Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП. КнигаУП.doc
Скачиваний:
58
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
1.02 Mб
Скачать

§ 2. Основные тенденции развития уголовного права в XV–хvii веках

Основными правовыми памятниками развития второго и третьего этапов (уголовное право периода образования Русского централизованного государства XV–ХVI веков и периода сословно-представительной монархии ХVII века) являлись Псковская и Новгородская судные грамоты, Судебники 1497 г., 1550 г. и 1589 г., указные книги приказов, Соборное Уложение 1649 г. и Новоуказные статьи.

Ни время составления Новгородской судной грамоты (НСГ), ни ее содержание точно не известны, очевидно, грамота была написана в середине ХV века. Ее полный текст до сих пор не обнаружен, грамота дошла до нас в начальном отрывке из 42 статей, состоящем из уставов судоустройства и судопроизводства, в том числе уголовного. Источниками судных грамот стали обычное право, Русская Правда, указы псковских и новгородских князей, постановления веча феодальных республик.

Псковская судная грамота (ПСГ) традиционно датируется 1467 г., но дополнялась и переписывалась неоднократно1. Разрозненные статьи, объединенные под общим названием «Псковская судная грамота», были обнаружены в 1847 г. в Одессе русским историком Н. Мурзакевичем2. Грамота рассматривала не только процессуальное право, как Новгородская судная грамота, но и материальное, в том числе уголовное. Подробнее всего Псковская судная грамота раскрывала институты гражданского права (63 из 120 статей) вследствие высокого уровня развития экономики в Пскове3.

Нормы уголовного права были разработаны в обеих грамотах слабее, чем нормы гражданского права. Однако в уголовном праве появились значительные новеллы, такие как смертная казнь, государственные и должностные преступления и др.

Под преступлением в судных грамотах ХV века понималось действие, наносящее вред конкретной личности или государству. По сравнению с Русской Правдой была расширена система преступлений.

Грамоты упоминали преступления: против личности; против имущества; против государства, называемые измена или «перевет»; против судебных органов — взятка судье, насилие в отношении судей и др. Последние два вида грамоты рассматривали в русском праве впервые.

В отличие от Русской Правды изменилась и система наказаний. Псковская судная грамота в качестве одного из видов наказания называла смертную казнь в виде повешения, сожжения или отсечения головы. Высшая мера наказания применялась за 5 преступлений (государственную измену, кражу в третий раз, кражу в кремле — «кромская татьба», конокрадство и поджог). Основным видом наказания являлись штрафы. Наиболее распространенной формой штрафа была продажа, поступавшая в княжескую казну. Потерпевший и его родственники никакой компенсации в отличие от Русской Правды не получали. Иных видов наказаний Псковская судная грамота почти не упоминала1.

С конца ХV века на Руси появилась новая форма законодательства — Судебники2.

Судебник 1497 г. имеет второе название — Судебник Ивана III. Причинами его появления стали необходимость принятия единого свода законов и введения единой системы суда и управления. Проект Судебника был разработан дьяком В. Гусевым и вступил в силу с 1 сентября 1497 г. Это был первый опыт кодификации отечественного права, внесший единообразие в судебную практику Русского государства. Единственный экземпляр Судебника, впоследствии утерянный, был найден в 1819 г. русскими историками М.П. Строевым и К.Ф. Калайдовичем, которые условно разделили его на 68 статей3.

Источниками Судебника являлись нормы обычного права (в 2 статьях), Русская Правда (в 2 статьях), Псковская судная грамота (в 10 статьях), уставные грамоты наместничьего правления (в 11 статьях) и законодательство московских князей4.

Многие авторы считали Судебник менее значимым правовым памятником, чем Псковская судная грамота, так как Судебник рассматривал в основном только вопросы уголовного судопроизводства. Условно его содержание можно разделить на три части: о центральном суде (ст.ст. 1–36), о провинциальном суде (ст.ст. 37–44), об уголовном и гражданском праве (ст.ст. 46-55, 67-68). Отдельные статьи касались таких вопросов, как взяточничество, церковный суд по уголовным преступлениям и др. Судебник 1497 г. не мог охватить все юридические нормы того времени, поэтому уже вскоре был заменен следующим. В исторической науке существует мнение, что в малолетство Ивана Грозного был создан еще один Судебник 1538–1539 гг., но его текст до нас не дошел1.

