Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современные проблемы биологической эволюции 2007.doc
Скачиваний:
111
Добавлен:
08.09.2013
Размер:
2.43 Mб
Скачать

Разнообразие вариантов поведения молодых славок (Sylvia) как адаптация к поддержанию генетического разнообразия популяций

Симонов С.А.

Институт биологии КарНц ран, лаборатория зоологии, Петрозаводск 185610, Россия

e-mail: ms@krc.karelia.ru

Мы изучали послегнездовые перемещения молодых садовых (Sylvia borin) и черноголовых (S. аtricapilla) славок. Исследования проводились в 2003 и 2004 гг. на базе орнитологической станции ЗИН РАН на Куршской косе Балтийского моря. Основными задачами исследований было: 1) изучение динамики двигательной активности птиц во время послегнездовых перемещений, 2) выявление биотопических предпочтений молодых особей, 3) анализ влияния погодных факторов, 4) изучение особенностей послегнездовых перемещений разных особей из одного выводка.

Молодых птиц метили в семидневном возрасте стандартными алюминиевыми и цветными пластиковыми кольцами. До момента достижения слетками 30-дневного возраста за ними велись визуальные наблюдения. Птиц, достигших тридцатидневного возраста, метили радиопередатчиками, что позволяло регистрировать их перемещения методом радиотелеметрии. За два года исследований в пределах стационара было найдено 44 гнезда птиц изучаемых видов, окольцовано 68 птенцов, произведено более 4000 регистраций местонахождения птиц с использованием метода радиотелеметрии.

Выявлено, что перемещения молодых садовых и черноголовых славок строго индивидуальны. Для части особей (n= 4) наблюдалось постепенное снижение активности дневных перемещений в течение периода наблюдений (в среднем 10 дней), тогда как для других птиц в это время было отмечено увеличение активности перемещений (n= 14); кроме того, были выявлены особи, активность дневных перемещений которых постоянно изменялась в течение всего периода наблюдений (n= 3). Средняя суточная активность за весь период наблюдений у большинства наблюдаемых птиц (n= 19) была высокой в первые 6 часов после восхода солнца, а затем постепенно снижалась. Две птицы показали обратную картину. После рассвета их активность была достаточно низкой, а в течение дня она повышалась. Величина среднедневной активности перемещений в течение всего периода наблюдений была строго индивидуальна для каждой особи.

Во время послегнездовых перемещений славки придерживались тех же биотопов, что и в гнездовой период. Отсутствие отличий в выборе биотопов может свидетельствовать о том, что все особи стремятся запечатлеть именно пригодный для гнездования участок.

Не было выявлено достоверной зависимости изменения активности перемещений от погодных условий (p> 0.05 для всех анализируемых погодных факторов). Однако полностью отвергать влияние погоды на активность послегнездовых перемещений молодых птиц, вероятно, не следует. Отсутствие статистически достоверной связи между изменением активности послегнездовых перемещений и погодными условиями может объясняться тем, что в периоды наблюдений не отмечалось резких перемен погоды, способных оказать значительное влияние на изменение активности птиц.

Особи из одного выводка проявляли различную склонность к перемещениям (различия в активности перемещений могли достигать двадцатикратных значений). Возможно, эти различия были обусловлены половой принадлежностью. Однако на данном этапе проверить это предположение не удалось.

Вероятно, рано покидающие район рождения особи могут активно участвовать в дисперсии, в то время как для остальных птиц может быть свойственна сравнительно низкая пространственная активность. В нашей работе лишь немногие молодые особи оставались в районе рождения после достижения 30-дневного возраста, причем остальные молодые птицы покидали территорию стационара еще в выводках или вскоре после их распадения. При этом лишь 47% особей от общего числа вылетевших из гнезд птенцов было отловлено при достижении 30-дневного возраста и помечено передатчиками. Судьбу остальных, рано покинувших район рождения, птенцов и характер их послегнездовых перемещений, к сожалению, проследить не представлялось возможным. Таким образом, нами прослежены перемещения лишь части молодых птиц участка исследований.

В ходе работы было выявлено широкое разнообразие вариантов поведения молодых славок на этапе послегнездовых перемещений, что отмечалось и другими исследователями (Greenwood & Harvey 1982). Изучение послегнездовых перемещений молодых хищных птиц с использованием радиотелеметрической и спутниковой аппаратуры также показало индивидуальность в выборе направления и расстояния перемещений (Newton & Rothery 2000; Wyllie 1985). Отсутствие общих закономерностей в пространственной активности молодых птиц обеспечивает их независимое рассредоточение по различным территориям, которые они запечатлевают, и на которые, вероятно, вернутся для гнездования. Это снижает вероятность встречи родственных особей во время гнездования. Таким образом, разнообразие вариантов поведения при послегнездовых перемещениях особей в конечном итоге препятствует инбридингу, и, следовательно, имеет большое значение в поддержании генетической стабильности популяций.