Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
DO_ak_ritorika.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
976.38 Кб
Скачать

§ 3. Риторика, обособленная от логики

Ранние теоретико-риторические исследования обобщали опыт красноречия прежде всего в судах, на арене политических баталий в Древней Греции. Первым теоретиком и учителем красноречия считается Горгий (V в. до н.э.). Он наставлял: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить ... Сила убеждения, которая присуща слову, и душу формирует, как хочет».

Лисий (459 – 380 гг. до н.э.). заложил основы судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и аргументации. Последующие поколения ораторов, в том числе Демосфен, Исократ, Сократ, Перикл, во многом ему следовали. Один из писателей позднейшего времени так характеризовал стиль Демосфена: «Речь у Демосфена одновременно и пышная и простая, и сладкая и горькая, и напряженная и распущенная, и веселая и серьезная. Демосфен овладел всем лучшим, что было у других ораторов, но избежал их недостатков».

«Риторика» Аристотеля – крупнейшее теоретическое произведение древности, посвященное ораторскому искусству. Хотя многие вопросы риторики освещаются и в других произведениях этого великого мыслителя, в частности в «Топике» и «Софистических опровержениях», но его «Риторика» отличается специфической направленностью. Красноречие как средство формирования убеждений – ключевое понятие этого трактата.

В труде Аристотеля решается триединая задача: 1) анализ принципов, на основе которых строится речь; 2) личные свойства и способности, необходимые оратору; 3) техника речи, способы, приемы, применяемые в ораторской речи. Большое внимание уделено стилю речи. Он выступал против ходульности стиля, против неумеренного употребления эпитетов, сравнений, метафор. Многие замечания Аристотеля не потеряли своего значения и в наши дни.

Аристотель создал учение об этосе, пафосе и логосе – основных категориях научной риторики. Этос – это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей. Пафос – замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. Логос – языковые, в том числе логические, средства, используемые оратором для достижения цели, для убеждения.

Аристотель считается основоположником теории спора. Он различал диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины (здесь риторика сопрягается с логикой), эристику – искусство любой ценой оставаться правым в споре и софистику – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Дальнейшее развитие ораторское искусство и его теория получили в Древнем Риме. В плеяде замечательных ораторов (Катон Старший, Карбон, Курион, Красс, Гортал и др.) звездой первой величины был Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.), автор трех знаменитых трактатов – «Об ораторе», «Брут», «Оратор».

Цицерон считал оратором того, «кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с соблюдением достоинства при исполнении» и наставлял: «Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать».

Цицерон разработал теорию композиции речи. Она состоит из шести компонентов: 1) вступление, 2) изложение существа дела; 3) указание последующих частей плана; 4) доказательство (главная часть речи); 5) повторение основного содержания; 6) заключение (подведение итогов). «Красноречивым будет тот, – говорил Цицерон, – кто на форуме и в гражданских процессах будет говорить так, что убедит, доставит наслаждение, подчинит себе слушателя».

Марк Фабий Квинтилиан (35 – 96 гг.) – автор, завершающий античную риторику. Его трактат «Об образовании оратора» – самый подробный сохранившийся курс античной риторики с экскурсом в историю греческой и римской литературы. В нем рассмотрены все аспекты подготовки оратора: его телесное и духовное воспитание, включающее физическую культуру и языковую подготовку, образование в области философии и права, тренировку в изобретении речи, изучение прецедентов ораторской практики, воспитание этики оратора, изучение и понимание нравов и интересов аудитории, организация выступления по частям речи и фигурам мысли, приспособление к общественной сфере, в которой действует оратор, формы организации речи.

Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой и логикой, обратил внимание на тренировку памяти, классифицировал виды построения текста.

Ценность труда Квинтилиана не только в подведении итогов описания феномена речи, но и в том, что будучи педагогическим сочинением, его «наставления» создали педагогическую систему, в которой были разработаны основы общего образования. Воспитание собственно ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу изучаемых учебных дисциплин. Основу методики развития ораторского мастерства, по Квинтилиану, составляют следующие рекомендации: изучение теории риторики, освоение классических образцов ораторского искусства, подражание им, критическая оценка собственной ораторской практики.

Квинтилиан заложил основы педагогической психологии, предложил разделенную по ступеням обучения методику речевого творчества.

К началу новой эры в теоретической риторике были осознаны и во многом разработаны ее основные проблемы:

  1. предмет риторики – красноречие, речь;

  2. функции риторики – убеждение средствами мастерства речи;

  3. типы речи и сферы применения красноречия;

  4. личностные качества говорящего;

  5. ступени ораторского действия (предмет, мысленная основа высказывания, его построение, языковое выражение, память, исполнение);

  6. доведение перечисленного до уровня искусства;

  7. основы оценки речи и ее результативности.

Античная риторика, как и вся культура, была унаследована многими странами и народами, входившими в состав Римской империи. Выдающихся мастеров живого слова миру дала и Франция. В качестве образов красноречия не потеряли своего значения публицистические произведения Вольтера и Дидро. Ясностью, точностью, логичностью изложения, изяществом формы отличались речи ораторов Великой Французской Революции.

Ораторское искусство в России долгое время не было востребованным. Отсутствовали парламент или дума, действовала жесткая цензура, до 1864 г. не существовало гласного суда. Вместе с тем, существует множество свидетельств, говорящих о том, что российская общественность не была безразлична к риторике. Примечателен «Духовный регламент» Петра I, который устанавливал правила, как держать себя на кафедре, обращал внимание на ораторские приемы – мимику, жесты, позу, требовал от оратора честности, объективности, скромности. Оратор должен обладать чувством меры, не терять собственного достоинства. Сдерживаемое волнение, скупой жест, поучал «Духовный регламент», всегда действуют сильнее, становятся выразительнее, оттого что они ограничиваются самим выступающим. Оратор, утративший достоинство, вызывающий своим поведением смех, не может быть авторитетным в глазах слушателей. Умение владеть собой – залог успеха. Оратор, вышедший из себя, может выйти побежденным из спора.

