Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брусницын Л.В. Применение норм УПК РФ, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства..docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
199.27 Кб
Скачать

§ 2. Обстоятельства, подлежащие учету при решении вопроса о предоставлении свидетелю, потерпевшему и его представителю псевдонима

1. В ч. 3 ст. 11 УПК установлены единые основания для применения всех мер безопасности, предусмотренных Кодексом. Помимо этих (общих) оснований, при решении вопроса о предоставлении потерпевшему, свидетелю псевдонима подлежат учету условия его предоставления, установленные в решениях ЕСПЧ. Необходимость учета этих условий вытекает из разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данного в п. 10 постановления от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", согласно которому применение Конвенции, во избежание ее нарушений, должно осуществляться с учетом решений ЕСПЧ*(32).

Эти условия перечислены (собраны) Советом Европы в Рекомендациях N (2005) 9 "О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием" (далее - Рекомендации)*(33), принятых на базе соответствующих решений ЕСПЧ. В п. 19 и 20 Приложения к Рекомендациям указано: дача показаний под псевдонимом должна являться "исключительной" мерой безопасности, т.е. применяться в случае "серьезной" угрозы жизни или свободе лица, обладающего "значимой" доказательственной информацией и "заслуживающего доверия"*(34).

Указанных условий УПК не содержит. До его приведения в этой части в соответствие с международно-правовыми стандартами применения в УСП псевдонимов следует руководствоваться Рекомендациями, т.е. для предоставления потерпевшему, свидетелю псевдонима лицо, осуществляющее производство по делу, помимо оснований применения мер безопасности, установленных в ч. 3 ст. 11 УПК, должно установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии условий, указанных в п. 19 и 20 Рекомендаций. Такими обстоятельствами являются:

1) невозможность обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля, подлежащего защите, иными мерами безопасности (что, по терминологии ЕСПЧ, указывает на "серьезность" угрозы для подлежащего защите лица и, тем самым, на обоснованность использования "исключительной" меры безопасности);

2) дача подлежащим защите лицом показаний об обстоятельствах, указанных в п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК либо об одном из этих обстоятельств, например, о времени и месте совершения преступления, либо о виновности обвиняемого, о форме вины и мотивах совершения преступления, либо о характере и размере вреда, причиненного преступлением, что свидетельствует о "значимости" показаний;

3) отсутствие сведений об отсутствии у подлежащего защите лица заболеваний, препятствующих правильному восприятию им обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и даче о них показаний, либо отсутствие у него судимости и тому подобные факторы (наличие тех или иных факторов, в зависимости от обстоятельств совершенного преступления, будет указывать на то, что свидетель "заслуживает доверия").

Приведение совокупности этих обстоятельств, наряду с указанными в ч. 3 ст. 11 УПК основаниями применения мер безопасности, в постановлении о сохранении в тайне данных о личности*(35) (далее - постановление о применении псевдонима, постановление об использовании псевдонима) обеспечит законность и обоснованность данного процессуального решения и, тем самым, допустимость показаний, данных под псевдонимом, а впоследствии, при оценке совокупности собранных по делу доказательств, возможность оценки этих показаний как достоверных.

Что касается неприязненного и даже враждебного отношения потерпевшего или свидетеля к подозреваемому (обвиняемому). Вследствие причинения потерпевшему преступлением вреда объективно невозможно требовать от него лояльного отношения к причинителю вреда; невозможно требовать лояльного отношения к обвиняемому и от свидетеля, на глазах которого обвиняемый совершил тяжкое или особо тяжкое преступление либо иное деяние, сопряженное, например, с крайним цинизмом.

По мнению автора, наличие неприязненного, враждебного отношения к подозреваемому (обвиняемому) у потерпевшего и свидетеля не препятствует - при наличии остальных условий, указанных в п. 19 и 20 Приложения к Рекомендациям - предоставлению им псевдонимов*(36) и, соответственно, даче показаний под псевдонимом, подобно тому, как негативное отношение потерпевшего, свидетеля к обвиняемому не исключает (1) дачу ими показаний в обычном порядке и (2) признание этих показаний достоверными. Негативное отношение потерпевшего, свидетеля к подозреваемому (обвиняемому) требует лишь соответствующего учета этого обстоятельства при оценке их показаний, данных как под псевдонимом, так и в обычном порядке.

2. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о соблюдении указанных в п. 19 и 20 Рекомендаций условий предоставления псевдонима, подлежит проверке прокурором при осуществлении надзора в ходе досудебного производства по уголовному делу. Некоторые из этих обстоятельств найдут подтверждение в материалах уголовного дела без производства дополнительных процессуальных действий. О невозможности обеспечить безопасность свидетеля иными мерами безопасности могут свидетельствовать, в частности, имеющиеся в деле сведения о том, что расследуемое преступление совершено ОПГ (в Пояснительном меморандуме к Рекомендации Совета Европы N R (97) 13 "По вопросу запугивания свидетелей и обеспечения прав защиты" обращено внимание: запугивание свидетелей обусловлено самой природой организованной преступности - угроза для свидетелей существует вследствие одной лишь принадлежности преступника к ОПГ*(37)). Для установления других обстоятельств могут быть предприняты соответствующие процессуальные действия, например, при возникновении вопроса о наличии у свидетеля судимости следует запросить ГИЦ МВД РФ.

При проверке законности и обоснованности постановления об использовании псевдонима следует учитывать и документы, полученные следователем после того, как им было вынесено указанное постановление, например, ту же справку из ГИЦ МВД РФ об отсутствии сведений о судимости защищаемого лица (подобно тому, как, например, попытка побега обвиняемого из под стражи подлежит учету при проверке законности и обоснованности постановления, в соответствии с которым обвиняемый был заключен под стражу).

3. В соответствии с ч. 9 ст. 166 УПК помимо потерпевшего и свидетеля псевдоним может быть предоставлен представителю потерпевшего. Данная мера - необходимое условие сохранения в тайне личности самого потерпевшего. Особенно это очевидно в случаях, когда потерпевшим является малолетний или несовершеннолетний, а его представителем - один из родителей либо другой законный представитель. В остальных случаях - когда защищенный псевдонимом потерпевший заключает договор о представлении его интересов иным лицом, опасность раскрытия личности потерпевшего также существует, поскольку те, кто осуществляет ПВ, могут отслеживать контакты представителя потерпевшего с представляемым лицом. Данные обстоятельства и следует указывать в качестве основания предоставления псевдонима представителю потерпевшего в соответствующем постановлении, что обеспечит его законность и обоснованность.

4. Все документы, связанные с установлением обстоятельств, свидетельствующих о необходимости защиты потерпевшего, его представителя и свидетеля псевдонимом, как и ходатайства указанных лиц об использовании данной меры безопасности, должны храниться не в уголовном деле, а вместе с постановлением о предоставлении псевдонима (приобщение этих документов непосредственно к материалам уголовного дела сделало бы подлинные сведения о защищаемом известными другим участникам УСП, и, следовательно, бессмысленным применение псевдонима).