Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Идея менталитета в русской философии золотого века - Полежаев Д.В

..pdf
Скачиваний:
23
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
950.68 Кб
Скачать

ушедшего ныне ХХ в. коснулись в полной мере. Это справедливо подчеркивается многими нашими учеными.

Сфера образования для любого общества и во все времена признавалась как одна из наиважнейших. Французский писатель Ж.Э. Ренан еще в середине прошлого века говорил, что вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее. Прямой, напрашивающийся из этого вывод, казалось бы, прост — общество должно в первую очередь заботиться об образовании своих граждан. Иначе вслед за упадком в образовании может начаться и разрушение государства. Для характеристики современной ситуации в России отечественные исследователи довольно удачно, на наш взгляд, применили понятие «социокультурная реформация». Нейтральный и даже позитивный термин прикрыл декадентскую, разрушительную сущность происходивших и происходящих сегодня преобразований.

Существует идея сформировать образование России по неким западным образцам, копируя в основном американскую систему. Но, по глубокому убеждению национально ориентированных исследователей, механическая подгонка отечественной школы и науки под какие-либо зарубежные системы — одна из тех негативных тенденций, которые могут в дальнейшем принести нашему национальному образованию еще больше неприятностей, чем уже было принесено. В. Садовничий говорит о необходимости поиска таких путей для развития и укрепления российского образования, «чтобы, продолжая развитие в рамках европейского и глобального образовательного процесса, не только сохранить свое высокое положение в мире, но и приумножить вклад отечественных ученых и педагогов в достижение общих целей... не растерять его национальных корней, традиций, ценностей, лежащих в фундаменте российской культуры...»1. Следует, справедливости ради, уточнить, что, несмотря на высокие цифры интеллектуальной эмиграции, наша страна до настоящего времени имеет один из самых высоких уровней образования населения, а по числу молодых людей с высшим техническим образованием Россия занимает

__________

1 Садовничий В. И образование для государства, и государство для образования // Российская газета. 1997. 20 дек.

– 271 –

первое место в мире (по данным на март 2000 г.); сразу за ней следуют Финляндия и Великобритания.

Реформа образования и науки — операция масштабнее любого сражения по размаху и последствиям, потому что проходит в условиях глубочайшего культурного шока, негативное воздействие которого на общество имеет несоизмеримо более разрушительные последствия (и в нравственном плане прежде всего), чем экономическое обнищание населения в результате так называемой «шоковой терапии». Бесконечные досужие рассуждения о профессорах, ученых, преподавателях, учителях как о лишних людях, сидящих на шее налогоплательщиков, уничижительное противопоставление отечественных ученых их зарубежным коллегам — это и многое другое не только в принципе само по себе неверно, но одновременно содержит опасный для общества и государства отрицательный социальный заряд. Воспитание национальных российских (в государственном понимании) кадров видится одной из перспективных задач системы национального образования и воспитания.

Национальный аспект воспитания — животрепещущая проблема современного общества, затрагивающая интересы государства и общества в целом, социальных групп, страт, различных направлений российской науки, а также отдельных граждан. Думается, будет справедливым заметить, что в основе большинства современных проблем воспитания, образования лежит проблема обретения человеком жизненного смысла, выражающегося не только в разрешении проблем, связанных с собственным «эго», но и в чувстве Родины (прежде всего в духовном его понимании). Значительный и в социальном плане значимый феномен национализма, часто однобоко трактуемый как крайне отрицательная социальная черта, необходимо присущ всякому народу в целях элементарного выживания, для самоосознания и самоидентификации в современных условиях смешения нравов, обычаев, религий и т. п. Высокий национализм настроен не «против» (кого-то), а «за» (прежде всего себя). Духовное содержание его интересно раскрывает русский философ И.А. Ильин. В своем определении он отмечает, что «национализм есть любовь к духу своего народа и, притом, именно к его духовному своеобразию»1.

– 272 –

Духовное единство народа выражается одним словом — Родина. Философ полагает, что национальный дух воспитания необходим русскому народу, как, впрочем, и всякому другому здоровому социальному образованию. И.А. Ильин очень четко обозначает составляющие элементы национального настроения общества и называет применение их, вместе взятых, «настоящей школой русского национального характера»2. Государственная идеология, повторим, сегодня является (или должна являться) основным стержнем образования и воспитания молодежи России. В этом смысле будет правильно говорить о необходимости утверждения русской национальной идеи в каче- стве духовного основания современного российского общества и российского образования. Здесь полагаем важным выделить два следующих аспекта проблемы.