Указ Петра I от 1724 г. весьма резко выступал против манеры читать речи по бумажке: «Господам сенаторам в присутствии запретить речь читать по бумажке, токмо своими словами, чтобы дурь каждого всем явна была».

Ценный вклад в теорию ораторского искусства внес великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Его «Краткое руководство к красноречию» – первый печатный учебник по риторике в России. «Красноречие, – писал Ломоносов, – есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению». Таким образом, цель ораторского искусства, по Ломоносову, – убеждение. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов, как верно отметил Ч.Б. Далецкий, «соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой»8.

Значительное влияние на подготовку юношества к ораторской деятельности оказывали руководства М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия» и А.Ф. Мерзлякова «Краткая риторика», а также отдельные статьи и заметки Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и др.

Введение в России присяжного суда, основанного на принципах гласности, устности и состязательности, способствовало развитию судебного красноречия. Появляется целое созвездие выдающихся судебных ораторов – А.Ф.Кони, П.Сергеич (П.С.Пороховщиков), П.А.Александров, С.А.Андреевский, К.К.Арсеньев, Н.П.Карабчевский, Ф.Н.Плевако, В.Д.Спасович, А.И.Урусов и др. Их речи представляют не только практический, но и теоретический интерес.

Н.И.Порубов отмечает следующие особенности русского судебного красноречия.

Во-первых, юристам – ораторам была свойственна широта гуманистического общественно – философского подхода к рассматриваемым фактам. Они были выразителями общественной совести и морали. Для них характерно внимание и уважение к человеку, что выгодно отличало их от французских коллег.

Во-вторых, юристов – ораторов отличали высокий профессиональный уровень, общая эрудиция, прекрасная юридическая подготовка, научная разработка важнейших вопросов судопроизводства.

В-третьих, для судебного красноречия русских юристов – ораторов XIX в. характерны совершенство владения словом, поразительное мастерство в пользовании устной и письменной речью9.

Речи известных русских судебных ораторов характеризует не только красочность языка, мягкость и певучесть слога, но также их стройность, логичность в изложении и анализе материала, глубина юридического исследования доказательств и всех обстоятельств дела. Тем не менее, нередко в них можно встретить совершенно излишние для целей защиты риторические нагромождения и наслоения, красивые фразы, рассчитанные на легкий эффект аудитории. Многие из ораторов сами понимали, что такого рода излишества в их речах ничего не дают для существа дела, а только удлиняют речь и загромождают ее посторонними материалами. И все же они очень часто вынуждены были заниматься ее искусственным украшательством. Е.Ворожейкин и М. Выдря объясняют это тем, что «они произносили свои речи не только для суда. Аристократические элементы русского общества в крупных уголовных процессах находили для себя развлечения, судебную залу во время рассмотрения громких дел почитали за театр, а судебных ораторов рассматривали как главных действующих лиц, от желания и умения которых зависел успех или неуспех «представления». Выступая в суде по громким уголовным делам, адвокаты не могли не считаться с этим, если они желали закрепить за собой славу известного судебного оратора и сохранить размер своей практики. Поэтому они и вынуждены были довольно часто работать не только для суда, но и «на публику»10.

В советский период риторика перестала преподаваться в школах и вузах, утратила свою самостоятельность. Развивались только отдельные ее направления: лекторское и пропагандистское мастерство и гомилетика, преподававшаяся в богословских учебных заведениях. Как отмечает Н.И.Порубов, в условиях советского судопроизводства видоизменилась и судебная речь. В ней больше внимания уделялось доказательствам и меньше психологическому анализу, она значительно уменьшилась по объему, в ней стали использоваться логические приемы исследования обстоятельств дела и в меньшей степени – средства эмоционального воздействия на участников судебного разбирательства11.

Развитие риторики на белорусской земле исследовано слабо. Но можно с уверенностью констатировать, что она не была бесплодной. В X – XIII вв. жили и работали выдающиеся деятели культуры, чьи имена известны всему миру. Кирилла Туровского современник назвал «златоустом, больше всех на Руси воссиявшим». Большой вклад в развитие культуры внесла Ефросинья Полоцкая, выдающаяся представительница просветительного движения не только в Полоцком княжестве, но и во всем православном мире. В историю мировой культуры золотыми буквами вписано имя Франциска Скорины (около 1490 – около 1551) – белорусского первопечатника, просветителя и гуманиста. Его гуманистическо – просветительские идеи дополняли и развивали такие деятели белорусской культуры того времени, как Николай Гусовский (около 1470 – 1533), Сымон Будный (около 1530 – 1593). Заметный след в риторике того периода оставили белорусские юристы Михаил Литвин и Лев Сапега. Образцом парламентской речи в Сойме является выступление Сапеги в защиту Статута Великого княжества Литовского 1588 г.

В настоящее время мы являемся свидетелями реанимации погибавшей риторики на территории бывшего Советского Союза. Она возрождается в новом качестве, на основе многих наук: теории коммуникации, психолингвистики, стилистики, лингвистики текста. Объектами ее исследования являются процессы коммуникации и обратной связи, виды и типы речи, новые формы передачи информации с помощью радио, телевидения и прессы, проблемы конструирования и совершенствования текстов, теория диалога и полилога, новые тенденции развития языка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]