Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия учебник

.pdf
Скачиваний:
715
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
3.3 Mб
Скачать

Глава 5. Гносеология: философское учение о познании

о получении новых понятий и чувственных образов. Пред- ставляется перспективным объяснение возникновения но- вых чувственных образов и понятий на основе взаимодей- ствия чувственности и мышления. Новые чувственные об- разы возникают на основе опосредования имеющихся чув- ственных образов понятиями эйдетическая интуиция»); новые понятия возникают на основе опосредования имею- щихся понятий чувственными образами концептуальная интуиция»). Эти опосредования тонки, трудно уловимы, происходят в сфере подсознания, вследствие чего и склады- вается мнение, что новые чувственные образы рождаются из имеющихся, новые понятия тоже из имеющихся «само собой», спонтанно.

Довольно странным выглядит иррационалистический тезис о том, что интуиция это особое познание, которое ни- как не связано с чувственным и логическим познанием. На- пример, интуиция противопоставляется интеллекту. Ин- теллект, разум, якобы способен лишь разрабатывать, «ком- ментировать» то, что дает интуиция (Примером такой кон- цепции может служить дзен-буддизм.)

Анализ реального познавательного процесса не дает ни- каких оснований для противопоставления интуиции ин- теллекту, тем более для признания интуиции как какого-то особого познания, противостоящего чувственному и логиче- скому познанию.

Завершая разговор о чувственном и логическом позна- нии, коснемся вопроса о искусственных орудиях, расширя- ющих границы познания человеком мира.

Роль приборов в познавательной деятельности

Долгое время считалось, что обычным чувственным по- знанием на базе имеющихся органов чувств можно отобра- зить все явления материального мира. В последующем, од- нако, оказалось, что существуют явления, недоступные не- посредственному чувственному восприятию. Возникла про- блема «шестого чувства» (может быть, нам не хватает «ше- стого чувства» для познания этих явлений?). Проблема по- лучила свое решение благодаря созданию и использованию

211

Основы философии

приборов. С помощью приборов все явления принципиаль- но доступны чувственному познанию; приборы неограни- ченно «удлиняют» и «расширяют» область доступных чув- ственному познанию явлений.

Что касается логического познания, то до сравнительно недавнего времени предполагалось (а многие и сейчас счи- тают), что все сущности материального мира (законы, воз- можности, причины и т. д.) доступны обычному, «невоору- женному» мышлению, логическому познанию. Однако се- годня наше познание «вооружено» «логическими прибора- ми» – компьютерами.

Компьютеры в отличие от человеческого мозга опериру- ют не понятиями, а символами понятий. В результате рабо- ты над этими символами появляются новые символы, кото- рые возбуждают в человеческом мозгу новые понятия. По- добно тому, как человек ставит между объектом и органом чувств «чувственный прибор», он помещает между поняти- ем (облеченным в материальную оболочку) и своим мозгом «логический прибор», компьютер. Подобно тому, как резуль- татом использования «чувственного прибора» является опо- средованное ощущение, продуктом действия «логического прибора» является опосредованное понятие.

Чем вызвано использование «логических приборов»? В мышлении, логических рассуждениях из одних понятий выводят другие. Пока число понятий невелико, мозг легко и быстро справляется с операцией выведения одних поня- тий из других. Но когда число их возрастает, что характер- но для анализа все более сложных систем, мышление стано- вится более длительным и затрудненным (без использова- ния «логических машин»). В этом случае возникает потреб- ность вооружить мозг «логической» машиной, которая дела- ет то, что человек, в принципе, мог бы сделать и сам, но ма- шина делает это быстрее, минимизируя возможные ошибки. Но дело не только в этом.

Опыт развития чувственного познания показывает, что «чувственные приборы» сначала «удлиняли» (например, оптический телескоп), а затем «расширяли» наши области

212

Глава 5. Гносеология: философское учение о познании

чувственного познания (пример второго радиотелескоп). Проводя аналогию, можно предположить, что если в ходе «логического» приборостроения сначала создаются «логи- ческие приборы», которые, так сказать, количественно «уси- ливают» возможности нашего мозга, то следующим шагом станет создание таких устройств, которые сделают возмож- ным логическое познание сущностей, недоступных для не- посредственного их познания «невооруженным» человече- ским мозгом.

