Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Древнерусская архитектура

.pdf
Скачиваний:
180
Добавлен:
11.02.2015
Размер:
25.87 Mб
Скачать

Данилов), которые были расположены на крутых горах, поскольку такое их местоположение лишало нападающих возможности использовать камнеметы. Однако изыскать подобного типа площадки для размещения городов удавалось довольно редко и был найден другой способ защиты — строительство оборонительных башен. Такие башни (особенно если их строили из камня) хорошо противостояли ударам камнеметов и позволяли обороняющимся вести сверху круговой обстрел. Башни подобного типа, представлявшие собой основной узел обороны крепости, были по существу аналогичны западноевропейским донжонам, и строительство их было вызвано аналогичными военнотактическими условиями. Видимо, именно такая башня, судя по летописи, была построена в центре города Холм в 30—40-х гг. XIII в. Ее каменное основание имело в высоту более 5 м, а выше башня была деревянной и снаружи имела побелку.

Позднее, в конце XIII — первой половине XIV в. подобные башни строили уже целиком из камня. В районе Холма до настоящего времени сохранилась такая башня в Столпье, а еще недавно существовали руины и другой башни — в Белавине. Башня в Столпье была высотой 19,5 м, прямоугольной снаружи (размер 6,3 X 5,8 м) и круглой внутри. Нижний ярус башни, по всей видимости, перекрывался сводом, а выше сохранились отверстия от балок перекрытий. Верхний ярус башни был приспособлен под маленькую часовню. На высоте этого яруса снаружи имеются отверстия от балок: возможно, здесь вокруг башни обходила галерея, с которой защитники могли вести стрельбу. Башня в Белавине также прямоугольная, но значительно больше по размерам — 12,4X11>8 м. Сохранившиеся части стен башни имели высоту почти 18 м. Внутри башни существовало несколько ярусов: над первым и вторым ярусами размещались деревянные балочные перекрытия, а над третьим ярусом некогда был свод. Над сводом, вероятно, находилась открытая площадка.

Кроме этих двух башен в районе Холма подобные оборонительные сооружения возводились и в других местах. Так, на территории бывшего Спасского монастыря под Старым Самбором раскопками вскрыты остатки большой четырехугольной башни конца XIII — начала XIV в. По-види- мому, в конце XIII в. были построены и каменные

но

Львов. Николаевская церковь. План. Башня в Стопье. Lvov. Church

of St. Nicholas (Nicholayevskaya).

Plan. Tower at Stopye.

Владимир-Волынский. Михайловская церковь. План.

Башня в Каменце. Vladimir-V olynsky. Church of St. Michael (Michailovskaya).

Plan. Tower at Kamenets.

1 I I

оборонительные сооружения замка во Львове; небольшие участки этих укреплений обнаружены при археологических раскопках.

В середине XIV в. Галицкая земля была захвачена польским королем Казимиром. В связи с этим развитие здесь древнерусского зодчества прекратилось.

Иначе развивалось зодчество на территории Волыни. Ко времени монгольского вторжения

здесь не было собственных

мастеров-строителей

и после 70-х гг. XII в. не велось никакого мону-

ментального строительства.

Оно возобновилось

лишь в середине XIII в.

 

Одной из первых по времени построек являлась, по-видимому, церковь Михайловского монастыря во Владимире-Волынском, упомянутая в летописи под 1268 г. Вскрытые раскопками остатки этой церкви дали возможность установить ее план: это была круглая постройка-ротонда, имевшая диаметр около 20 м. Внутри ротонды размещались восемь колонн, образовавших кольцо. Круглые и шестигранные колонны чередовались. Они, очевидно, поддерживали купол, а круговой обход был, вероятно, ниже центральной части. В восточную часть круглой стены изнутри врезаны три полукруглые ниши, заменявшие апсиды. При раскопках найдены фрагменты фресковой росписи. Здание построено из брускового кирпича, а не из плинфы. Вероятно, восстановление строительной деятельности на Волыни было связано с участием мастеров из юго-восточной Польши, где незадолго до того развернулось строительство из брускового кирпича в технике так называемой вендской кладки, при которой в каждом ряду чередуются два ложка и один тычок.

