Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Д.В.Новиков. Христианская антропология.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
296.96 Кб
Скачать

Нравственные последствия грехопадения: всеобщность распространения греха, первородный грех по прп. Максиму Исповеднику

Метафора святителя Филарета о зараженном источнике и потоке говорит о том, что кроме тленности, смертности и страстности от предков к потомкам каким-то образом передается еще и "зараза греха", а значит можно – в каком то смысле – говорить о наследственномгрехе.

Для описания того, что передается в рождении, преподобный Максим Исповедник использует два созвучных на греческом языке термина - ÑdÚnh и ¹don»81. Первое слово означает собственно "боль", "страдание" и описывает вошедшую в человека по грехопадении тленность естества (точнее физические последствия грехопадения во всей совокупности). Второе слово означает "наслаждение" и используется для описания нового состояния личной воли человека - тленности или растленности произволения, которая проявляется ввлечении к чувственным наслаждениям. О ней пишет апостол Павел:

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7, 22-23)

Апостол отмечает, что эта растленность произволения коренится в безгрешной страстности человека и гнездится в поврежденном человеческом естестве. По образным словам преподобного Иоанна Дамаскина влечение к наслаждению проявляется как запах и ощущение греха или чувственное вожделение82. Следует, однако, особо отметить, что коренящаяся вприродечеловека растленность произволения сама по себе, как способ существования личной воли, относится непосредственно не к природе, а кличности. Это состояние личной воли является греховным потому, что человек с растленным произволением начинает предпочитать в своих желаниях тварь Творцу и плоть духу:

[Похоть] делает более желанным, чем Единственная и Единая, вожделенная и бесстрастная Причина... то, что ниже Ее, а потому плоть предпочитает духу, наслаждение видимым делает приятнее славы и сияния мысленных благ и приятностью чувственных наслаждений удерживает ум от божественного и сродного [ему] восприятия умопостигаемых83.

Здесь, однако, возникает вопрос: каким образом передается в рождении растленность произволения, которая относится к не к природе (общей для рождающего и рождаемого), а к уникальной личности человека? Объясняя это, святые отцы указывали не столько на факт, сколько наспособ зачатия, появившийся по грехопадении Адама и Евы.

Плотское вожделение, будучи независимым от [разумной] воли и явно враждебным закону духа, - хотя у целомудренных, путем силы воли, и держится в рабстве и послабляется только в целях деторождения, - как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением, и называемо так, и рождает, конечно, для истления, и является страстным движением человека, не сознающаго чести, которую наше естество прияло от Бога, но потом уподобилось животным84.

Было бы ошибочно искать в этих словах неприязнь к супружеской жизни. Здесь скорее речь идет о том, что в состоянии по грехопадении человеческая личность не может стать совершенно независимой от своей природы и встать над всеми ее проявлениями.

Наследственный грех в совокупности с естественными немощами человеческого естества позволял воздействовать врагам человеческого спасения, демонам, столь сильно, что человек, осознавая греховность своих желаний и стремлений практически не мог противиться греховному влечению, и был поставлен в состояние «лукавой безысходности» во отношении ко греху85. Грех действовал в человеке фактически принудительно, о чем писал ап. Павел:

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу делаю (Рим. 7, 14, 19).

Св. Иоанн Златоуст поясняет, что выражение «не понимаю», не означает, что человек не понимает зла и совершает грехи в неведении, а слабость человеческого произволения:

Не понимаю - значит пребываю во мраке, увлекаюсь, терплю насилие, сам не знаю, как впадаю в обман, как и мы обыкновенно говорим: не знаю, как какой-то человек пришел и увлек меня - не оправдывая себя незнанием, а только указывая на какой-то обман, нападение и умысел86.

Блаженный Августин наблюдал греховность даже у грудных младенцев:

Младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей. Я видел и наблюдал ревновавшего малютку: он еще не говорил, но бледный, с горечью смотрел на своего молочного брата87.