Какими же будут «логические» машины в будущем? В ка- честве гипотезы можно предположить, что познание онто- логически иных сущностей (по отношению к сущностям ге- оцентрического мира) потребует логического процесса, иду- щего на основании особых требований к определенности, последовательности и обоснованности мышления, т. е. осо- бой, «нечеловеческой» логики.

Какой может быть эта логика? Сложно сказать. Но нужно учесть, что в современной логике в качестве своеобразного «задела» создан целый спектр неклассических логик (мно- гозначная, модальная, интуиционистская и др.). Известны также попытки анализировать некоторые проблемы физи- ки микромира в квантовой логике.

Человек генетически, биологически и социально запро- граммирован на жизнь в геоцентрическом мире. К отра- жению этого мира приспособлены чувственное познание и мышление. Негеоцентрические миры, естественно, целесо- образно отражать иными формами чувственного и логиче- ского познания. Человек не может мыслить в иной логике, чем классическая, в которой сформировалось его мышле- ние. Однако это возможно с помощью «логических» машин, обрабатывающих информацию в неклассических логиках. Может возникнуть вопрос о возможности перевода получен- ных данных в одной логике на другую. Но здесь не видно принципиальных препятствий. Ведь сами неклассические логики созданы людьми, мыслящими в классической логи- ке. Если возможен перевод с языка классической логики на неклассическую, то, естественно, нет препятствий для об- ратного перевода.

213

Основы философии

Список литературы

Горбачев, В. Г. Основы философии: курс лекций / В.Г. Горба- чев. – М.: Гумнит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 134-136.

Ильин, В.В. Философия для студентов технических вузов. Краткий курс / В.В. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – С. 99-110.

5.3Учение об истине. Классическая

инеклассические концепции истины. Субъективное и объективное в истине.

Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Критерии истины.

Практика как основной критерий истины

Классическая концепция истины

Цель познания достижение истины. Но познание сложный, противоречивый процесс, не свободный от за- блуждений и ошибок.

Что такое истина и что такое заблуждение? Каковы кри- терии, позволяющие удостовериться в истинности достиг- нутых знаний, отличить истину от заблуждений?

Истина это соответствие наших знаний действитель- ности. Подобное понимание истины сложилось в Древней Греции. «...Не потому ты бледен, что мы правильно счита- ем тебя бледным, – писал Аристотель в «Метафизике», – а, наоборот, именно потому, что ты бледен, мы, утверждающие это, говорим правду».

Данная концепция называется классической концепци- ей истины и принимается большинством философов. Раз- личие между ними состоит в понимании действительности. Для Беркли и Маха действительность это комбинация (комплексы) ощущений, для Платона неизменные сверх- человеческие идеи, для Гегеля развивающийся мировой разум. В материалистических учениях действительность рассматривается как объективная реальность, существую- щая вне человека и независимо от него. При таком понима- нии истина это адекватное отражение объективной ре- альности познающим субъектом.

Для правильного понимания истины важно подчеркнуть следующее. Истина не существует сама по себе, независимо

214

Глава 5. Гносеология: философское учение о познании

от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или неистинным, соответствовать объекту или не соответствовать ему. Поэтому, употребляя понятие «исти- на», следует иметь в виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах.

Познание не свободно от заблуждений, под которыми сле- дует понимать несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта. За- блуждения возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, односторон- него восприятия объекта, истолкования вероятных знаний как достоверных, предубеждений, несовершенства познава- тельных средств и т.п.

«Истина» и«заблуждение» – гносеологическиекатегории. Строго говоря, они не должны включать в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Аксиологиче- ский, оценочный аспект характерен для другой пары близ- ких им понятий: «правда» и «ложь». Под правдой обычно по- нимают истину, содержащую нравственную оценку; прав- дивое это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. В таком значении употребляется, например, понятие правды в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Терпи, многокручинная! / Терпи, многострадаль- ная! / Нам правды не найти!

Противоположностью правде является ложь. В отличие от заблуждения, которое характеризуется непреднамерен- ностью (заблуждающийся рассматривает неистинные зна- ния как истинные), ложь, дезинформация это преднаме- ренное искажение знаний, ее целью является введение в за- блуждение тех, кому она предназначена. Разновидностью лжи является сокрытие истины.

В теоретической и практической деятельности наряду с понятием «заблуждение» употребляется понятие «ошибка». Ошибки делятся на фактические (по содержанию) и логиче- ские, связанные с неправильным построением мыслей, с на- рушениемлогическихправил. Последниеделятсянанепред- намеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы).