Первый из них связан с необходимостью дополнительной категориально-понятийной и содержательно-структурной детерминации русской идеи как явления и понятия с целью приближения ее глубинных социально-индивидуальных ориентиров (выделенных, понятно, в конкретно-историческом контексте) к современным социально-культурным, внешне- и внутриполитическим реалиям российского общества и государства. Иными словами, всякая национальная идея, несмотря на ее глубинный, сущностный смысл, не являет собой нечто из- вечно-устойчивое, неподвижное, раз и навсегда данное. Обращение к русской национальной идее, уточним, — это не попытка возврата в историческое прошлое, но идейное и культурное укрепление настоящего, обращенного в будущее, это поддержка нового исторического витка российского националь- но-государственного развития.

Второй важный аспект, своеобразный «проблемный узел» национального образования — это обоснование русского национального образования и воспитания через призму исследования феномена русского менталитета. Мы намеренно оставляем здесь в стороне соотношение индивидуальных и социальных ментальных феноменов как «части» и «целого» или «особенно-

__________

1Ильин И.А. Путь духовного обновления // Он же. Путь к очевидности: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. (Сер. «Антология мысли»). С. 236.

2Òàì æå. Ñ. 245.

273 –

го» и «всеобщего», а также важный в педагогическом плане аспект ментального взаимодействия участников учебно-воспи- тательного процесса. Обозначаем в качестве предпочтительного вопроса исследование феномена менталитета на коллективном, социальном уровне. Сегодня важным является уже не общее обоснование актуальности исследования феномена русского менталитета, а поиск основанных на этих исследованиях прак- тико-ориентированных концепций и технологий национального образования и воспитания юных россиян. Речь, напомним, идет о русском национальном менталитете.

Период слепого увлечения «готовыми рецептами» и некритического заимствования европейских образовательных концепций и технологий прошел. Опыт привития на российскую социальную почву западных социально-индивидуальных норм, принципов деятельности и социально-психологических ориентаций оказался, по мнению многих ученых, не вполне успешным, чему, по всей видимости, не последней причиной стали своеобразные глубинно-психические защитные механизмы российского общества и человека (рассматриваемые нами как функциональные основы менталитета).

А.М. Новиков справедливо утверждает, что национальное воспитание (вне зависимости, уточним, от того, какой аспект принимают во внимание в каждом конкретном случае

— национально-государственный или национально-этничес- кий) должно основываться на государственной идеологии как системе норм, ценностей, представлений в правовой, нравственной, культурной и других сферах 1. Однако здесь налицо взаимовлияние — идеология имеет своим стержнем национальную идею. Во всяком случае, так это выглядит при рассмотрении отечественного варианта взаимодействия. Российская государственная идеология должна основываться на устойчивых глубинно-психических чертах национального характера, то есть иметь ментальные основания для своего функционирования (в том числе в обыденном сознании) и дальнейшего развития.

Национальный характер образования увязывается с принципом народности; последний же имеет, на наш взгляд, дву-

__________

1 См.: Новиков А.М. Указ. соч.

– 274 –

единый смысл, определяемый векторами движения процесса духовного обмена. Во-первых, всякое образовательное учреждение органично связано с народом, порождающим свою национальную систему образования и воспитания, вытекает из исторических традиций народа, национального характера, социальных идеалов и ценностных ориентаций, норм, императивов, запретов и т. д. Во-вторых, школа не может быть не обращена к потребностям и целям народа (и общества им составляемого), направленным в будущее. Она не только передает, но и хранит и формирует национальную культуру.

Представляется небесспорным искусственное противопоставление в ряде научных дискуссий национальных (в том числе традиционных для данного конкретного этноса) ценностей и ценностей «общечеловеческих». Существование последних как строго детерминированных структурных феноменов общественного и индивидуального сознания вообще не представляется вероятным большинству исследователей — мы разделяем данную точку зрения как справедливую. Школа призвана обогащать национальное общечеловеческим и общечеловеческое национальным.