Судебник 1550 г., второе название которого — Судебник Ивана Грозного или Царский Судебник, был найден в 1743 г. В.Н. Татищевым. Его основным источником явился Судебник 1497 г., содержание которого было переработано. Судебник 1550 г. не только перечислял преступления, но и приводил последствия их нарушений, он разделил многие статьи первого Судебника на самостоятельные статьи, общее количество которых возросло до 100. Примерно 1/3 статей были совершенно новыми: об обвинительном процессе, о порядке составления законов, о холопстве и преступлениях, совершаемых холопами, о наместничьем суде и пр.

Судебник 1589  г., второе название которого — Судебник Федора Иоановича, был известен с 1899 г. В настоящее время существует 2 редакции, значительно отличающиеся друг от друга: Краткая и Пространная.

В исторической науке точки зрения на происхождение и значение этого Судебника расходятся. Например, А.И. Андреев считал его уголовно-процессуальным кодексом, действовавшим на севере России и признанным правительством2. С.К. Богоявленский видел в нем проект процессуального кодекса, отклоненный царем и Боярской Думой3. В.О. Ключевский называл данный правовой памятник неопубликованным черновым вариантом переработки Судебника 1550 г. М.Ф. Владимирский-Буданов полагал, что данный документ есть не что иное, как литературный памятник, не имевший никакого официального значения1.

Как бы то ни было, Судебник 1589 г. имел ряд совершенно новых статей, посвященных более детальному освещению штрафных санкций, привилегированному положению судей и др. Источниками Судебника 1589 г. являлись Судебник 1550 г. (для Пространной редакции), Уставная Двинская грамота 1556 г. и обычное право, то есть те нормы суда, которые существовали у крестьян севера.

Уголовное законодательство периода действия Судебников было меньше подвержено влиянию обычного права, в законах уже не упоминалась кровная месть, а под преступлением («лихим делом») в Судебниках понималось деяние, направленное против интересов государя и государства.

Общих понятий «преступление» и «наказание» еще не существовало. Наиболее опасные преступные деяния — убийство, разбой, грабёж, поджог, получили название «лихие дела». Особо опасные преступники назывались «ведомо лихие люди», они подлежали смертной казни даже при отсутствии конкретного преступления. Появилась процедура «облихования» — то есть признания виновным с помощью показаний 5–6 «добрых людей».

Субъектом преступления мог быть любой человек без учета сословной принадлежности, включая холопов. Возраст, с которого наступала уголовная ответственность, не указывался. Судебники еще не различали понятий случайного и неосторожного деяния, практически во всех случаях подразумевалось, что виновный действовал умышленно. Некоторые уголовно-правовые нормы вообще не содержали конкретных признаков преступных деяний — «или иное какое лихое дело» (ст. 8).

Судебники устанавливали определенную систему преступлений.

Преступления против личностидушегубство (убийство), разбой, побои, оскорбление действием и словом и т.п. В праве появились абсолютно новые право­вые понятия, так, уголовно наказуемым признавалось «ябедничество» — ложный донос, клевета.

Преступления против собственноститатьба, разбой, грабеж, повреждение чужого имущества. Законодательно устанавливались квалифицированные виды кражи.

Преступления против государства — «крамола» (измена государю, переход на сторону врага) и «подым» (организация заговоров и мятежей).

Должностные преступления — взяточничество, вынесение неверного приговора, злоупотребление властью и др.

Система наказаний также заметно усложнилась.

Смертная казньвпервые в Московском государстве была законодательно закреплена в масштабах всей страны. Применялась в 12 случаях (измена великому князю московскому, убийство господина, поджог, кража церковного имущества, похищение людей, подмет — подбрасывание краденного и др.). Виды смертной казни не были конкретизированы, на практике применялись повешение, отсечение головы, утопление и пр.

Телесные наказания — битье кнутом в людном месте, так называемая «торговая казнь» и др.

Штрафы — выплачивались только в пользу государства.

В Судебниках не упоминались тюремное заключение и членовредительные наказания, но на практике они уже, очевидно, имели место. Целью наказания стало не только извлечение имущественной выгоды в пользу государства, но и устрашение населения, и осуществление возмездия.

В целом юридическая техника Судебников была совершеннее, чем предшествующего уголовного законодательства.

Связующим звеном между Судебниками и Соборным Уложением стали указные книги приказов. Из известных исследователям пяти книг — Указная книга судных дел 1550–1582 гг., Указная книга приказов холопьего суда 1597–1620 гг., Указная книга земского приказа 1622–1648 гг., Указная книга поместного приказа 1587–1624 гг. и Указная книга разбойного приказа середины ХVI в.–1631 г. — последняя имеет большое значение для развития уголовного права. В ее основу было положено особое уголовное уложение, не дошедшее до нас и появившееся примерно в 1555 г. В смутное время, когда деятельность разбойного приказа прекратилась, уголовное законодательство не изменялось, а в 1617 г. книга была переработана дьяком Т. Корсаковым и подьячим Н.Постниковым. В 20-е гг. ХVII в. в книгу были внесены некоторые изменения1.