215

Основы философии

В познании заблуждения и ошибки неизбежны, и задача заключается в том, чтобы они были обнаружены и вытесне- ны из сферы знания.

Неклассические концепции истины

Классическая концепция истины породила ряд проблем, связанных прежде всего с пониманием объекта познания как существующего независимо от познающего субъекта. Но познание это взаимодействие субъекта и объекта и поэто- му объект, включенный в познавательную деятельность, за- висит от субъекта в том смысле, что его восприятие субъек- том обусловлено рядом объективных и субъективных фак- торов, о которых уже шла речь. Из этого следует, что позна- ние не является простым копированием объекта. Эта и не- которые другие проблемы, связанные с концепцией соответ- ствия, привели к возникновению неклассических концепций истины, отличающихся от классической.

Согласно неопозитивистской концепции когерентной ис-

тины (от лат. cohaerenco – срастаться, тесно соединяться), знание истинно, если оно внутренне согласовано, непро- тиворечиво. Истинность знания, утверждает, например, О. Нейрат, заключается не в том, что знание соответствует дей- ствительности, а в том, что все знание представляет собой самосогласованную систему.

Разумеется, знание, и прежде всего научное, не должно содержать противоречий и внутренней несогласованности. Но когерентная теория не дает ответа на вопрос об отноше- нии внутренне согласованного знания к познаваемому объ- екту. Она лишь ставит новые проблемы.

Для прагматистской концепции характерно понимание истины как соответствия знания с его конечным результа- том. Истина отождествляется с практической полезностью, эффективностью. Подчеркивая активную роль субъекта, представители прагматизма связывают истину с практиче- ской пользой, выгодой. Истина, таким образом, соотносит- ся не с действительностью, а с деятельностью человека. Как видно, и прагматистская концепция не решает проблему со- ответствия знания об объекте самому объекту. Однако она,

216

Глава 5. Гносеология: философское учение о познании

как и другие неклассические концепции истины, ставит важные проблемы, решение которых связано прежде всего с выявлением содержания истины.

Объективное и субъективное в истине

Классическое определение истины не раскрывает ее со- держания, представляющего собой единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного, абстракт- ного и конкретного.

Истина гносеологическая категория, она характеризу- ет не предмет, а знание о предмете. Реальный предмет рас- сматривается как истинный или неистинный лишь в объ- ективном идеализме: нечто истинно, если оно соответствует своей идее. Если же истину понимать как соответствие зна- ния об объекте реальному объекту, то считать предмет ис- тинным или неистинным нет оснований. Объект существу- ет сам по себе, он безразличен к истине.

Истина формируется в результате взаимодействия субъ- екта и объекта познания и поэтому представляет собой единство субъективного и объективного. Объективность ис- тины обусловлена реально существующим объектом, адек- ватное отражение которого определяет объективное знание о нем. Объективность знания (объективная истина) это содержание знаний, которое определяется объектом и не за- висит от субъекта познания. Например, суждение «Земля планета Солнечной системы» по своему содержанию объек- тивно истинно, оно выражает явление, существующее неза- висимо от субъекта. Признавать объективную реальность, значит признавать объективную истину.

Субъективность истины (субъективная истина) состо- ит в форме и способе ее существования. Как характеристи- ка знания она вне человеческого сознания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение форма мышления, существующая в созна- нии субъекта. Кроме того, в содержание знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный особен- ностями познающего субъекта, а также уровнем достигну- того знания, применением познавательных процедур и т.д.

217

Основы философии

Таким образом, истина содержит в себе и объективное, и субъективное, она представляет их единство.

Абсолютное и относительное в истине

Так как знания непрерывно изменяются, развиваются, абсолютных истин нет, любая истина относительна. Тако- ва позиция релятивизма. Догматически мыслящие фило- софы, напротив, отрицают существование относительных истин на том основании, что относительное знание нельзя считать истинным. Истинным может быть только абсолют- ное знание.

Очевидно, и ту, и другую позицию следует признать од- носторонними, основанными на противопоставлении абсо- лютного и относительного знания.

Проблема абсолютного и относительного в истине осно- вана на понимании истины как процесса. Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман, замечает Гегель. Познание развивается, уточняя и пополняя знания, преодо- левая заблуждения, оно движется от истин относительных к истинам абсолютным.

