Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архитектурно-дизайнерское проектирование город...docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
36.7 Mб
Скачать

Примеры первых - «тело» большой магистрали, парковый комплекс. Системы второго рода - сеть однородных объектов или учреждений, вклю­ченных в пространственную ткань другого назначения или характера. Напри­мер - «выныривающие» на поверхность земли станции метрополитена или пунктир зеленых насаждений - бульваров, скверов, парков, - вклинившихся характерными пятнами в «каменное» поле городской застройки. Но и те, и другие состоят из сложных комбинаций средовых компонентов более низ­кого уровня, вплоть до микросредового.

Различают два комплекса обстоятельств образования средовых си­стем суперуровня.

Первый - понимание событийного процесса, объединяющего ком­поненты среды в целостность, как своеобразного пространственного те­ла. Так транспортный поток, пропускающий определенную материальную мас­су через некоторое сечение с заданной скоростью, формирует протянувшуюся на несколько километров улицу, обеспечивая относительную однородность этого средового образования. Причем тот же транспортный поток, - а стало быть, и его «ложе» (форма магистрали) - складываются как единственно воз­можное переплетение разного рода причин и контактов, от потребностей в пе­ревозках до способности рельефа местности пропустить этот поток.

Но для проектировщика эти «внеархитектурные» обстоятельства должны трансформироваться в системы зрительных впечатлений. Появляет­ся второй комплекс факторов - возможности, закономерности и целеус-тановки человеческого восприятия, делающие «суперсистемы» фактом визуального творчества.

А значит, в дело вступают явления и состояния субъективные, не всег­да поддающиеся измерению и даже непротиворечивому описанию. Анализ перемен образа жизни современного города должен опираться на изучение всех трех аспектов происходящего в городской среде - и объективных пред­посылок этих перемен, и их предметно-пространственного воплощения, и тех усилий по оптимизации средовых состояний, которым посвящена деятель­ность архитекторов-дизайнеров.

12.1 Перестройка содержания городского образа жизни

Следует оговориться - речь идет не о глобальных событиях рубежа тысячелетий, а о наглядных трансформациях в городской жизни, которые проявились и обрели силу за последние десятилетия. Потому что они ведут к перестройке методов работы специалистов, формирующих облик города.

Большинство перемен образа жизни городского общества тесно связано с ростом благосостояния населения основных видов урбанизированной среды.

Первая - перемены, усилившие культурно-досуговую компоненту го­родского организма: люди все чаще обращаются ко второй части известной формулы «хлеба и зрелищ» - считается, что хлеба хватает.

Вторая - непрерывно растут мощь и качество всех форм обслужива­ния городского населения, и повседневных, и эксклюзивных: в сфере серви­са занята минимум половина трудоспособных жителей городов.

Третья - эти, условно говоря, «внепроизводственные» тенденции все­сторонне обеспечиваются разного рода техническими и инженерными систе­мами, которые неузнаваемо преобразуют город. Оказалось, что автомобиль действительно не роскошь, а средство передвижения, встроенное в среду неотрывно.

Рис. 12.1. Характерные формы развития базовых функциональных сфер города

Жилая среда: 1 - жилой двор на крышах гаражей, Япония; 3 - строительство элитного комплекса «Алые паруса», Москва; 4 - ре­конструкция верхних этажей под пентхаусы, Лондон.

Административные и общественные комплексы: 2 - компактный деловой квартал, Лондон; 5 - внутренний двор (кампус) Венского университета; 6 - реконструкция производственного корпуса под офисы, Москва

Для профессионала все три позиции интересны тем, что среди них нет ведущей, которая определяла бы черты остальных. И изменения целеустано-вок городской культуры, и ее поворот к задачам обслуживания, и насыщение среды техникой происходят параллельно, что требует от специалиста умения хорошо ориентироваться во всех трех.

Типологию содержательных трансформаций жизнеустройства наших городов можно разделить на два относительно самостоятельных потока: сфе­ру культурно-бытовую и условно «производительную» (но не производствен­ную - это особый и требующий изучения пласт городской действительности).

