Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гинекология-методичка / Тема 7 (ИППП), редактир.мой.doc
Скачиваний:
362
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
243.71 Кб
Скачать

Клиника

Клинические проявления хронических воспалительных процессов разнообразны, при этом некоторые симптомы связаны не столько с изменениями в матке и придатках, сколько с нарушением деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной систем.

Наиболее постоянным и характерным симптомом является боль. Боли, как правило, локализованы в нижних отделах живота и могут иррадиировать в поясничный или крестцовый отделы позвоночника. Боли чаще носят периодический характер и нередко сохраняются после исчезновения признаков воспалительной реакции, и могут усиливаться при охлаждении, интеркуррентных заболеваниях, физических и эмоциональных перегрузках. Часто интенсивность боли не соответствует характеру изменений в половых органах, боль появляется в зоне расположения нервных стволов (невралгия тазовых нервов, ганглионеврит). Как правило, болевой синдром сопровождается изменениями в нервно-психическом состоянии больных (плохой сон, раздражительность, снижение трудоспособности, быстрая утомляемость).

Следующим важным проявлением хронического воспалительного процесса является нарушение менструальной функции. Существование стойкого очага воспаления в малом тазу приводит к нарушению менструального цикла у 45-55% больных, что проявляется в виде мено- и метроррагий, гипоменструального синдрома и альгодисменореей.

Нарушения сексуальной функции встречаются в 50-70% случаев и проявляются в виде аноргазмии, вагинизма, диспареунии.

Нарушением репродуктивной функции страдает около 30% женщин с хроническим эндометритом, что в большинстве наблюдений связано с прерыванием беременности на ранних сроках гестации. Частота бесплодия у больных с ХС колеблется от 30 до 70% (трубно-перитонеальный фактор). У каждой четвертой женщины с ХС и ХЭ отмечаются бели, характер и количество которых могут быть различны и связаны, как правило, с остротой процесса.

Диагностика

Диагноз ставится на основании данных анамнеза, особенностей клинического течения заболевания, результатов лабораторных методов исследования.

Четких данных двуручного гинекологического исследования, свидетельствующих о наличии ХС и ХЭ, не существует. Обязательным является проведение бактериологических исследований содержимого цервикального канала, уретры, влагалища на хламидии, вирусы (методом ПЦР-диагностики).

Исследование ферментов и других биохимических показателей крови имеет определенное диагностическое и прогностическое значение для выявления остроты и глубины процесса.

Ультразвуковая картина воспалительных изменений матки и придатков отличается полиморфизмом. На частоту выявления воспалительных процессов оказывают влияние тяжесть и длительность процесса.

В настоящее время для диагностики ХЭ широко используется гистероскопия с раздельным диагностическим выскабливанием слизистой матки (в первую фазу цикла).

Макроскопические изменения слизистой оболочки тела матки при ХЭ не всегда одинаковы. Клинико-гистероскопические особенности отражают характер и глубину патоморфологических изменений в эндометрии при хроническом процессе и их связь с клиническими симптомами заболевания. Неравномерное истончение и гипертрофия слизистой являются результатом двух противоположных компенсаторно-приспособительных механизмов эндометрия в ответ на хронический процесс, который проявляется обильными менструациями. Скудные менструации и белесоватая, тусклая слизистая оболочка матки при гистероскопии свидетельствуют об исходе воспалительного процесса. В ряде случаев при гистероскопии в полости матки могут обнаруживаться внутриматочные синехии. У большинства больных ХЭ процесс десквамации и регенерации функционального слоя нарушен, что проявляется перименструальными кровяными выделениями.

Таким образом, гистероскопия с выскабливанием слизистой матки и последующим гистологическим исследованием является наиболее достоверным методом диагностики ХЭ.

Гистологическими признаками ХЭ являются инфильтраты, состоящие преимущественно из плазматических клеток, гистиоцитов и нейтрофилов. Для диагностики ХЭ используется исследование аспирата из полости матки с количественным определением состава иммуноглобулинов. Количественное содержание иммуноглобулинов классов М, А и G в эндометриальном секрете при ХЭ в 100 раз превышает показатели содержания иммуноглобулинов у здоровых женщин и в 3 раза – при остром эндометрите. Сопутствующие гинекологические заболевания не влияют на уровень иммуноглобулинов всех трех классов в эндометриальном секрете. Количественное определение иммуноглобулинов всех трех классов в содержимом полости матки является диагностическим тестом ХЭ.

Диагностика ХС, особенно у больных с бесплодием, включает гистеросальпингографию. Косвенными признаками заболевания являются: непроходимость маточных труб с образованием сактосальпинкса, изменение топографии труб (извилистый ход, подтянуты кверху), наличие спаечного процесса (неравномерное распределение контраста).

Существенно расширяет диагностические и лечебные возможности при ХС лапароскопия. Лапароскопическими критериями ХС являются: гиперемия маточных труб, отечность стенки, атония, ригидность, фиброз фимбрий, нарушение проходимости труб, перитубарные спайки. Во время лапароскопии проводят рассечение спаек, фимбриолизис, сальпингостомию.