Скачиваний:
70
Добавлен:
08.05.2015
Размер:
475.65 Кб
Скачать

Теория портфельного баланса

Помимо товаров и услуг, которые принимаются во внимание при сопоставлении паритетов покупательной способности валют, необходимо учитывать движение денежных потоков на денежном рынке, обслуживающем движение финансового капитала. При этом равновесный валютный курс может отличаться от реального валютного курса. По мнению Майкла Розенберга, поскольку равновесный курс устанавливается, когда нетто-приток (отток) иностранной валюты, возникающий из внешнеторгового баланса, равен нетто-оттоку (притоку) иностранной валюты, возникшему в связи с движением капиталов2, то теория паритета покупательной способности должна быть дополнена теорией портфельного баланса. Это в современных условиях актуально, так как между странами перемещаются огромные финансовые потоки, представленные широким спектром облигаций (это и суверенные облигации, международные, зарубежные глобальные, еврооблигации), евробондами и другими финансовыми активами. М. Розенберг справедливо отмечает, что спрос и предложение финансовых активов определяют тренды валютных рынков. Такой подход в современных условиях обязательно следует принимать во внимание при определении стратегии валютного регулирования и валютной политики.

Портфельный подход к определению валютного курса полностью продолжает развитие монетарных взглядов. В условиях глобализации финансовых рынков необходимо учитывать «эффект замещения» национальных облигаций иностранными. Кроме того, вероятность валютных и кредитных рисков даже при высокой потенциальной прибыли заставляет инвесторов выводить деньги с финансовых рынков, где ухудшилась деловая конъюнктура.

Последствием кризиса на финансовом и валютном рынках стран Юго-Восточной Азии явился отток финансовых потоков не только с рынков стран этого региона, но и других стран, относящихся к развивающимся рынкам, в том числе и с российского рынка государственных обязательств.

Для каждого инвестора с точки зрения теории портфельного баланса существует возможность поместить свои временно свободные средства в банкноты (М), в иностранные государственные бумаги, приносящие постоянный процентный доход (N) в том случае, если этот доход выше, чем процентный доход по национальным облигациям (B). Таким образом, национальное богатство (W), которое учитывается при определенном валютном курсе (е) национальной валюты за единицу иностранной, может быть выражено равенством:

WMВNe.

Намерение инвестора разместить свои деньги определяется ожидаемой доходностью рынков государственных обязательств  внутреннего и иностранного при возможном изменении валютного курса. Сторонники портфельного баланса при определении валютного курса делают вывод, что выбор будет определяться исходя из монетарной политики центрального банка.

Изменения на финансовых рынках заставляют центральные банки расходовать национальные золотовалютные резервы, в первую очередь осуществлять крупные валютные интервенции как меру, направленную на стабилизацию рыночного курса национальной валюты. Это должно приводить к изъятию из обращения части денежной или чековой наличности и тем самым не только затормозить инфляционный процесс, но и снизить инфляционные ожидания. Однако, как показывает мировой опыт и российская практика, антиинфляционный рычаг срабатывает, если вырученные средства будут направлены не на финансовый рынок, а в реальный сектор экономики, на развитие в первую очередь экспортно-ориентированных отраслей. В противном случае данная мера приведет только к опустошению валютных резервов и дальнейшему обесценению национальной валюты.

Рассматриваемый портфельный подход к определению валютного курса полностью продолжает развитие монетарных взглядов. В условиях глобализации финансовых рынков необходимо учитывать «эффект замещения» национальных облигаций иностранными. Хотя некоторые авторы считают, что инвесторы не придают никакого значения тому, в какой валюте эти финансовые активы, в первую очередь облигации, деноминированы. Однако такое утверждение противоречит международному опыту, который показывает, что необходимость учитывать вероятность валютных и кредитных рисков даже при высокой потенциальной прибыли заставляет инвесторов выводить деньги с финансовых рынков, где ухудшилась деловая конъюнктура.