Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Д.В.Новиков. Христианская антропология.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
296.96 Кб
Скачать

Потребность и страсть

В изначальном состоянии человек был вполне совершенным существом. Если, как мы отмечали, и можно было говорить о некоторой зависимости человека от окружающего мира, эта зависимость не носила, так сказать, «витальный» характер. Точнее даже говорить в данном случае о взаимосвязи, а не о зависимости. Ситуация меняется с грехопадением, когда в естество человеческое входят тленность, смертность и страстность - голод, необходимость считаться с погодными условиями, защищаться от возможных стихийных бедствий88- все это выражение зависимости человека от внешнего мира. Если до грехопадения отношение человека к миру описывалось прежде всего с точки зрения энергии и природной воли, т.е. активного проявления человеческого естества во вне, в новых условиях это отношение описывается скорее с точки зрения потребностей, которые, по определению, и выражают зависимость человека от мира89.

На связь наличия потребностей и страстности указывает и современная психология:

Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, - во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное90.

Появившиеся в человеке потребности можно понимать в терминах гомеостазиса и редукции напряжения. Об этом пишет свт. Григорий Нисский сравнивая человека с вращающим жернова мельницы животным:

С завязанными глазами мы ходим вкруг мельницы жизни, совершая один и тот же путь, и возвращаясь на то же самое место. Позвольте мне разъяснить этот круговой путь: голод - насыщение, сон - бодрствование, скудость - изобилие. От одного мы переходим ко второму, затем опять к первому, затем опять ко второму, никогда не прекращая кругового движения91.

Появление потребностей в совокупности с растленным человеческим произволением, которое стало стремиться к наслаждениям, находящимся вне человека приводит к изменению поведения человека. Действие человека вынуждается окружающей его обстановкой, появляется страсть, которая, в самом общем смысле есть «движение, производимое одним в другом» (k…nhsij ™n ˜tšrw ™x ˜tšrou)92. Так определяемая Немесием Эмесским страсть включает в себя простое страдательное состояние организма, т.е. «телесная страсть» или естественную страстность. Однако кроме такой – телесной – страсти имеются еще и душевные страсти как некоторые страдательные состояниядуши. Эти особые страдательные состояния души составляют понимание страсти в узком смысле этого слова, обычно используемое в святоотеческой аскетике. Страсть в аскетическом понимании можно определить следующим образом:

Греховное расположение, иначе греховная склонность, страсть – есть постоянное желание грешить известным образом, или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам. Так, например, рассеянность есть постоянное желание развлечений, или любовь к ним93.

В каком же смысле такая (душевная) страсть есть действие, производимое одним в другом? Немесий объясняет это следующим образом. Страсть имеет место тогда, когда, например, тело и душа человека вынужденно ведутся к действию гневом, иначе говоря, сам гнев является «иным», воздействующим на тело и душу человека. Таким образом, существо может действовать двояким образом: либо в соответствии со своей природой – «по энергии» – в таком случае существо движется «само от себя», либо по страсти, тогда источником действия является нечто неестественное, несоответствующее природе. Одно и то же проявление может быть и по энергии, и по страсти. Так нормальная частота пульса – проявление по энергии, учащенная частота пульса – как неумеренная и несогласная с природой – по страсти.

Проявления страстей стоят на грани произвольных и непроизвольных процессов, поскольку непроизвольное бывает там, где существует некая иная причина насилия, а не мы сами94. Связь определения страсти и непроизвольного очевидна. Вместе с тем страсть – не вполне непроизвольна, поскольку за ней могут следовать похвала или порицание, а это признак произвольного действия95.

Противопоставление «по энергии» – «по страсти» является ключевым моментом в понимании страсти. Свобода – основная характеристика человеческой личности, а страсть, как мы уже видели при анализе взглядов Немесия,это несвободное поведение или, по крайней мере, ограничение свободы. Неслучайно христианское учение о спасении в Новом Завете формулируется, в частности, в терминах освобождения человека из рабства греху и страстям96. Но не всякое несвободное поведение есть грех: человек в тюрьме несвободен не потому, что он грешник, а потому, что он в тюрьме. Как отличить поведение по страсти от «вынужденной несвободы»? Тут следует обратиться к святоотеческим представлениям опредмете страсти:

Прилог есть простое слово, или образ какого-нибудь предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; а сочетание есть собеседование с явившимся образом, по страсти или бесстрастно; сосложение же есть согласие души с представившимся помыслом, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение… страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится…97

Итак, у страсти всегда есть мотив. На этом основана святоотеческая классификация страстей (чревоугодие, сребролюбие и т.д.) о которой речь пойдет позже. Сейчас же важно следующее: при страсти несвободное поведение происходит в поле определенного мотива. Таким образом, страсть это состояние индивида, при котором он не в состоянии осуществлять свободное поведение в поле определенного мотива, называемого предметом страсти. Это может происходить «арефлексивно», когда, попадая в психологическое поле индивида, мотив становится ведущим, это может происходить и таким образом, что у личности не хватает психических ресурсов осуществить свободное поведение в поле предмета страсти.