Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2003 Пухан Иво Римское право.doc
Скачиваний:
233
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
2.38 Mб
Скачать

§ 184.Actionesnoxales

Еще по предписаниям Законов XII таблиц лица alieni juris и рабы обладали пассивной обязательственной способностью, если путем противоправных действий наносили ущерб какому-нибудь лицу (деликтная обязательственная способность или деликтная ответственность). (319) Если эти лица совершили проступок с ведома pater familias или по его приказу (sciente domino) (320), он считался непосредственным исполнителем проступка и обязывался возместить ущерб. Между тем, если эти лица совершали проступок без ведома pater familias или против его воли (insciente domino), применялся принцип т. н. ноксальной ответственности (321).

По правилу ноксальной ответственности pafer familias имел альтернативу: или возместить ущерб, нанесенный лицами alieni juris или рабами, или выдать нарушителей лицам, которым был нанесен ущерб, для отработки долга: aut litis aestimationem, suffere, aut noxae dedere. (322) Об обязанности возмещения ущерба, причиненного проступками лиц alieni juris или рабами, освобождались те patres familias, которые перестали вершить patria potestas над нарушителями. По правилу noxa caput sequitur в таких случаях к возмещению ущерба обязывались новые носители отцовской власти или сами нарушители, если становились лицами sui juris.

§ 185. Естественные обязательства

Когда в классическом праве полностью были приняты начала ответственности pater familias по обязательствам лиц alieni juris или рабов в случаях т. н. actiones adjectial qualitatis, в римском праве возобладало мнение, что "по причине справедливости" (323) в известном смысле необходимо признать пассивную дееспособность этих лиц и в случаях, когда они заключали определенные сделки без общего или специального одобрения pater familias.

Так возникли натуральные обязательства или obligationes naturales.

Obligationes naturales представляли собой специальный вид обязательств, так как не были защищены в правовом отношении: они не могли стать предметом судебного спора ни по цивильным, ни по преторским искам. Согласно этому, они не являлись обязательственными отношениями в строгом смысле слова. Основным правовым следствием натуральных обязательств являлась добровольная выплата долга: к должнику, который добровольно выплачивал долг, не могло применяться condicio indebiti как средство реституции за совершенный проступок. Кроме того, естественные обязательства могли быть обновлены (novatio), могли быть учтены при компенсации и могли послужить основанием для установления персонального или реального обеспечения кредиторов.

Кроме обязательств лиц alieni juris и рабов, натуральными обязательствами считались и обязательства недееспособных лиц, взятые без одобрения опекунов или попечителей, а вероятно, и обязательства должностных лиц, если выяснялось, что они были взяты не в соответствии с формой, предписанной правом.

Б) Действие обязательств по отношению к третьим лицам § 186. Обязательства в пользу или в обременение третьих лиц

Одно из основных правил римского обязательственного права гласило: alteri stipulari nemo potest (324) — никто не может договориться за другого. Это было следствием понимания обязательственных отношений, действующих лишь inter partes, или между сторонами самого обязательства. Создание обязательственных отношений за других лиц было res inter alios acta. Никто из тех, кто не участвовал при возникновении обязательств в возникающих обязательственных отношениях не мог выступать ни кредитором, ни должником.

Между тем, это было только изначальной позицией римского права. В юридической практике правило alteri stipulari nemo potest было ограничено уже Законами XII таблиц. Уже с тех пор деликт-ные обязательства и требования лиц alieni juris и рабов считались долгами и требованиями самих pater familias. Ограничение упомянутого правила происходило и при введении actiones adjecticial qualitatis, так как тогда практически не существовало обязательств и требований лиц alieni juris или рабов, которые были не в пользу или за которые не были ответственны сами patres familias. В связи с тем, что это правило было дерогировано и в отношениях между лицами sui juris, например, при легатах, которые устанавливали обязательства между легатариями и наследниками, если они сами не участвовали в их создании, то в Кодексе Юстиниана, если еще и не было формально отменено, то почти совсем потеряло свое значение. Тогда же возникли и stipulationes poenae, которые служили средством обеспечения обязательств, при которых и кредиторами и должниками являлись лица, не участвующие в их заключении.