Известно, что национальная направленность советской школы долгое время сдерживалась ее унификацией, национальным нивелированием. Образовательная система, напомним, как важный идеологический механизм была одним из главных инструментов языковой и культурной ассимиляции нерусских этносов в Советском Союзе и деруссификации русских во имя достижения цели, оказавшейся недостижимой, — создания «новой общности» — советского народа. Сегодня на смену национальной деструктуризации в образовании приходит национальная ориентация, тесно связанная с проблемой националь- но-этнической и национально-государственной самоидентификации народа и отдельного индивида. Не секрет, что именно поэтому на первый план научных и общественных дискуссий последних лет выдвигались вопросы истории, правового сознания и национального самоопределения.

Основными векторами развития образования сегодня должны стать движения в сторону национальной, общероссийской и мировой культуры. Это характерно и для русского сознания и для характера русского народа (то есть отражения созна-

– 275 –

ния в деятельности). Такого рода «диалог культур» можно рассматривать как действенное (если не достаточное) средство и национального русского развития, и гармонизации межнациональных отношений.

Для наиболее точного, адекватного историческим традициям и современным реалиям, построения русской национальной идеи, как полагает А. Новиков, следует обратиться (через призму практико-ориентированных исследований) к «особенностям российского менталитета»1. Мы рассматриваем это утверждение (и последующую его попытку развертывания содержания феномена менталитета) как важное подтверждение особой актуальности теоретических исследований ментальных феноменов, в сфере образования в том числе. Историко-философские, социально-политичес- кие и этнопсихологические исследования феномена русского менталитета и личностных ментальностей в конкретных со- циально-государственных рамках имеют важное практическое, прикладное значение для современного российского общества, в том числе для образовательно-воспитательной его сферы.

Поиск содержательных основ национального принципа образования должен сопровождаться глубоким анализом не только сложившейся на сегодня ситуации в российской образовательной сфере, но и осмыслением исторического опыта педагогической системы в России. Результаты философского анализа проблем образования через призму гуманистической парадигмы (но с отказом от прозападной тенденции индивидуализма), с опорой на ментальные основы жизнедеятельности российского социума, могут стать надежной поддержкой должного формирования основных направлений отечественного образования и становления устойчивой и жизнеспособной государственной идеологии России.

Для более точного и полного понимания особенностей русского национального менталитета, остановимся подробнее на некоторых элементах становления (в рамках семейного воспитания) национально-ориентированной личности, которые выделил в свое время И.А. Ильин.

__________

1 Новиков А.М. Указ. соч. С. 100.

– 276 –

Язык, полагает мыслитель, является основным сокровищем, которое необходимо передать ребенку. Он вмещает в себя таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Пробуждение сознания человека должно происходить на его родном языке. Народная песня помогает рождению национального чувства в душе. С песней ребенок усваивает русский строй чувств и духовных переживаний. Сказка, рассказанная на родном языке, дает ребенку первые чувства героического — испытания, опасности, призвания, усилия и победы. Она учит видеть человеческую судьбу, сложность мира, различать правду и «кривду», наполняет душу «национальным мифом», в котором народ представляет самого себя, свои задачи и свою судьбу. Жития святых и героев пробуждают совесть человека, волю к доблести, его великодушие и правосознание. Русскость святых и героев вызывает чувство соучастия в святых делах, дает непоколебимую веру в духовные силы своего народа.

Поэзия и другие виды национального искусства, по словам И.А. Ильина, «таят в себе благодатно-магическую силу: они подчиняют душу, пленяют ее гармонией и ритмом, заставляют ее прислушиваться к сокровенной жизни вещей и людей, побуждают ее искать законы и формы, учат ее духовному восторгу»1. Приобщение к истории русского народа должно выразиться в осознании ее в качестве своей собственной, в понимании, что наш народ имеет историю величавую и трагическую, что он перенес великие страдания и крушения и не раз выходил из них к подъему и расцвету.

Осознание истории своего народа означает понимание ее как личной истории, или «жизни личности в историческом протяжении». В этом заключается высший смысл социального приобщения «неслиянного единства» индивидуальных «Я» и коллективного «Мы», характерного для русского национального сознания, для менталитета русского народа.

