Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брусницын Л.В. Применение норм УПК РФ, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства..docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
199.27 Кб
Скачать

Глава I. Понятие и характеристики посткриминального воздействия

Посткриминальное воздействие (далее - ПВ) - это угрозы и иные действия преступников, а также других лиц, действующих в интересах преступников, осуществляемые с целью принудить очевидцев преступлений и иных граждан отказаться от содействия органам дознания и следствия в расследовании преступлений, от участия в разрешении уголовных дел судами. Кроме того, ПВ может осуществляться из мести за оконченное содействие граждан указанным государственным органам, а также с целью устрашения будущих (потенциальных) свидетелей и иных участников УСП в других (будущих) уголовных делах.

При применении мер безопасности, предусмотренных УПК, следует учитывать следующие характеристики ПВ: (1) круг лиц, подвергающихся такому воздействию, (2) круг лиц, осуществляющих его, (3) стадии УСП, в которых осуществляется ПВ, и (4) его формы (способы).

Лица, подвергающиеся посткриминальному воздействию

1. Наиболее часто ПВ подвергаются потерпевшие и свидетели вследствие дачи ими изобличающих преступников показаний. Воздействие на потерпевшего обусловлено также его участием, в соответствии со ст. 22 УПК, в уголовном преследовании обвиняемого, наличием у потерпевшего широкого спектра процессуальных прав, реализация которых влияет на итоги УСП. Поэтому потерпевшие подвергаются воздействию с целью принудить использовать (или не использовать) эти права в интересах тех, кто противодействует УСП. В частности, потерпевший может принуждаться к примирению с обвиняемым (подозреваемым), которое (примирение) в предусмотренных в ст. 25 УПК случаях может влечь прекращение уголовного преследования.

Последствия ПВ на потерпевших и свидетелей выражаются в их уклонениях от явок в правоохранительные и судебные органы, в даче указанными лицами ложных показаниях, при этом такие показания могут сопровождаться заявлениями потерпевших и свидетелей, что после допроса на предварительном следствии они лишь бегло просмотрели протокол допроса, подписали его, не читая, что их подписи подделаны. Проверки подобных заявлений, включающие порой почерковедческие экспертизы, существенно затягивают УСП. Подвергшиеся ПВ потерпевшие и свидетели могут допускать также сокрытие, уничтожение, фальсификацию следов преступлений; известны случаи, когда потерпевшие и свидетели вынуждены были отправлять свои семьи к родственникам в другие города, сами скрывались от следствия и суда, в том числе за границей.

Известен случай, когда уже по окончании судебного процесса свидетель вместе с женой устроились работать проводниками в поезде дальнего следования и в таком качестве год ездили по стране, скрываясь от мести членов ОПГ, которые избежали уголовной ответственности*(5). Иногда запуганных участников процесса доставляют в суд принудительно, но вот слова одного из них: "я проклинаю тот день, когда поверил в правосудие и согласился быть свидетелем по уголовному делу. Теперь жизнь моей семьи и моя в опасности"*(6). Сложно ожидать от такого свидетеля правдивых показаний.

Отказы потерпевших и свидетелей от ранее данных показаний, от исполнения их процессуальных обязанностей вследствие оказываемого на них ПВ создают существенные, нередко непреодолимые препятствия для осуществления правосудия.

2. ПВ могут подвергаться также: защитник, законные представители подозреваемого, обвиняемого, представители потерпевшего, гражданского истца, ответчика, близкие родственники лиц, погибших от преступных деяний, которым переходят права потерпевших в соответствии с ч. 8 ст. 42 УПК. Эти лица могут не обладать доказательственной информацией, причиной же ПВ является осуществление ими уголовно-процессуальных функций (защиты, уголовного преследования, поддержания гражданского иска и защиты от него), реализация которых противоречит интересам тех, кто противодействует расследованию преступлений и разрешению уголовных дел судами.

3. ПВ может применяться в отношении понятых, переводчиков, педагогов и психологов - в частности, с целью заставить указанных лиц передать информацию о результатах следственных действий, проведенных с их участием, заинтересованным лицам, дать в суде ложные показания о ходе и результатах указанных следственных действий. Последствием воздействия на переводчика может быть и передача допрашиваемому на родном для него (и непонятном для допрашивающего) языке информации от соучастников.

4. ПВ на экспертов может влечь: отказ от производства экспертизы, возвращение постановления о назначении экспертизы без исполнения под предлогом, что эксперт не обладает необходимыми знаниями, дача вероятного заключения при возможности сделать категоричный вывод, дача заведомо ложного заключения, несанкционированное уничтожение представленных для исследования вещественных доказательств либо изменение их основных свойств (т.е. невосполнимую утрату доказательств), заведомое использование при производстве экспертизы устаревших или неопробированных методик; при очевидной для эксперта недостаточности представленных для экспертизы данных - незаявление ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, неиспользование других прав, предусмотренных в ч. 1 ст. 57 УПК, а в итоге - дача заключения, отвечающего интересам преступников.

Последствием воздействия на эксперта и специалиста может быть также дача ложных показаний: первым - при даче показаний в целях разъяснения или уточнения ранее данного экспертом заключения (согласно ч. 2 ст. 80 УПК); вторым - при допросе об обстоятельствах, требующих специальных познаний (ч. 4 ст. 80 УПК).

5. Не исключено ПВ и в отношении подозреваемых, обвиняемых, подсудимых - если их уголовно-процессуальная деятельность, прежде всего дача показаний, противоречит интересам соучастников преступлений или иных лиц, противодействующих УСП.

6. Поскольку ПВ осуществляется не только в отношении вышеуказанных участников УСП, но и в отношении их родственников и иных близких им лиц, эти лица в ч. 3 ст. 11 УПК также отнесены к кругу лиц, подлежащих защите.

Близкие родственники: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 4 ст. 5 УПК); родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве (п. 37 ст. 5 УПК); близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений (п. 3 ст. 5 УПК).