Вторая выглядит определеннее и включает два вектора: управление (прежде всего корпоративное - фирмы, ассоциации, офисы разного рода, затем - общественные и «официальные» учреждения) и производство знаний (вузы и научные центры) (рис. 12.1). Оба отнюдь не новички в делах средо-формирования. Но сегодня их охватил процесс «разгосударствливания»: бо­лее половины институтов, колледжей и научно-исследовательских объедине­ний принадлежат частному сектору, а офисно-административные системы -тем более. Что делает создание соответствующего им архитектурно-дизай­нерского окружения гораздо более разнообразным и художественно незави­симым, чем два десятилетия назад. Правда, учреждения научно-образова­тельного профиля чаще довольствуются реконструкцией зданий и сооруже­ний и раньше принадлежавших им, тогда как «офисный» сектор активно при­растает всеми возможными формами и способами [59].

Следует отметить архитектурно-пространственные разновидности этих явлений:

  • сооружение новых градоформирующих ансамблей в развивающихся районах;

  • возведение крупных сооружений и комплексов в узловых точках города;

  • комплексная реконструкция городских кварталов с переориентацией их содержания с жилой на общественную функцию;

  • выборочное строительство относительно небольших объектов на свободных местах в теле старого города с соответствующей ревалоризаци­ей сложившихся городских ансамблей;

  • активная реконструкция под офисы существующего фонда жилых и нежилых зданий (многоэтажные дома, особняки, освободившиеся объемы школ, детских учреждений, промпредприятий) практически по всему городу, но особенно - в его центральной части.

Что означает - функция управления резко увеличила свое влияние на облик городской среды, причем делает это по всему спектру ее форм.

Происходит это на фоне относительного затишья в прежде доминиро­вавших сферах городского средоформирования - жилищного и промышлен­ного строительства. Второе - вообще как бы «уходит» с арены городской жизни, иногда отгораживаясь от нее, чаще - что гораздо важнее для горо­да- переделывая свои цеха и другие сооружения под более востребованные функции - торговлю, развлекательные центры и т.п. Тогда как жилое строи­тельство идет главным образом по пути возведения элитных многофункцио­нальных комплексов разного рода и масштаба: в новых районах, в историче­ских кварталах, на «свободных» территориях сложившегося города. А так­же - что очень важно - развивается за счет «точечной» реконструкции суще­ствующего капитального фонда: дома и квартиры выкупаются, перестраива­ются и благоустраиваются, что полностью меняет средовую атмосферу заня­тых новыми жильцами кварталов и зон.

Рис. 12.2. Усиление декоративного начала в облике среды, в т.ч. за счет средств благоустройства:

1 - ночная реклама на фасадах зданий, Нью-Йорк: 2 - новогодний фейерверк в Афинах; 3 - инсталляция, украшающая фестиваль цитрусовых в Ментоне, Франция; 4 - «живая реклама» магазина одежды на Ленинском проспекте, Москва; 5 - газон у администра­тивного здания, Москва; 6 - роспись забора, Рио-де-Жанейро; 7 - суперграфика и информационный стенд, двор жилого комплекса плато Дефанс, Париж; 8 - питьевой фонтанчик, Вена; 9 - декоративная фигура «Медведь» у магазина в Новгороде; 10 - установка «Старая пожарная машина» перед фасадом пожарного депо, Новгород

Названные процессы - результат полного перераспределениях источ­ников финансирования, смены заказчика, проектно-строительной базы (в т.ч. фактический уход от типового проектирования) и, видимо, эти тенден­ции в принципе будут сохраняться.

С точки зрения средоформирования из этого следует (рис. 12.2):

  • неуклонная «внешняя» гармонизация облика городской среды;

  • повышение уровня благоустройства в разных его формах;

  • ориентация на оригинальные (а то и уникальные) архитектурно-дизайнер­ские и визуальные решения;

9 нацеленность средового климата на удовлетворение единичных, частных, ре­же - корпоративных интересов определенных групп горожан, которая ограничивает роль планового начала в формировании среды, но дает простор для реализа­ции индивидуальных предложений и амбиций лиц, участвующих в процессе.

