Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гагин. Системный синтез. Линия жизни.doc
Скачиваний:
1272
Добавлен:
15.08.2013
Размер:
5.01 Mб
Скачать

2.1.7. Системы мегамира

«Только наличием представлений о нескольких типах миров в головах учёных и мыслителей оказывается возможным удовлетворительно объяснить в истории науки существование нескольких космогонических систем, разительно не похожих друг на друга, как впрочем, и нескольких геометрий».

(Л.А. Латышева)

Вышеприведенные закономерности, в организации различных систем Природы, основаны на Золотой Пропорции, свойствах рекуррентного аддитивного ряда чисел Фибоначчи, спирально-винтовых пропорциях, принципах резонансного изоморфизма, что свидетельствует о гармоническом единстве окружающего нас мира. Природа одновременно проста и сложна – это присутствует повсеместно. Простота, даёт возможность исследователю, создавать модели Природы, для познания её сложностей.

Число замкнутых (полузакрытых), устойчивых, динамических систем, созданных эволюцией, в своей иерархии, безгранично. Возможности нашего разума весьма скромны и человечество, только приступает, по большому счёту, к их изучению. Чем далее мы удаляемся, от нашего макромира, в квазимир или мегамир, тем беспомощнее становится наука, опыт и эксперимент. Тем важнее и весомее становится логика, интуиция и ненаучные методы получения информации. И, это отдельная тема, для размышлений.

Рассмотрим признаки системного синтеза в мегамире. Условно, пусть это будут миры более высокого порядка, чем Солнечная система. Солнце – лишь заурядная звезда в Галактике с 9 (пока) планетами и 32 (пока) спутниками.

Наблюдения говорят, что звёзды могут составлять явные системы: двойные, тройные, п-кратные. Замечены звёздные скопления (от десятков до тысяч звёзд), и более крупные системы. Шаровые звёздные скопления, насчитывают более миллиона звёзд. Все эти системы, входят в состав гигантской звёздной системы – Галактики, насчитывающей около 100 миллиардов звёзд.

В 20-е годы нашего столетия, американский астроном, Эдвин Пауэлл Хаббл доказал, что спиральные и некоторые другие туманные пятна, с трудом различимые на фотографиях, сделанных с помощью мощных инструментов, – тоже звёздные системы сравнимые с Галактикой.

Наша Галактика, окружена 16 соседними. Эти 17 галактик образуют тесную группу – Местную систему. Астрономы предполагают, что члены этой системы связаны, не только общими физическими законами, но и общим происхождением.

В 1953 г., французский астроном Вакулер, выдвинул гипотезу, что ближайшие к нам галактики, концентрируются определённым образом, объединяясь в колоссальную сплюснутую систему, которую назвал сверхсистемой галактик. Астроном В. Л. Воронцов-Вельяминов, обнаружил, что не все наблюдаемые галактики, входят в эту сверхсистему. Значит, есть ещё более мощные системы, – метагалактики.

Но, человеческий разум способен проникать в самые невероятные глубины квази- и мегамиров, разгадывать, самые сокровенные тайны Природы. Силою мысли, взвешивать, измерять, находить, самые невероятные объекты. Об этом, упрямо говорят результаты работы древних мыслителей и философов, современных физиков, математиков, химиков, биологов, генетиков, астрономов, кибернетиков и т.д. Ещё дальше, пошли духовные гении и наставники, создавшие шедевры мышления и, качественно, далеко опередившие науки, с их убогим и медлительным экспериментом и мучительным опытом.

О том, какой была, есть, будет Вселенная, куда движется жизнь, цивилизация, думают не только астрономы и эволюционисты, философы и теософы. Сегодня становится всё яснее, что необходимо объединить усилия. Глубокое дифференцирование науки уже становится существенным тормозом дальнейшего видения мира. За деревьями, которые всё толще, всё хуже просматривается лес. Поэтому, тенденция к сближению наук, возврат к научной универсальности, неизбежны. И тот, кто поймёт это, и оценит ранее других, большего и достигнет.

Итак, вернёмся к Мегамирам. До 20-х годов, 20-го века, учёные считали Вселенную статичной. Но, в 1929 г. Хаббл, установил фундаментальную зависимость: красное смещение в спектрах галактик пропорционально расстоянию до галактик. Другими словами, он установил, что Вселенная расширяется, одинаково, во всех направлениях. Чем, блестяще подтвердил, фридмановскую теорию расширяющейся Вселенной. Все тела, во Вселенной, разбегаются друг от друга. Взаимное положение объектов Вселенной не меняется. Изменяется только расстояние.

Закон Хаббла гласит, что галактики удаляются со скоростями пропорциональными их расстояниям:

U = Н.r

где Н – коэффициент пропорциональности с размерностью 1/сек. Но, для удобства вычислений, он измеряется в других единицах: км/сек х Мгпс. Где Мгпс – мегапарсек, равный 3,084 х 1019 км. Буква Н выбрана в честь Хаббла.

Сегодня принято считать, что Н = 75-100 км/сек. Мгпс.

И, если принять, что скорость света С = 300 000 км/сек., то:

300 000 км/сек

r = U = (100-75) км/сек. Мгпс = 3000 – 4000 Мгпс.

Н

Это огромное расстояние трудно, даже, представить.

Логично предположить, что чем дальше в прошлое, тем плотнее была Вселенная. В конечном счёте, был момент, когда плотность достигала бесконечности, а пространство было нулевым. С какого-то момента, началось разбегание. Это событие получило название «Большой Взрыв».

