Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гагин. Системный синтез. Линия жизни.doc
Скачиваний:
1272
Добавлен:
15.08.2013
Размер:
5.01 Mб
Скачать

6.2.3. Информационные войны.

«Что носится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования»

(Гёте)

Информация — основа основ всей разумной человеческой деятельности, и роль её, особенно в человеческом обществе, нужно, давно уже, пересмотреть.

О роли информации в войнах, можно было бы написать горы книг к тем горам, которые уже созданы. Добыче военной информация всегда придавалось огромное значение. Ею занимаются отборные, элитные подразделения отборней­ших бойцов - разведчиков и шпионов. Знание противника, его вооружения и тайных замыслов, - необходимое условие, успешного ведения любой войны. А войны, как и болезни - арена борьбы человечества за выживание.

Чем развитее, совершеннее и цивилизованнее общество, государство, армия, тем выше роль информации в их деятельности. Но, речь, сейчас, не об этой специфической военной информации, так и не оценённой, порой, по достоинству. Речь об информации, которой обрабатывается население воюющих сторон и мировая общественность. Речь об информационных войнах.

По мнению, многих, ведущих политологов, социологов, психологов, ведущие развитые страны мира, вступили в стадию развития, которую можно назвать информационным обществом. Это такое общество, в котором, роль информации, настолько высока, во всех сферах деятельности, что становится определяющей, в развитии всех процессов и явлений.

А вообще, человечество достигло уже, такого уровня развития, что любой конфликт, любое вооружённое столкновение, просчитывается, с большой долей вероятности, очень быстро. Чисто военные вопросы: военный потенциал, уровень боеспособности, вооружения, мобресурсы, и т.д., известны и прогнозируемы. Тайны, они, как, правило, не представляют.

Трудно учитывается и прогнозируется «человеческий фактор», т.е., роль гражданского населения воюющих сторон, как в период военных действий, так и в послевоенный период. Особенность современной войны в том, что воюющие стороны, не имеет, чётко определённого, фронта и тыла. Сторона, рассчитывающая победить в военных действиях, должна учитывать, что мирный договор, возможно, придётся заключать, не с побеждённой армией, и, даже, не с государством, не с правительством, а с народом, вернее, с гражданским обществом. Если, условия мира не устроят мир­ное гражданское население, то война может превратиться, в партизанскую.

Учитывая опыт последних войн, и в частности, военных операций НАТО в Югославии, можно, однозначно, утверждать: на первое место, в современных условиях, выходит, информационная война. В ходе югославского конфликта, НАТО продемонстрировал, своё подавляющее преимущество, в информационной войне. А это уже серьёзная заявка на реальную военную победу.

Это уяснила себе и Россия, изучив отрицательный опыт, первой чечен­ский войны, и, положительный, служб НАТО, в Югославии. Ей удалось избежать ошибок в ходе второй чеченской войны. Прежде чем начинать реальные военные действия в Чечне, был создан, средствами массовой информации, образ врага - жестокого террориста, бандита, рэкетира, убийцы, вымогателя. Садиста, режущего заложникам пальцы и головы, воюющего с мирным населением, подрывающего по ночам спящих граждан. Фактов, реально подтверждающих это - более чем достаточно. Этот фактический материал, обрабатывался опытными психологами, политологами, социологами.

Информационно-идеологическое прикрытие, готовящемуся вводу войск в Чечню, было выполнено безупречно. Цель войны была сформулирована чётко, и выглядела привлекательной, как для рядовых россиян, так и для мирового сообщества. Россия преодолела "чеченский синдром", ясно и правдоподобно, объясни­ла, почему ведутся боевые действия в одном из регионов России. Основная доминанта чеченской войны, сформулирована лаконично: проводится боевая операция против международного терроризма. Она широко освещалась СМИ, развивалась и укреплялась.

Чечня проиграла информационную войну. Противопоставить массированной и масштабной, продуманной и технически грамотно проведённой, информационной атаке нечего.

Эту информационную войну, можно считать образцовой, в сложившейся ситуации. Проанализируем.

В российском массовом сознании, за очень короткое время, был создан "образ врага", с которым можно говорить, только языком силы. Усиленно дока­зывалась мысль, что необходимо уничтожить террористическое разбойничье гнездо, что бы в корне пресечь, саму возможность, террористической деятельности.

В настроении общества, была сформирована волна таких чувств, что любым действиям армии, была обеспечена полная поддержка. Далее, важно, не дать этой волне ослабеть.

Было уделено большое внимание тому, чтобы сразу же дистанцироваться, отмежеваться, от первой войны, 1994-1996 гг., и убедить общественность, что идёт совершен­но другая война. Особое внимание было уделено терминологии. В СМИ, ключевые моменты освещались так:

1. В Чечне идёт не война, а локальная боевая операция.

2. Не Россия воюет с Чечнёй, а войска ловят банды террористов.

3. Российской армии противостоят не регулярные войска, а вооружённые банды террористов.

4. В Чечне воюют не федеральные войска, а "наши".

5.С террористами, не может быть переговоров - их надо уничтожать.

Правил в этой войне нет, (как, впрочем, и в любой другой, современной войне). Но, есть некоторые приёмы, которые делают информационною войну эффективной.

Приём первый. Убедить свой народ и мировое сообщество в правомер­ности действий и благородстве целей и намерений.

Приём второй. Убедить народ противника, что его избавляют от грозящей беды: от бандитов, врагов, самозванцев, и т.д.

Приём третий. Убедить всех, что большинство народа противника – на "нашей" стороне, и принимает участие в войне, помогая словом и делом.

Приём четвёртый. Убедить мировое сообщество, что ситуация развивается успешно, цепь побед закономерна, потери минимальны. Противник несёт большие потери.

Приём пятый. Убедить, что события развиваются, в соответствии, с заранее принятым планом, и в установленные сроки.

Приём шестой. Убедить, что после неминуемой победы, всем будет хорошо, особенно народу.

Приём седьмой. Убедить, что затраты на войну минимальны, оправданы и неизбежны.

В зависимости от конкретной обстановки, перечень может корректироваться, в большую или меньшую сторону.

Уязвимое место информационной войны в том, что она скоротечна. Затяги­вание её нежелательно, т. к., в неё быстро втягиваются как сторонники, так и противники, вся мировая общественность. И чем дальше, тем больше негативов и нестыковок, становятся достоянием, всё более широких кругов общественности! Соответственно, реальная война, в современных условиях, тоже, не должна затя­гиваться. Чем затяжнее она становится, тем негативнее последствия.

Всё более возрастает роль, при ведении военных действий, Сопротивления и партизан. Активное сопротивление, организуют подпольные организации граж­дан, в городах, и партизанские отряды, в сельской местности, по всей территории. А война с партизанами – совсем другая война. Она требует колоссальных человеческих жертв и огром­ных материальных ресурсов. Единственный победный вариант - сделать мирное население союзником. В этой войне нет фронта и тыла, поэтому значение в ней инфор­мации, трудно переоценить.

Информационные войны, начинают только формироваться, как явление, и приобретают в современных условиях, всё большее значение. Складывается их стратегия и тактика, изобретаются приёмы и методы, оттачиваются технологии. И, занимаются этим, скорее, не военные, а психологи, политологи, кибернетики, психиатры, социологи, физики, философы, электронщики, и т. д. и т. п. Войну выигрывает, и будет выигрывать, наука, делая эффективным оружием психику, кибернетику, а главное, - информацию.