Аналогичные явления, но куда более разнообразные по вариациям, на­блюдаются и в культурно-бытовой сфере.

Происходит кардинальная смена фундаментального настроя обра­за жизни - переориентация на потребление, которую вызывают две груп­пы факторов: развитие «туристического» начала в градоформировании и резкий рост «развлекательной» составляющей в комплексной организации среды. Со­циологи подсчитали, что еще сто лет назад совокупный «рабочий год» в раз­витых странах был равен 4 ООО часов (всего в году 8 760 часов), из-за чего на досуг оставалось меньше тысячи часов. С ростом механизации труда ра­бочий год уменьшился вдвое - освободилось колоссальное свободное вре­мя, которого раньше не было. По прогнозам (И.А. Бестужев-Лада), через 2-3 десятилетия рабочее время уменьшится еще вдвое - до тысячи часов. Т.е. ориентация городской среды на различные способы использования но­вого свободного времени имеет устойчивую перспективу.

Туристический характер атмосферы городских ансамблей, особенно в центральных районах, иллюстрируется множеством явлений (рис. 12.3; 12.4).

Для начала отметим своего рода комплексную музеефикацию горо­да. Постоянно появляются все новые и новые музеи, выставочные центры, галереи, целые заповедно-музейные зоны, настойчиво предлагающие свои в первую голову «завлекающие», во вторую - культурно-познавательные ус­луги. Число такого рода центров и зон в Москве за последние десятилетия удвоилось, в основном за счет новых объектов, превысив полторы сотни [60].

Другая грань рекреационного комплекса - разнообразные городские досуговые центры и зоны, от казино до гольф-клубов. Их отличительная чер­та - кооперация, в т.ч. пространственная, как между собой, так и с другими уч­реждениями и объектами обслуживания - ресторанами, кафе, торговыми ря­дами, спортзалами и пр. Таков недавно реконструированный Ковент-Гарден в Лондоне - блестящий симбиоз всемирно известного театра, торгового цент­ра и нескольких музеев, в т.ч. уникального музея городского транспорта.

Внутригородские культурно-развлекательные системы дополняются крупными пригородными центрами отдыха - Диснейленды, парки разно­го профиля, спортклубы и арены, оттягивающие потоки отдыхающих из цент­ра. Обычно это обширные территориальные образования, выросшие на ког­да-то неудобных или перепрофилированных землях. Иногда они возникают на базе исторически сложившихся мест привлечения посетителей, где есть и раритетные объекты массового паломничества, и парковые зоны, и, разу­меется, развитая система «линейного» обслуживания праздного люда. Но всегда это - образования многопрофильные, веер предложений которых концентрируются около какой-нибудь главной «завлекательной» функции,

Рис. 12.3. Разрастание культурно-досуговой составляющей современного города:

1 - карнавал в Мангейме, деталь процессии; 2 - Музей современного искусства, Гронинген, Нидерланды; 3,4- колесо обозрения «Глаз Лондона», кассы и момент монтажа; 5 - Афины, световое шоу «Гимн Акрополю»; 6 - Венеция, ежегодная церемония тор­жественного выхода флотилии венецианского дожа в Большую Лагуну; 7,8- реконструкция театра «Глобус» в Лондоне, фасад, обращенный к набережной Темзы, и интерьер; 9 - Московский зоопарк, новые павильоны

:: и с 12,4, Варианты реализации рекреационных функций в городской среде:

' - очередь в музейный центр им. Ж. Помпиду, Париж; 2 - город-музей Гринвич, Англия, на переднем плане легендарный чайный а чер «Катти Сарк»; 3,6- Афины, Олимпиада-2004, общий вид спорткомплекса, церемония открытия; 4 - «живая скульптура» жред собором Св. Стефана, Вена; 5 - лабиринт в Швейцарии, вход свободный, выход с проводником для заблудившихся - плат­ный: 7 - новый кинотеатр «Имекс», Лондон; 8 - автогонки IndyCar Chevy 500, Техас. Ситуации, созданные активностью населения ' - задуманные специально (2, 5, 6,8); эпизодические или временные (1,4, 6)

к которой подстраиваются остальные. Примеры - Музей Металлургии на бе­регах Рейна (рис. 12.5), город-музей Гринвич или парк Шенбрунн в Вене. По­сажает изобретательность в профилировании такого рода зон и центров - от -исто развлекательных до экспозиционных и даже назидательных, вроде Го-сода Науки в парке Ла Виллетт в Париже.

В результате система рекреационных городских пространств довольно отчетливо подразделяется на сверхнасыщенные досуговой функцией цент-:ат=ные районы, якобы хаотично разбросанные отдельные крупные зоны развлечений и множество почти не связанных друг с другом местных досто-

Рис. 12.5. Новый тип досугового центра, реконструкция металлургического комбината (Дуйсбург, Германия) под ландшафтный парк с театрально-развлекательными комплексами:

' - ночная панорама парка-музея; 2,3- исходные средовые ситуации; 4 - ночное шоу с проекцией изображения на корпус бывшей -. vкости для реагентов; 5 - сад экзотических растений на месте бункера с золоотвалами

примечательностей, от церквей до мини-музеев, вроде «квартиры Шерлока Холмса», которые в среде работают как фокусы общественной деятельности и визуальной организации средовых впечатлений данного района.

Соответственно этой системе, дающей развернутый ответ на потреб­ность общества в познавательном и хорошо организованном отдыхе, сложи­лась модернизированная система обслуживания как людей, приехавших сю­да ненадолго, так и местного населения, которое обычно специально пере­квалифицируется на сервис (рис. 12.6).

При этом набор видов обслуживания в целом строится по максимуму -на опережение. И каждая функция стремится к своим вариантам пространст­венной организации - от мощных территориальных единиц до россыпи крохот­ных лавочек, изобретая все новые и новые приемы подачи данного вида сер­виса и обеспечивая посетителям свободу выбора услуг и товаров. Гостиницы, наряду с традиционными большими отелями, занимают переоборудованные расположенные рядом домики, соединенные общим переходом, размещаются в экзотических или временных объектах, вплоть до стоящих на якоре кораб­лей, а в целом здесь господствует принцип рассредоточения, деконцентрации. Схожие тенденции присущи многочисленным направлениям «линейного» (по­путного) сервиса (почта, киоски, банкоматы и пр.). Торговля, наоборот, выбира­ет крупные и сверхкрупные универсальные формы, принадлежащие одному владельцу, а иногда - множеству скооперировавшихся (ради доступности, транспортного обслуживания, ландшафтных или культурных локальных ценно­стей) под одной крышей или вдоль общей магистрали хозяев и хозяйчиков. Так, в Москве к 2005 году действовало 630 крупных торговых центров с общей площадью 0,6 га каждый, и из них почти половина открылась в 2004 году.

Формирование сложных систем культурно-сервисного обслуживания сегодня сопровождается принципиальной перестройкой всей инженерно-тех­нической компоненты города (рис.12.7).

В первую очередь - транспорта, где задействовано все - от изобрете­ния новых средств передвижения (прежде всего внеуличных) до канализова-ния в магистральные потоки разных форм скоростного движения с отделени­ем его от распределительных сетей и мест хранения «стоячего» порожняка. Одновременно идет повсеместное встраивание т.н. «малого транспорта», об­служивающего пешеходов - подъемников, эскалаторов, движущихся тротуа­ров, обеспечивающих комфорт в пределах конкретного дома или зоны.