Астрономы Сендидж и Тамманн вычислили, что это произошло 15 млрд. лет назад. Вот как они, это описывают:

«Вселенная началась с состояния бесконечной плотности. В момент этого события, были созданы пространство и время, равно, как и вся материя, во Вселенной. Бессмысленно спрашивать, что происходило до Большого Взрыва, – это было бы сродни вопросу о том, что находится к Северу от Северного полюса. Аналогичным образом, лишён смысла вопрос, – где это случилось. Вселенная-точка не была изолированным в пространстве объектом, – это была вся Вселенная, и единственно возможный ответ, состоит в том, что Большой Взрыв произошёл везде».

Следует полагать, что состояние «бесконечной плотности», равнозначно понятию «ничто». Ни один предмет, не обладает бесконечной плотностью: если у него есть какой-то объём, то он уже не бесконечно плотен. Как считает астроном Фред Хойл, теория Большого Взрыва, требует создания материи из «ничего». Таким образом, Вселенная, имела начало и сотворена из «ничего».

Удар, по гипотезе стационарной Вселенной, был нанесён подсчётом галактик, излучающих радиоволны. Он показал, что в прошлом, было больше источников радиоволн, чем сегодня.

Следующий удар был нанесён в 1965 г., когда А. Пензиас и Р. Уилсон обнаружили, что вся Вселенная, омывается фоновым микроволновым излучением. Эта радиация говорит о том, что Вселенная, некогда, была в сверхгорячем и сверхплотном состоянии.

Возникла теория пульсирующей Вселенной. По ней, Вселенная напоминает пружину, которая вечно растягивается и сжимается. Весь вопрос в том, «открыта» Вселенная или «закрыта». Если «закрыта», то разбегание достигнет определённого предела, а затем, сила тяготения вновь стянет всё вместе. Но, если она «открыта», то разбегание никогда не прекратится, и будет продолжаться вечно.

О чём говорят факты?

Убедительный аргумент – плотность Вселенной. Если, в среднем, по Вселенной, на 1 куб. метр приходится по три атома водорода, то Вселенная закрыта. Кажется, что это немного. Но, не следует забывать, что Вселенная – это, в основном пустое пространство. Пока что, учёными обнаружено, что во Вселенной на порядок меньше вещества, чем нужно для закрытости. Но ими же, обнаружены и неисчерпаемые резервы его, вроде «чёрных дыр» и тому подобных феноменов. Будущее покажет. А пока, учёные моделируют два основных варианта развития событий. Вернее, «тепловой смерти».

Если Вселенная закрыта, то она погибнет «горячей смертью». Вот как описывает этот процесс В. Тинали:

«Если средняя плотность материи во Вселенной, достаточно высока, взаимное гравитационное притяжение между телами, постепенно замедлит расширение и остановит его. Потом, Вселенная сожмётся в раскалённый огненный шар. Нам неизвестен никакой физический механизм, который мог бы обратить вспять это катастрофическое «большое сжатие». Ясно, что если Вселенная достаточно уплотнится, ей не избежать горячей смерти».

Если Вселенная открыта, то финал будет другим. Тинали пишет:

«Если плотность Вселенной невелика, её гибель будет холодной. Она будет вечно расширяться – всё медленнее и медленнее. Весь галактический газ, превратится в звёзды, а звёзды догорят. Наше Солнце станет холодным, мёртвым куском шлака, парящим среди трупов других звёзд, среди, всё более одинокого, Млечного Пути».

Что можно к этому добавить? Недавно сделано открытие: около 8% звёзд нашей галактики продлевают свою жизнь, «пожирая» вращающиеся вокруг них крупные планеты. Астрономы пришли к такому заключению, во время работы с орбитальным телескопом «Хаббл», наблюдая за стареющими красными гигантами.

Расширяясь, звезда поглощает планеты-спутники типа Юпитера, пополняя этим свои запасы ядерного топлива и увеличивая, тем самым, свою жизнь. Эволюционистам-системологам есть над, чем подумать.

Бесконечна ли Вселенная, и можно ли так ставить вопрос? Есть сторонники и противники бесконечности. Со временем ответ будет найден. Но будет ли они однозначным?

Философ А. М. Мостепаненко считает, что из принципа качественной и количественной неисчерпаемости материи, вытекает положение о многообразии в мире пространственно-временных форм и отношений с различными метрическими и топологическими свойствами. Следовательно, бесконечность мира не сводится к метрической (чисто количественной) бесконечности.

В последнее время, учёные, всё чаще, приходят к выводу, что топологическая структура пространства-времени, намного сложнее, чем считалось ранее. (Топология – наука, изучающая свойства фигур, не меняющихся при любых возможных деформациях, за исключением разрывов и склеивания.) Наиболее простой пример топологических свойств – размерность фигуры.

Не исключено, что в мире существует множество различных пространственно-временных форм, которые могут быть конечны и бесконечны, а к некоторым из них, понятие метрической конечности и бесконечности, может быть вообще неприменимым. Возможно, что имеет право на существование и гипотеза, о не единственности, нашей метагалактики.

«Вселенная, как объект космологии, - пишет философ В. В. Казютинский, - фактически охватывает целостный аспект «всего существующего», не в абсолютном смысле, а применительно к определённому уровню развития человеческой практики. Тогда это понятие будет динамически развиваться, вместе с наукой и любые «чудеса» теории наблюдений, будут лишь обогащать наше знание.

То, что мы сегодня считаем несуществующим, завтра будет открыто, станет, таким образом, существующим, с научной точки зрения, и будет включено в наше понятие Вселенной».

Г л а в а III