В 80-х гг. XIII в. была построена Георгиевская церковь в Любомле. Раскопки под зданием более поздней церкви позволили обнаружить остатки древнего храма. Выяснилось, что церковь была трехапсидной, вероятно, четырехстолпной, построенной в той же кирпичной технике (вендская кладка из брускового кирпича), ставшей характерной для зодчества Волыни.

Несколько позже, в 1294 г., была построена Васильевская церковь во Владимире-Волынском, сохранившаяся до наших дней. Она также кир-

пичная, имеет центрический восьмилепестковый план, причем восточные полукружия несколько больше других и служат апсидой.

Взападном и северном полукружиях расположены порталы. Западный портал — кирпичный, перспективного типа с полукруглыми арками, а северный выполнен из белого камня, с резными деталями и стрельчатым завершением. Церковь перекрыта сомкнутым сводом.

Вконце XIII в. во Владимире-Волынском была построена также церковь Иоакима и Анны. Этот памятник зодчества пока не обнаружен во время археологических раскопок, хотя кирпичи от развала церкви неоднократно находили на территории древнего детинца.

Впервой половине XIV в. строительство производилось и на территории так называемой Черной Руси, находившейся под сильнейшим политическим и культурным влиянием Волыни. Так, на детинце в Новогрудке были раскопаны остатки небольшой церкви и гражданской постройки.

Строительная техника этих построек совпадает с техникой памятников Волыни. Церковь была одноапсидной, с небольшими выступами типа открытых внутрь притворов. Первоначально она была бесстолпной, но вскоре в нее встроили четыре столба. Гражданская постройка, вероятно, входившая в состав дворцового комплекса, представляла собой квадратный зал со столбом в центре. На этот столб опирались своды, пяты которых обнаружены при раскопках.

Судя по найденным лекальным кирпичам, своды церкви и гражданской постройки имели профилированные нервюры.

Незначительное количество обнаруженных и изученных на территории Волыни и Черной Руси построек 2-й половины XIII — 1-й половины XIV в. затрудняет выяснение хода развития здесь архитектуры. Несомненно лишь, что сохраняя, в основном плановую и, по-видимому, композиционную связь с архитектурой Древней Руси, памятники эти находились под сильным влиянием польской романо-готической архитектуры, что сказалось как в применении вендской кладки из брускового кирпича, так и в появлении стрельчатых форм арок (портал Васильевской церкви во Вла- димире-Волынском) и нервюрных сводов (церковь в Новогрудке).

112

I-'H " Ut #llp(lH 'I'll llll|l|"HI"llHl

nl.lfitiIHllimrtiliilUniHtliiHHiilMllitMniifiilMil

m

 

 

 

 

«««а

Новгород. Софийский

Стр. 114—115:

Владимир.

Успенский

Чернигов. Пятницкая

собор

 

собор

 

церковь

Novgorod. Cathedral

 

Vladimir.

Cathedral

Chernigov. Church

of St. Sophia.

 

of the Dormission

of Paraskeva Pyatnitsa

 

 

(Uspenshy).

(Pyatnitshaya).

113

,. ,

i „.,„1 l,i.'<l. . t ,<-ч-ч<' nil»--

1 1 5

ii' I' :|^ -'•• ^ i .

Троице-Сергиевспий монастырь. Троицпий собор

The Trinity-Sergius

Monastery.

The Trinity Cothedral

(Troitsky).

Троице-Сергиевспий монастырь. Церковь Св. Духа

The Trinity-Sergius

Monastery.

Church of the Holy

Spirit.

119

собор

Moscow. Cathedral

of the Annunciation