Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Архитектурно-дизайнерское проектирование город...docx
Скачиваний:
126
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
36.7 Mб
Скачать

развития, который соответствует месту данного утилитарного или декора­тивного компонента в содержательной и эстетической иерархии городской среды.

Эти принципы могут быть реализованы в объектах любого ранга, лю­бого этапа развития. В подмосковном Пушкино жизнь города сосредоточена на главной площади, играющей роль административного, культурного и тор­гового центра (рис. 10.6). За последние двадцать лет структура площади фактически не изменилась, только укрупнились размеры и теперь ее окру­жили капитальные сооружения - горсовет, жилые дома с магазинами в пер­вых этажах, закончено строительство кинотеатра. Сохранилась и типичная для таких городов атмосфера - площадь активно расчленена зеленью, мо­щением, цветниками, а рекламы магазинов, городская Доска почета, малые формы образуют масштабный переход от лаконичности современных пост­роек к уютным ритмам местной жизни. Простая прямоугольная форма участ­ка, четкая осевая планировка при незначительной асимметрии застройки, резерв территории на случай непредвиденных функциональных изменений, продуманное размещение реклам, малых форм, средств местной информа­ции - все это позволяет площади органично развиваться, насыщаясь все но­выми и новыми объектами, и обеспечивает ей возможность цельного, согла­сованного развития в дальнейшем.

10.3 Комплексная схема

МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Внедрение принципов средового подхода связано с рядом обстоя­тельств, требующих специального рассмотрения.

Во-первых, при всей гибкости современного отношения к степени их выразитель­ности разные декоративно-художественные средства обладают определенными граница­ми применения, свойствами, нацеливающими их либо на монументализацию, стабилизацию пространства, либо на внесение в него декоративного нача­ла. Архитектурные, инженерные сооружения несут эстетическую информа­цию в самой абстрактной форме, давая лишь основы эмоциональных ощу­щений ансамбля. Произведения монументально-декоративного плана, рас­шифровывая адресность композиции, могут существенно дополнять ее ис­ходные мотивы, внося ноты интимности, уюта в торжественные комплексы, яркость декоративных построений в строгие тона утилитарных сооружений. Еще сильнее прямые «информационные» черты в средствах наглядной аги­тации, установках бытового характера, визуальной коммуникации, причем размеры и выразительность их вполне сравнимы с мощью архитектурных акцентов. Так, на насыщенной движением площади Трех вокзалов в Москве - Комсомольской - на долю средств информации сегодня падает чуть ли не основная декоративная нагрузка, хотя архитектура ограждений никак не грешит бедностью и однообразием впечатлений, а завершавшая высотный корпус реклама Аэрофлота имела для композиции площади не меньшее значение, чем силуэт гостиницы на другом торце этого глубинного пространства. Аналогичны по характеру воздействия средства ландшафт­ной архитектуры, городского оборудования - их прямая информативность близка к возможностям архитектурных сооружений, а оттенки торжествен­ности, парадности поддаются этим средствам, особенно элементам обору­дования, в значительно меньшей мере.

Во-вторых, при формировании городской среды совместно используются как капитальные сооружения, так и стационарные и временные устройства, что требу­ет учета сроков моральной и физической амортизации при проектировании доминантных и, в особенности, акцентных элементов композиции (табл. 7).

В-третьих, в большинстве случаев реальная градостроительная ситуация не поз­воляет сразу однозначно прогнозировать формы будущих функционально-художест­венных ансамблей, нужна специальная проработка путей становления композиционной структуры, учет ее возможных деформаций и вариантов воплощения.

Таблица 7. Сроки амортизации средств формирования городской среды

Расчетные сроки амортизации (лет)

Наименование группы средств

100 И более

10...20

X X X

Инженерные и архитектурные сооружения, детали зданий, элементы отделки

Средства монументальной пропаганды, памятники, росписи, рельефы

Декоративная скульптура, вазы, чаши, фонтаны, панно

Крупные установки наглядной агитации, рекламы

Сменное оформление, витрины, рекламы, «тенды

Городское оборудование — фонари, скамьи, павильоны, знаки

Благоустройство — мощение, озеленение, элементы рельефа, балюстрады, ограды

X X

X X

X X X X

Примечание: сроки указаны приближенно, с учетом того, что в одну и ту же группу средств входят объекты разной степени капитальности.