Крупнейшим законодательным памятником третьего периода развития уголовного права явилось Соборное Уложение 1649 г. (СУ) — первый печатный свод законов Российского государства. Текст Уложения был найден по приказу Екатерины II Г.Ф. Миллером в конце ХVIII века1. Источниками Уложения явились Судебник 1550 г., указные книги приказов, царские указы, решения Земских соборов и Боярской Думы, постановления церковных соборов, нормы византийского и литовского права.

Соборное Уложение состояло из 25 глав и 967 статей. Статьи Уложения были расположены в определенной системе. Нормам уголовного права посвящалась значительная часть закона — главы 1–7, 21–25 и некоторые статьи в других главах. В отличие от Судебников уголовно-правовые нормы были выражены более четко и конкретно.

Соборное Уложение утвердило основной принцип уголовного права того времени: любое преступление должно быть отмщено посредством жестокого наказания. В Уложении, как и ранее в уголовном праве, отсутствовало общее понятие «преступления», но теперь под ним понималось не просто «лихое дело», а противоправное деяние, нарушавшее законные нормы, царскую волю и общественный порядок.

Появились новые институты уголовного права. Различался рецидив, повторное преступление наказывалось строже. Началось формирование понятий подстрекательства, пособничества, укрывательства. Для соучастников преступления, как правило, устанавливалось одинаковое наказание. К преступлению приравнивалось недонесение о нем, за что строго наказывались ближайшие родственники преступника. Уложение проводило различие между покушением и оконченным преступлением. Появились умысел, обстоятельства, исключающие преступность деяния, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

Законодательство того времени не задавалось целью дать стройную классификацию преступлений, но излагало их в определённой системе.

Преступления против религии и церквибогохульство, нарушение порядка в церкви, совращение православного в мусульманскую веру и др.

Государственные преступления — оскорбление государя, причинение вреда его здоровью, бунт, заговор, измена, помощь неприятелю и др.

Преступления против порядка управления — взяточничество, фальшивомонетничество, подделка печатей, нарушение порядка взимания пошлин, контрабанда, продажа спиртных напитков и т.д.

Преступления против личности — убийство, нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, клевета, оскорб­ление и пр.

Преступления против собственности — кража, грабёж, разбой, поджог, истребление чужого имущества, мошенничество. Преступления против собственности были представлены в главе 21 значительно шире, чем ранее в уголовном праве. Так, кража могла быть квалифицированная и неквалифицированная, а разбой был дополнен обстоятельствами, отягчающими наказание, — повторностью, сопряженностью с убийством или поджогом.

Преступления против нравственности — азартные игры, содержание притонов, сводничество, нарушение семейных устоев, непочитание детьми родителей, «блуд», употребление и распространение табака и др.

Система наказаний в целом была несовершенна, определение вида наказаний в большинстве случаев было предоставлено суду, существовала множественность наказаний за одно и то же преступление. Главными целями основных видов наказания были устрашение, возмездие и изоляция преступника от общества.

Смертная казньприменялась в 35 случаях1, могла быть простая (повешение, отсечение головы) и квалифицированная (колесование, четвертование, залитие горла металлом).

Телесные наказания — делились на членовредительные (отсечение руки, ноги, урезание носа, вырывание ноздрей и т.п.) и болезненные (битьё кнутом, батогами и т.п.).

Лишение свободы — получили распространение тюремное заключение и ссылка.

Имущественные наказания — по-прежнему сохранялись штрафы.

Все законы, изданные после Соборного Уложения, получили название Новоуказные статьи. Для уголовного права решающее значение имеют Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669  г., представляющие собой своеобразный уголовный кодекс, созданный на основе византийских источников. Основными отличиями данного закона от Соборного Уложения являются смягчение жестокости наказаний и более подробное освещение целого ряда уголовно-правовых норм.

В праве периода XV–ХVII веков по-прежнему не существовало четких формулировок основных уголовно-правовых понятий. Само законодательство носило казуальный характер, не имело общих принципов и строгой системы в изложении, а уголовное право еще не выделялось в самостоятельную отрасль. Однако в данный период были заложены и получили дальнейшее развитие многие положения российского уголовного права.