Относительная истина, или точнее относительное в истинном знании это правильное в своей основе положе- ние, которое является неполным, неточным и которое углу- бляетсяиуточняетсявходеразвитияпознания. Такразвива- лось, например, знание о строении материи. Античные ато- мисты Левкипп, Демокрит, Эпикур выдвинули учение об атомахмельчайшихнеделимыхчастицахматерии, изкото- рых состоят все тела. Это была относительная истина, кото- рая углублялась и уточнялась в ходе дальнейшего развития философии и естествознания. В конце XIX века был открыт электрон, входящий в состав атома, в настоящее время из- вестны более ста элементарных частиц, но и эти открытия не являются пределом развития знания о строении материи.

Очевидно, сомневаться в существовании относительных истин нет оснований.

Но не являются ли все знания относительными? Суще- ствует ли истина абсолютная?

218

Глава 5. Гносеология: философское учение о познании

Абсолютная истина (абсолютное в истинном знании) это знание, тождественноесвоемуобъекту, ипоэтомуононеможет быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания.

К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта (с точки зрения его констатации): точно установлен- ные даты конкретного события, например, годы рождения и смерти И. Канта (1724–1804), место его захоронения (г. Ке- нигсберг), выход в свет «Критики чистого разума» (1781) и т.п.

Абсолютными можно считать истины, содержащие зна- ния определенных сторон, свойств, закономерностей дей- ствительности, выражающие вечное, непреходящее. Тако- вы, например, мировые физические константы: гравитаци- онная постоянная, постоянная Планка, скорость распро- странения электромагнитных волн. Эти и им подобные ис- тины (их называют «вечными») являются абсолютными. Но они не решают проблему. При диалектическом подходе абсо- лютная и относительная истина (абсолютное и относитель- ное в истине) – это две стороны истины объективной. Отно- сительное знание содержит в себе момент знания абсолют- ного, абсолютное складывается из суммы относительных истин. Относительные знания о строении материи включа- ют вместе с тем абсолютные знания о существовании эле- ментарных частиц, об их заряде и т.д.

Познание развивается ко все более глубоким и полным знаниям, приближаясь к абсолютной истине. Но достижима ли она? Может ли человеческое познание дать абсолютную истину, т.е. полное, исчерпывающее знание?

Ограниченность существования человека во времени, неисчерпаемость мира, его бесконечность и изменчивость, то обстоятельство, что на каждом этапе своего развития по- знание осуществляется при ограниченных возможностях данной эпохи, означает постоянную незавершенность про- цесса познания. Природа человека и природа мира субъ- екта и объекта познания делают невозможным исчерпы- вающее познание мира в целом. Вместе с тем не существует принципиальной границы, отделяющей познанное от еще не познанного. Расширяя границы познания, углубляя зна-

219

Основы философии

ния о мире, человечество, пока оно существует, будет при- ближаться к абсолютной истине, постигая ее в истинах от- носительных.

Противоречивое единство относительного и абсолютного в истине характеризуют познание как процесс, направлен- ный на постижение объективной истины.

Конкретность истины

Конкретность истины есть зависимость истинности на- ших знаний о предметах от условий и времени. Любое общее положение, выраженное в форме принципа, аксиомы, опре- деления, закона науки и т.п., представляет собой абстракт- ную истину, содержанием которой являются общие суще- ственные признаки, присущие некоторому множеству объ- ектов и их отношениям. Эти истины служат общим методо- логическим ориентиром в познании реальных объектов. Но отдельный объект имеет особые, только ему присущие свой- ства, он существует в определенных конкретных условиях, в определенном месте и в определенное время. Объект позна- ния (например, государство) может рассматриваться с точ- ки зрения общих, существенных признаков, в отличие от конкретного государства, которое имеет и свои, только ему присущие, исторически обусловленные черты. Поэтому об- щее положение истинно лишь в определенных временных и пространственных границах, за пределами которых оно превращается в заблуждение. Положение «Температура, при которой вода превращается в пар, равна 100 °С» истин- но только тогда, когда атмосферное давление равно 760 мм ртутного столба. Суждение «Сумма внутренних углов треу- гольника равна двум прямым» истинно в системе евклидо- вой геометрии и ложно в системе неевклидовой.

Связь истины с конкретными условиями места и времени, с определенной системой координат выражает известное по- ложение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Критерии истины

Проблема истины неразрывно связана с поисками ее кри- териев способов, с помощью которого устанавливается ис- тинность знания, отличие истины от заблуждения.

220