Приемы учета названных факторов иллюстрирует проектирование ком­плексной схемы монументально-декоративного и художественного оформления горо­да, - так называли в 1980-е годы работы, нацеленные на художественный син­тез всех форм городской среды с активным применением различного рода не­капитальных декоративно-художественных средств, в прошлом считавшихся второстепенными для градостроения (сегодня употребляют другое наименова­ние - «комплексное формирование среды»). Объективную основу этой работы составляет сформулированное И.Г. Лежавой положение, что «архитектурная форма организует «стратегическое» пространство, предназначенное для це­лого класса процессов, в то время как дизайн определяет тактику каждого из них», позволяющее установить для каждого заданного случая свою иерархию целей - от функциональных до декоративных, соблюдая общую последова­тельность анализа ситуации и единый порядок принятия проектных решений.

Разрабатывается схема комплексного оформления конкретного интерь­ера на базе рекомендаций общегородской схемы размещения монументаль­но-декоративных решений, учитывающей значимость каждой площадки или магистрали в общей системе городских пространств.

Схема предпроектного анализа ситуации содержит сведения об ос­новных характеристиках оформляемого фрагмента и путях его развития на базе генерального плана и разверток в масштабе 1:500, которые дают доста­точно детальное представление о его архитектурном строении (рис. 10.7). На этой основе специальный графический анализ выявляет сначала «жест­кие», неизменяемые элементы композиции (здания, сооружения, монумен­тальные формы, ценные ландшафтные компоненты), затем ее «переменные» величины (проектируемые объекты, некапитальные и временные сооруже­ния, в том числе средства оформления). Толщина линий обводки реальных ог­раждений соответствует их высоте, что позволяет понять роль данного ограж­дения в силуэте и структуре пространственной композиции. Декоративно-ху­дожественные и архитектурные акценты показываются через условные зоны их воздействия, которые зависят от величины элемента, его яркости, контра­ста с окружением. Радиусы таких зон могут иметь приближенные градации, которые согласуются с масштабами используемых чертежей. Они различают объекты, требующие близкого рассмотрения при «пешеходных» скоростях движения, от установок и памятников, рассчитанных и на детальное, и на си­луэтное восприятие, в том числе при движении зрителя на городском транс­порте. Заканчивается предварительный анализ выявлением основных на­правлений восприятия ансамблей - осей движения пешеходов и транспорта.

Полученный материал наглядно показывает состояние художественной конструкции пространства и возможности ее развития. Здесь видно, какие части являются опорными, не подлежащими преобразованию, графически проявлены допускающие вмешательство зоны и компоненты, недостаточно действенные по архитектуре ограждения и участки, что позволяет перейти к следующему этапу работ - проектному [51].

Разработка принципиальной схемы архитектурной организации пространства (рис. 10.7, б) состоит в определении ведущих композиционных

Рис. 10.7. Проект оформления площади в строящемся районе г. Владимира:

а - схема пространственно­го анализа ситуации: 6 - проектное предложение; 1,2,3- ограждения высо­той до 9,15 и более 15 м; 4,5- объекты проек­тирования, в том числе су­ществующее оформление; принятые радиусы (6) и гра­ницы (7...10) зон влияния разных видов оформления; 11 - границы проектируе­мой застройки; 12 - то же, будущего озеленения; 13 - сооружения, подлежа­щие сносу; в - общий вид площади (черным показано предлагаемое временное и стационарное оформление)

осей, размещении существующих и проектируемых акцентов и доминант; она уточняет роль и архитектурные свойства границ площадки, выявляет необхо­димые приемы их трансформации. При этом устанавливается, какие ведущие элементы пространства сохранят, а какие потеряют свое значение в будущей структуре, не нужно ли перестроить систему акцентов и доминант, подчинив ее новому крупному объему, элементу оформления или их группе.