Известно, что А. Шопенгауэр называл особым средством поэзии ритм и рифму, которые способны заставить прислушаться и задуматься даже взрослого человека. «Я не могу иначе объяснить их невероятно могущественного воздействия, — за-

__________

1 Ильин И.А. Путь духовного обновления. С. 245.

– 277 –

мечал А. Шопенгауэр, — кроме как тем, что наша способность представления, существенно связанная со временем, получила от этого то свойство, благодаря которому мы внутренне сопровождаем каждый регулярно возвращающийся звук и как бы вторим ему. Вот почему ритм и рифма отчасти приковывают наше внимание, побуждая нас тем охотнее следить за повествуемым; отчасти же благодаря им в нас возникает слепое, предшествующее всякому суждению согласие с повествуемым, отчего последнее приобретает известную эмфатическую убедительность, не зависимую от каких-либо доводов»1.

Формирование отношения к армии, территории и хозяйству является также немаловажным фактором формирования человека и патриота. При этом необходимо оградить ребенка от крайностей, которые опасны во все времена: от националистического самомнения и от всеосмеивающего самоунижения, которые и сегодня, к сожалению, слишком явственно проступают в российском социуме, влияя на политику и экономику, образование и культуру нашей страны.

Способствовать духовному возрождению России сегодня возможно в первую очередь борьбой с национальным обезли- чиванием детей. Важно, чтобы все прекрасные предметы, пробуждающие дух ребенка, были национально окрашенными. Получив в раннем возрасте такой национальный заряд, укрепляя его в школе и семье, русские дети, где бы они ни находились, станут настоящими и верными русскими людьми. Рекомендации и заметки русских философов, подобные приведенным выше, универсальны в национальном плане. Их нельзя упускать из виду, но необходимо использовать, максимально корректно помещая в пространство практической реализации.

Значение национального менталитета весьма велико в деле социальной и национальной самоидентификации славянских народов в целом и русского народа в частности, в сложных, катастрофических условиях современного социокультурного кризиса. Феномен менталитета не просто имеет место в действительности, но занимает важную нишу в социокультурной систе-

__________

1 Шопенгауэр А. Собр. соч. Т. 1. С. 244.

– 278 –

ме и несет на себе серьезный функционал, в значительной мере определяющий окружающую нас социальную реальность.

Существуют различные точки зрения, раскрывающие отдельные структурные элементы сущности и специфики русского менталитета. Зачастую в них выдвигаются на первый план исследования отдельных свойств русского национального характера (которые мы рассматриваем как следствия функционирования менталитета) и рассматриваются если не в ущерб другим составляющим, то со значительным «перекосом» в сторону первых. Здесь видится некоторая односторонность. С другой стороны, это позволяет более подробно детерминировать те или иные русские национальные и социальные признаки, раскрывающиеся нами через призму системы глубинно-психических социокультурных установок.

Таким образом, можно утверждать, что ментальные глу- бинно-психические установки реализуются в рамках того или иного национального пространства как установки со- циально-культурные. При этом на первый план выступают бытийные установки-ценности, которые удерживаются соответствующим глубинно-психическим мотивационным «фоном».

Русское общественное сознание реализует в своей среде некоторые внутренние и внешние ориентиры, нормы, императивы, запреты, соответствующие менталитету русского народа, характеру, обычаям и правилам поведения — как сложившимся на данном конкретном этапе жизни социума, так и сформировавшимся в течение «времени большой длительности». Эти последние и образуют систему ментальных установок, то есть устойчивых для внешнего воздействия, не изменяющихся в угоду политической, экономической, культурной конъюнктуры.

В русской культуре в неявном, сокрытом от обыденного понимания виде заключены основы русской национальной идеи. Необходима дальнейшая детерминация русской национальной идеи как философской категории и социального феномена для введения элементов, ее составляющих, в систему национального преобразования российской государственности и утверждения в качестве политической практики. Национальный дух

– 279 –

необходим русскому народу, государству для должного образования и воспитания новых поколений. И становлению национального русского духа может способствовать национальная русская идея, рассматриваемая в качестве глубинно-психоло- гической и социально-культурной опоры настоящего, обращения в будущее и поддержки нового исторического витка российского национально-государственного развития.

Соседние файлы в предмете Философия