Другой аспект привязанных к изменениям глобальной функции города новшеств - колоссальное по объемам и формам развитие информацион­ных структур. Тут и привычные общегородские регулирующие системы до­рожных указателей, и рекламное оповещение, и электронные информацион­ные сети, и специализированные информационные бюро и центры, и фир­менная раскраска линий метро, и движущаяся на автомобилях реклама, да­же - специальное «цветное» освещение главных городских магистралей.

Еще одна сторона всестороннего «выставочно-туристического» бума -улучшение уровня благоустройства городской среды, повышение ее комфортно­сти. Произошла своего рода «эргономическая революция», приспосаблива­ющая условия пребывания в городской среде к оптимальным. В этой работе много граней - от «экологизации» (подчеркнутого внедрения элементов при­роды) городских интерьеров, что невозможно без привлечения разного рода технических ресурсов и инженерных новшеств, до урегулирования «стихий­ных» природных напастей инженерными средствами. Например, замеча­тельная система шлюзовых ворот «Барьер» на Темзе, спасающая Лондон от экстремальных приливов.

Рис. 12.6. Рост объемов и разнообразия форм сферы обслуживания

Гостиницы: 1 - престижный отель в центре города, Берлин; 7 - «Огненный корабль», комбинация ресторана, гостиницы и плаву­чего маяка, Гамбург; 11 - приспособление рядом стоящих жилых зданий под гостиницу, Лондон;

Торговля и игровые сооружения: 2 - цветочный рынок и надувной детский аттракцион в городском сквере Ульяновска; 3 - вос­кресные торговые ряды на бульваре, Париж; 8 - крупный торговый центр в пригороде Токио; 10 - детская железная дорога у Елисейских Полей, Париж;

Информация, транспорт, повседневное обслуживание: 4 - афишные тумбы, Вена; 5 - городские указатели, Япония; 6 - летнее ка­фе, отделение банка и автостоянка около концертного зала, Вена; 9 - монорельсовая дорога, Москва

1 - технологический центр административного комплекса в районе Барбикан, Лондон; 2 - инженерное оборудование как элемент фасада, центр Ж.Помпиду, Париж; 3 - подъемный мост через канал в Докленде, Лондон; 4 - эскалатор входа в административное здание, Вена; 5 - лифт из метро в исторической части Вены; 6 - уличный информационный блок, Токио; 7 - «Барьер», плотина, регулирующая уровень Темзы, Лондон; 8 - кондиционеры на стене старого здания, Москва,' 9 - МНОГОурОВНШРЗЗВШЗ Hi ЩСС6

Трегьего транспортного кольца, Москва; 10 - открыт

J/}JJ

г/'

1 - технологический центр административного комплекса в районе Барбикан, Лондон; 2 - инженерное оборудование как элемент фасада, центр ЖЛомпиду, Париж; 3 - подъемный мост через канал в Докленде, Лондон; 4 - эскалатор входа в административное здание, Вена; 5 - лифт из метро в исторической части Вены; 6 - уличный информационный блок, Токио; 7 - «Барьер», плотина, регулирующая уровень Темзы, Лондон; 8 - кондиционеры на стене старого здания, Москва; 9 - многоуровневая развязка на трассе Третьего транспортного кольца, Москва; 10 - открытый павильон эскалаторного зала метро, Кэнери Уорф, Лондон

Рис.12.8. Дизайнерская трактовка крупных градостроительных пространственных форм городской среды Примечание: дизайн облика фрагментов среды, см. рис. 13.24, стр. 269.

/>аво/п

с, "неъом -

С ГОРОрОА4

лозиу mi ген план а

привоз ы&Зе.гпся л Структуре "?&Р*с£ СА "

НО * ЛРоСФРЗУС

тгтеиищ.я ком -rtal-tae>K& „ » „

Зйремст&ояано в-шиморечст&ие. все "ка(-<к0са"& "русел "

ста с плам ■ /?р*е>я4Ы&Ъе. тс# шетом ч ofio к функции

комплексное ре- ,7Рае>язые,ае-тся кро­шение ropojtcKc- м/южуии в уелом го интер *£Ла

е>&ъемчо ■