Проектирование собственно оформления реализует композицион­ные концепции площади или улицы. Первый шаг - размещение средств оформления в генеральном плане в соответствии с их ролью в композицион­ной структуре. Эту работу следует начинать с доминантных элементов - про­изведений монументального искусства, крупных агитационно-пропагандист­ских установок, определяющих принципы построения пространства. Их до­полняют группировкой акцентов «второго порядка» - активных элементов благоустройства, крупных реклам и информационных установок, увязывая их с рядовыми элементами оформления: витринами, малыми формами.

Затем следует определение укрупненных параметров элементов оформления: размеров, общих представлений о форме (горизонтальная или вертикальная структура, спокойная или динамичная, расчлененная или лапи­дарная композиция), материале, фактуре, цвете. Условный характер этих первичных предложений рассчитан на последующую доработку, так как на данном этапе устанавливаются только принципы решения каждого архитек­турного и монументально-декоративного элемента: расчетные дистанции вос­приятия, длительное (пешеходное) или одномоментное (при движении транс­порта) наблюдение, особенности среды, художественно-образная ориентация проектируемого оформления и соответствующие ей пластические средства.

Эта работа по характеру и приемам сходна с традиционной объемно-пластической разработкой любых архитектурных и дизайнерских объектов и состоит в поиске изобразительной темы, выражающей заданное содержа­ние, в ее увязке со спецификой окружения, ибо сезонная нестабильность ме­няет характер восприятия городской среды из-за разницы транспортных и пешеходных потоков в разное время года, смены условий освещения, по­явления зелени, снежного покрова. В зависимости от сезона и времени су­ток могут измениться сами средства оформления - в теплое время года ими являются цветочные композиции, поверхность акваторий, фонтаны; зимой в палитре декоративных средств могут появиться снежно-ледяные скульпту­ры, вечером решающая роль принадлежит освещению и т.д.

Рекомендуемый порядок работ позволяет объективно подходить к оцен­ке роли каждого компонента среды в общей эстетической конструкции, помо­гает выработать программу ее совершенствования с использованием всех возможных средств архитектурно-художественного синтеза. Кроме того, он же с некоторыми дополнениями оказывается достаточно эффективен при проектировании городских пространств с учетом этапа их развития.

КОММЕНТАРИИ

[48], стр. 164

Сведения об объектах, приведенных на рис. 10.1, 10.2, 10.4 относятся к 90-м годам прошлого века; сегодня изменились некоторые названия, а опи­санные композиционные закономерности «подправлены» различными пере-

Рис. 10.8. Расширение палитры объектов и решений, выступающих в качестве акцентов и доминант композиции городской среды:

1 - световая реклама на улице Кабуки-шо, Токио; 2 - памятник природы - укрепленное бетонным каркасом дерево (возраст около 300 лет) у церкви Св. Жюльена Бедного, Париж; 3 - оборудование вентцентра и часть музейной экспозиции (подводная лодка) в комплексе «Город науки», парк Па Виллетт, Париж; 4 - быки старого железнодорожного моста через Темзу, оставленные на месте после строительства нового, Лондон; 5 - пристань и речные трамваи около Нового моста, остров Сите, Париж; 6 - эскалатор выхода из метро на эспланаду Дефанс, Париж; 7 - инженерные конструкции как часть «бамбукового сада» парка Па Виллетт

делками, но в целом структура - с учетом местных поправок - сохраняется, подтверждая действенность общих положений учебника.

[49], стр. 167

Эта тенденция становится все активнее: изобретаются новые формы инженерных и дизайнерских визуальных доминант, оригинальные способы внесения цвета, шрифтовых композиций, суперграфики, новые принципы ве­чернего освещения, перестраивающие привычные нормы восприятия совре­менных художественных комплексов (см. часть IV учебника) - рис. 10.9.

