Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ШПОРЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ.docx
Скачиваний:
202
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
202.17 Кб
Скачать
  1. Постмодернистская ситуация в культуре.

Постмодернизм представляет собой совокупность обще­культурных идей и тенденций, отражающих специфику переживания человеком западной цивилизации реалий конца 20в. Большинство исследователей постмодернизма склоняются к тому, что он возник сначала в русле художественной Культуры (литературы, архитектуры), распространился и на философию, политику, ре­лигию, науку. Первую собственно философскую работу, в названии которой присутствовало понятие постмодернизма, написал французский философ Жан-Франсуа Лиотар(1921). «Ситуация постмодерна» (1979). Разбросанный в текстах разных мыслителей постмодернизм сегодня еще не складывается сам по себе в нечто единое. Вместе с тем его ми­ровоззренческие элементы осмыслены и раскрыты в работах Деррида, Делеза, Лиотара, Адорно, Бодрийяра.

По мнению постмодернистов, наступила «смерть филосо­фии» в ее традиционном понимании. Философия как само­стоятельный жанр духовного творчества со строго заданны­ми границами в виде «вечных» философских вопросов ис­черпала свои возможности и переросла прежние рамки, философское мышление исторично. Постмодернисты считают необоснованным притязания фи­лософии на роль научной дисциплины, поскольку в отличие от науки она не имеет преемственности проблем и прогресса в их решении.

Постмодернисты предлагают пересмотреть понятие реаль­ности и деление его на объективную и субъективную реальность. Ссылаясь на современные достижения в области компьютерной техники, они обращают внимание на то, что ре­альность, смоделированная компьютерными устройствами, является результатом интеллекту­альной деятельности. Виртуальное становится реальнее реального, а объек­тивное и субъективное, субъект и объект перестают быть различимыми.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в современном на­учном познании и науке, постмодернисты заявляют, что ре­альность в силу своей фрагментарности не только не подда­ется практическим преобразованиям, но и не может быть адекватно осмыслена и систематизирована, поскольку нель­зя создать теоретическую систему, в которую бы она полностью вмещалась. Как считает Бодрийяр, это происходит потому, что событие всегда предшествует теории, последняя же неизбежно отстаёт, появляясь тогда, когда само событие уже стало другим. Поэтому для построения «открытых теорий», объясняющих природу, общество, экономику, политику необходимы прин­ципиально новые понятия, иной стиль мышления, новые правила интеллектуальной деятельности. На смену логике должен прийти ассоциативно-игровой стиль мышления, ко­торый больше соответствует и состоянию современного чело­века, который устал не только жить и мыслить, но даже по­следовательно и четко выражать свои мысли.

Аналогичный вывод делают представители постмодерниз­ма и относительно гуманитарного познания, в основе кото­рого лежит процедура интерпретации текста. Каждый текст имеет веер исторических, социологических, психологиче­ских и других концепций. В процессе интерпретации проис­ходит взаимодействие текстов друг с другом, текста и авто­ра, текста и читателя; в рамках такого взаимодействия и формируются смыслы. Данный процесс получил название интертекстуальность. Идея интертекстуальности лишает смысла саму проблему правильного толкования текста. Отдельно рассматривая вопрос о социальном познании, постмодернисты утверждают, что не существует мышления, свободного от социальных и политических факторов. Понятия «ложь» и «истина» также неприменимы к социальному познанию. Истина здесь — всего лишь согла­шение, установленное властью господствующих групп.

Обращая внимание на то, что культура за­явила о своем доминирующем положении, постмодернизм сформулировал парадокс: чем больше культуры, тем меньше творчества. Включаясь в культуру, человек впи­сывается в определенные нормативные рамки, принуждаю­щие его мыслить и поступать определенным образом. Жан Бодрийяр оценивает современ­ное состояние культуры как состояние симуляции, в котором мы обречены переигрывать все сценарии именно потому, что они уже были однажды разыграны - все равно реально или потенциально. Философ отмечает, что современная культура немощна, что человечество не способно найти хоть какой-ни­будь позитивный импульс в своем развитии. Произошло рас­сеивание ценностей, невозможность выдумать какой-либо определяющий принцип: ни эстетический, ни сексуаль­ный, ни политический. Современное искусство, утверждает Бодрийяр, искажает реальность, трансформирует; художественные формы не создаются заново, а лишь варьируются, повторяются. Эти идеи становятся основополагающими для постмодернистов при анализе художественного творчества. Согласно логике их рассуждений, творчество существует только в том случае, если есть процесс рождения абсолютно нового смысла, когда художник впервые предлагает какие-то новые идеи и образы. Культурой определен и задан собственный внутренний мир художника, а возможности копирования и тиражирования, существующие в современном обществе благодаря техническим достижениям, лишают творчество и его результат уникальности и неповторимости. В силу этого произведение современного художника — это совокупность заимствований, цитат из ранее созданного. В связи с этим сам художник вполне осознанно должен стремиться к компиляции, к цитированию. Процесс художественного творчества сводится к совокупности процедур: расчленению культурного наследия на ряд составляющих, произвольному оперированию полученными частями и получению из них новых комбинаций.

Постмодернисты стремятся передать остроту пережива­ний, которые испытывает человек, сталкиваясь с кризисом основ западной цивилизации. Нет целостного постижения мира, целостного мировосприятия, есть только ощущение разорванности, разрозненности индивидуального опыта. Чело­век вообще не может жить, не имея смысловых оснований для своего бытия. В поисках этих смысл о жизненных ориен­тиров человек обращается к культурным образцам минув­ших эпох и обнаруживает, что ни один из них сегодня не подходит, поскольку ничего не гарантирует, не обеспечива­ет душевный покой и гармонию, не дает целостной картины мира. Обращение к культуре оборачивается скольжением по ее поверхности. Человек помимо своей воли оказывается в ситуации невозможности и бессмыслен­ного выбора, поскольку выбор не способствует решению проблем, которые перед ним встали. Ситуация осложняется тем, что сам выбор происходит одновременно с определением и выстраиванием такой иерархии. За человека никто не преодо­леет его социальный кошмар, поскольку последний преодо­левается не сообща, а поодиночке. Сле­дует сформировать ироническое отношение ко всему проис­ходящему. Что касается идеологии, то следует безразлично принимать и ее саму, и то, что она дискредитирует. Единст­венным радикальным средством выхода из кризиса культу­ры является, по мнению сторонников постмодернизма, со­здание новой культуры, основанной на новой системе ценно­стей. Однако новую систему ценностей нельзя рационально сконструировать, она должна вызреть в недрах самого обще­ства. Остается только ждать, пока это произойдет.