от газосветных установок практически любого размера и цвета до компьютерного режима работы световых комплексов - создают новые формы существования город­ских площадей и магистралей в ночные часы; театрализованные «феерии» у исторических памятников сопровождаются звуковыми, музыкальными ком­позициями, еще более расширяющими границы понятия «синтез искусств». Растет «образованность» зрителя, его умение увидеть за абстрактно-выра­зительной формой навеянную личными ассоциациями конкретику содержа­ния, способность отмечать в бессюжетных композициях яркость цветовых со­четаний, остроту пластики, силуэта и т.д., перерастающие в настроение, эмо­ции, в конечном счете - в индивидуальное образное впечатление.

Поэтому сегодня перебор сознательно используемых компонентов синтети­ческой картины города нельзя ограничить традиционной триадой пространствен­ных искусств; к ним следует прибавить «зеленые формы» и другие средства ланд­шафтной архитектуры, дизайн, вобравший в свою орбиту средства визуальной ин­формации, городское оборудование, часть малых архитектурных форм, элементы инженерного обустройства. И в зависимости от данного фрагмента городской сре­ды обязанности доминанты в пределах его пространственной структуры или ее ча­сти могут быть возложены фактически на любой компонент «нового» синтеза ис­кусств - архитектурный, монументально-декоративный, дизайнерский либо на их сочетание [49].

Красная площадь в Москве - главный форум страны (рис. 10.4) - син­тезирует в своем облике архитектурные монументы особого рода, сооруже­ния-символы: мавзолей В.И. Ленина, здание-памятник собор Василия Бла­женного, на фоне которых скульптурные композиции играют подчиненную

Рис. 10.4. Синтез искусств в ансамблях разного типа:

А - Красная площадь в Москве, общий вид, план; а - здания-монументы; б - прочие сооружения; в - памятники; Б - площадь Руставели, Тбилиси, общий вид, разрез, план (по состоянию на 1990 г.); 1 - трибуна; 2 - гостиница; 3 - почтамт; 4 - Президиум Академии наук; 5 - памятник Руставели; В - площадь Ленина в Волгограде, общий вид, схема плана;

  1. - памятник В.И. Ленину;

  2. - монументальное панно на торце «Дома Павлова»;

  3. - музей обороны города

3 Ф^<~ '

-^п I Щя\ш J —,

роль. На площади Руставели в Тбилиси композиционным ядром обширной террасы, предназначенной для массовых собраний и демонстраций, должна стать увенчанная системой гигантских арок трибуна - своеобразный сплав современной трактовки триумфальных арок прошлого и дизайнерского ре­шения освещения площади.

В «адресных» ансамблях, привязанных к определенному событию, имени, скульптурные и живописные решения выходят на первый план, вы­полняя самые разные роли - от доминанты, концентрирующей в объемно-пластических формах основу идейного смысла композиции, до акцентов «второго эшелона» - сравните площади Ленина и Тракторного завода в Волгограде.

Чем ближе назначение пространства к обыденной жизни, тем большее участие в его формировании принимают художественные компоненты ди­зайнерского характера, благоустройство (рис. 10.5). «Деловая» площадь Александерплатц в Берлине своей атмосферой обязана оригинальному мо­щению, фонтанам, информационным композициям, среди которых монумен-

тальное панно Дома Учителя выглядит рядовым элементом большой группы других акцентных форм (см. примечание [23] к стр. 58). Важнейшую часть современных комплексов составляют элементы ландшафтного искусства. Таковы объекты, расположенные в особых природно-климатических услови­ях - центры Ташкента, Навои; ансамбли, привязанные к природной основе -рекреационные, парковые, где водным устройствам, озеленению, пластике рельефа принадлежит главное место в организации «партера» и огражде­ний ансамбля.

Но чаще всего ландшафтные и дизайнерские формы влияют на облик массовых городских пространств - жилых и районных улиц, дворов, перекрест­ков, где роль их совершенно неоценима. Именно на это обращал внимание К.С. Мельников (1890-1974), отмечая, что «художественную хаотичность наших городов может поправить интерьерное искусство. Озеленение должно быть до­ведено до пределов своего могущества, начиная от посадки больших деревьев и кончая цветами... Обработка вертикалей мачт, форм фонтанов, зонтов, рек­лам и пр., а также экстерьера магазинов, частое переодевание которых долж-

Рис. 10.5. Примеры синтеза искусств в городской среде:

а - временное оформление (ледяная скульптура) на центральной площади Владимира; б, в- дизайн системы освещения, Миннеаполис, США; г,д,ж- благоустройство, средства информации, ландшафтный дизайн в жилом районе и на магистрали (Рига); в общественном центре (Юрмала); е - скульптура, элементы ландшафта в композиции центра Навои

170

"'if fj—

~f1 -J j .it д~3}\

1 - Дом Советов; 2 - кинотеатр; 3 - магазины; 4 - ресторан; 5 - Доска почета

но соответствовать сезону, преследовать интересы потребителя и моменты мо­ды, - все это близко и непосредственно связано с уличным движением людей и поэтому скорее и живее подействует на создание уюта и красоты города...».

Таким образом, расширение возможностей синтеза искусств в градострои­тельстве идет сегодня сразу несколькими путями - количественным ростом новых средств, качественными трансформациями внутри старых и изменениями в общест­венном сознании, в установках и формах восприятия городской среды. В этих усло­виях особое значение имеет соединение традиционных представлений об ансамбле­вой организации архитектурных комплексов, использующих для выявления содер­жательной стороны архитектурного образа синтез искусств, с положениями так на­зываемого средового подхода.

Современная система понятий о средовом подходе начала склады­ваться в нашей науке и практике в 1920-е годы, одновременно с появлени­ем ленинского плана монументальной пропаганды, показавшего, что произ­ведения изобразительных искусств, включенные в ткань социалистического города, «служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, исто­рии, возбуждают гражданские чувства, словом, участвуют в деле образова­ния, воспитания новых поколений». Эта система, развивая высказанную В.И. Лениным мысль о художественно-осмысленном, удобном для человека городе*, сознательно расширяет палитру форм эстетической организации среды, дифференцируя их применение соответственно целям и особенно­стям формируемого общественного пространства. Любой функционально не­обходимый элемент пространства может и должен стать его неотъемлемой художе­ственно оправданной частью в той мере, которую позволяют его собственные эсте­тические свойства, а потенциальная сравнимость художественной ценности всех форм среды дает возможность их взаимозаменяемости, целенаправ­ленного отбора оригинальных и эффективных сочетаний при проработке декоративных или смысловых акцентов [50].

Так возникает новое понимание синтеза искусств, архитектурного ан­самбля, где соподчиненность, согласованность воздействия требуется от всех объектов и деталей независимо от их «архитектурного» или какого-ли­бо иного происхождения. А основной задачей зодчих становится обеспече­ние планировочными и объемными построениями того уровня свободы само-

* Жолтовский И.В. О подлинной и ложной красоте в архитектуре. Воспоминания о встрече с В.И. Лениным// Строительная газета, 1954. 10 октября.