[50], стр. 170

Градостроительная и средовая практика за последние полвека полно­стью подтвердила эти положения. Даже больше - показала, что некоторые функционально-необходимые элементы - инженерные сооружения, инфор­мационные и технологические устройства, формы городского дизайна - из преимущественно подчиненных компонентов композиционной системы пере­росли в ранг доминирующих, причем независимо от того, каковы их художе­ственные достоинства. Важнее оказался их «натуральный» эмоционально-эстетический потенциал - выразительность силуэта, оригинальность конст­рукции, яркость цвета, контраст к окружению и т.д. - который принуждает зрителя искать в этих объектах дополнительный образный смысл. Так стали сначала общественно-знаковым, а затем и духовным символом Эйфелева башня, мосты С. Калатравы, нарочно оставленные на месте быки разобран­ного железнодорожного моста в центре Лондона и множество других «внеар-хитектурных» форм городской среды. Которые придали ей эстетические смыслы - монументальность, динамичность, рациональность, не заложен­ные в первоначальные архитектурно-пространственные компоновки.

Отмеченное явление - концептуально новая фаза современного про­чтения категории «синтез искусств», поскольку вводит в ранг произведений искусства (художественно-осмысленного творчества) сооружения, события, вещи, устройства, ранее не претендовавшие на эту роль. Что означает - из­менились и горожане, научившиеся видеть за этими когда-то сугубо утили­тарными явлениями их духовное, общечеловеческое содержание, и специа­листы, призванные их проектировать. Иначе говоря, начался и все активнее развивается процесс, названный М.С. Каганом «тотальная эстетизация дейст­вительности» (подробнее см. главу 14 учебника) - рис. 10.10.

[51], стр. 173

Изменившиеся социально-градостроительные условия практически не затронули базовых положений табл. 7, разве что вместо «установок нагляд­ной агитации» город заполнили теперь различного рода рекламные щиты и устройства. Зато тезис о «стратегической» роли архитектуры в формиро­вании городской среды почти утратил убедительность.

Рис. 10.9. Фактическое равноправие архитектурных и дизайнерских компонентов в средовой композиции:

1 - суперграфика на фасаде административного здания Ишибан-Кан, Токио; 2 - реклама, указатели и малые формы на парижском перекрестке; 3 - ритм мостиков-переходов между соседними зданиями в районе старых доков, Лондон; 4 - транспортные развязки и пешеходные переходы в районе Дефанс, Париж; 5 - роспись торца здания, Лондон

Во-первых, истинно стратегические свойства приобрели не архитек­турно-композиционные качества застройки, а функционально-пространст­венные характеристики процессов городской действительности. Например, мощность транспортных потоков, трансформирующих целесообразность то­го или иного вида городского «оформления». И сегодня в некоторых случаях куда важнее становится раздел анализа, отмечающий требования появив­шихся в данном месте функций, нежели те, что трактуют архитектурно-про­странственное строение ситуации.

Во-вторых, наступило фактическое равноправие пространственных возможностей архитектурных и «оформительских» блоков среды, иногда да­же игнорующее архитектурную подоснову возможных решений.

Иначе говоря, роль доминанты средовых разработок перешла от ар­хитектурно-пространственной базы к «внеархитектурным» характеристи­кам средового процесса, которым вынуждены подчиняться дизайнеры, ху­дожники и зодчие, работающие в области формирования облика городских пространств.

11

учет развития среды при проектировании

Глава

Отмеченные в учебнике характерные этапы развития городских прост­ранств - формирование, обживание, стабильная эксплуатация, реконструк­ция - отражают две стороны их становления и существования.

Первая - длительность процессов сооружения пространственных инфраструк­тур города и сроков приспособления уже возведенных объектов к запросам и пред­ставлениям населения.

Вторая - изменчивость жизненных явлений, появление в сложившихся про­цессах, ради которых возникла городская среда, новых черт, требующих переработ­ки устоявшихся параметров пространства, т.е. появляется необходимость осуще­ствления на новом витке задач и возможностей следующего цикла строи­тельных и адаптационных мероприятий, которые неизбежно связаны с нару­шением облика данного фрагмента города, неудобствами для его жителей.

Свести эти негативные явления к минимуму можно, четко представляя систему требований и задач архитектурного проектирования к каждому из уровней развития среды и прежде всего-требований эмоционально-художе­ственных, концентрирующих в опосредованном виде и утилитарно-функцио­нальные проблемы.