Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sbornik_diktantov_po_russkomu_yazyku.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
401.41 Кб
Скачать

6 Баллов (По м. Пришвину)

№33

Другой снег.

Снова наступила зима. Улицы завалены глубоким снегом. Но это уже другой снег. Он не наводит тоски на душу, да и убирают его уже

обыкновенным способом – не все ленинградцы скопом, а дружинницы.

Сквозь порозовевшие от заката деревья Летнего сада виден дворец Петра, маленький, облепленный снегом. Ставни, которыми наглухо закрыты его окна, тоже белые. Только взрывной волной раскрыло один ставень, и он с внутренней стороны оказался ярко-красным. Это пятно в синеватом тумане тревожно напоминает, что город в осаде, что здания его ранены и что это затишье перед бурей.

Вдали, в глубине Фонтанки, встают красно-малиновые перья заката. Обволочённый дрожащим туманом тяжелый шар солнца точно остановлен и поставлен на гранитный пьедестал, так он неподвижен. Наплывая, его закрывает сизый дым, но он пробивает свой красный луч, и луч скользит по белому полю Невы, уходит в розовые тени и исчезает постепенно.

Отсюда город кажется погруженным в полусон. Ни в одном окне нет огня. Пустынны набережные. Ветер гонит снежную пыль по занесенным дорожкам. А в земле спят, глубоко зарытые от бомб и снарядов, статуи, которые всегда стояли на дорожках сада. Летом над ними шелестит трава, зимой их покрывает снег, а они спят, и им снятся весенние яркие дни, солнечные аллеи и множество ленинградцев, гуляющих беззаботно.

Такой Летний сад снится и тем девушкам-дружинницам, что со скребками и лопатами убирают снег на мосту.

Но вот показывается грузовик с красноармейцами. Молодые, веселые лица сверкают навстречу девушкам. И вмиг задумчивость сбегает с лиц девушек, шутят с бойцами, кидают снежки, смеются.

Идет длинная осадная ночь. Тишину прорезает унылый железный хрип. Начался обстрел. Конец тишине.

3 Балла (По н. Тихонову)

№34

Весна.

В марте в Ленинграде говорили, смеясь: дворники весну делают. И правда, выходят дворники в белых передниках, с метлами и лопатами, очищают с панели снег, колют лед, собирают снег в кучу и топят его снеготаялками.

А снега целые бастионы, ледяные окопы окаймляют улицы, и кажется, никакое солнце не растопит их. А если начнут таять, то город будет затоплен потоками грязной, мутной воды, и улицы его превратятся в ущелья, по которым покатятся шумные реки.

На очистку города выходят все ленинградцы. Кажется, не хватит сил, чтобы истребить это снежное царство. Голова кружится от слабости, ноги подкашиваются, рукам невмоготу поднимать тяжелые деревянные лопаты, полные снега.

Если взглянешь вдоль широких ленинградских улиц, то увидишь, как чернеет непрерывная километровая толпа и дружная кипит работа.

Это работают не гигантские, а самые обыкновенные люди, и лица их хранят следы пережитой небывалой зимы. Запавшие глаза с острым блеском, морщины на лицах самых молодых. Дети, похожие на взрослых, без смеха, с туманными, задумчивыми глазами; тонкорукие, с восковыми пальцами женщины, отдыхавшие после двух-трех ударов лома; мужчины со свинцовой кожей, похожие на полярников после необычной зимовки, - все смешалось в этих толпах. В свете утра квартиры были мрачные, со стенами, потрескавшимися от сырости, закопченными от дыма печек-времянок.

Вдруг по расчищенному Невскому проспекту пошел первый вагон трамвая. Люди смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вагоновожатая стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон и плакала и не скрывала своих слез.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]