Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗолотухинаАборинаСтранаФилософия.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
01.03.2016
Размер:
23.95 Mб
Скачать

400 ;

сыграть немалую роль такие науки, как биони-ка, ин­женерная психология, широкий спектр гуманитарных дисциплин.

От национальной экономики произойдет переход к экономике глобальной, где все страны и народы ока­жутся во взаимной связи между собой.

От краткосрочного планирования и социальной ин­женерии, вносящей в ход жизни лишь мелкие частные коррективы, общество перейдет к долгосрочному пла­нированию, успешно «заглядывающему вдаль», что ста­нет возможным благодаря высокой рационализации всех сфер общественной жизни.

От централизации управления и обеспечения про­цесс пойдет к децентрализации, к «самообеспечению» и «самозанятости» граждан. Это найдет свое выражение в изсчезновении крупных предприятий, промышленных конгломератов и возникновении «электронных домиков». На базе высоких технологий производство окажется спо­собным как «распыляться», благодаря чему смогут ис­чезнуть «технические монстры», разрушающие среду. Исчезнут также такие социальные институты, как обра­зование и здравоохранение. Люди будут способны эф­фективно заниматься «самообразование» и «самопо­мощью», неся персональную ответственность за состоя­ние собственного здоровья. Все •«вертикалья-ыё» социа­льно-экономические структуры уступят место «гарязоя-тальным», власть потеряет форму пирамиды, а^демокра­тия станет непосредственной. Зачем выбирать куда-то представителей, чтобы те выбирали новых представи­телей, если при помощи электроники высказать свое мнение и принять участие в решении проблем сможет каждый конкретный человек!

В прдобных, условиях города-супергиганты, огр&м-ные урбанизироВанные комплексы должны перестать су­ществовать. В них просто не будет необходимости. Иде­альной моделью проживания сделаются маленькие"уют-ные городки, органично вписанные в природу, неболь­шие «электронные поселки», где люди могут непосред­ственно общаться, образуя свободные формы коллек­тивности.

Любое социально-экономическое решение будет при­ниматься с учетом пожеланий всех заинтересованных сторон, при этом каждый раз на обсуждение будут вы­носить не два, а много предложений.

Эта идиллия увенчивается надеждой на торжество

401

«культурного плюрализма», при котором исчезнет вся­кая конфронтация между представителями рзных на^ родов и странным утверждением о том, что семья как ячейка общества исчезнет и первичной ячейкой сде­лается индивидуальность, личность, обладающая всеми возможностями для свободного самовыражения.

Таковы ведущие идеи «технократического рая». Здесь, разумеется, есть с чем поспорить, но самое главное со­стоит в том, что прожекты, выдвинутые технократами почти полтора десятилетия назад, относились прежде всего к Соединенным Штатам Америки, которые, коне­чно же, не идентичны всему остальному человечеству. Исторический опыт последнего периода показывает, что бурное развитие одних стран оборачивается обнищани­ем других, бедные становятся беднее, а богатые — бо­гаче, рост жизненного уровня развитых стран соверша­ется за счет повышенной эксплуатации тех, кто отстал на путях технического прогресса. Поэтому вряд ли можно выдавать описанное Нейсбитом или Тоффлером будущее за перспективу всего населения земли.

«Ставка на технику и технологию» имеет еще один аспект, который на первый взгляд кажется совершен­но фантастическим, но при некотором размышлении уже не представляется столь нереальным. Это проблема ка­чественного изменения самого человеческого рода. Такое изменение возможно через «киборгизацию» соединения в целостный синтез человека и машины, человека и компьютера.

Протезирование отдельных частей человеческого те­ла существует в культуре довольно давно. Нас совсем не удивляют очки и линзы, зубные протезы и слуховые аппараты, искусственные руки и ноги. Мы знаем, что удобнее тот протез, который наилучшим образом вос­производит необходимые телесные функции. XX век вплотную подошел к спрактике искусственной почки и искусственного сердца. А что, если все изношенные ор­ганы заменить новыми, сделанными из совершенных ма­териалов, да еще снабдить такую конструкцию превос­ходно действующими микрокомпьютерами? А если пой­ти еще дальше и с помощью новейшей супертехники пе­ренести на рукотворный синтетический субстрат* всю информацию, составляющую индивидуальное человече-ческое «я»? Вот тогда человек перестанет быть чело-

* Субстрат — носитель, материальные основы. 402

веком, а превратится в невиданное доселе существо, об­ладающее феноменальными возможностями скорости передвижения, длины жизни, физической силы и бы­строты переработки информации. Человек исчезнет, ро­дится киборг.

вечер т/жцев аля КИБ-ОРГОВ!

Есть и иной путь трансформации человеческой при­роды. Уже сейчас в ряде лабораторий мира ведутся опы­ты по внедрению в эмбрионы одних живых существ информации из «программы развития» других живых существ, в результате чего возникают причудливые мон-

403

стры со смешанными качествами. На этом пути также возможны самые невероятные метаморфозы.

Проблему изменения родовых качеств человека под влиянием развития науки и техники обсуждает знаме­нитый фантаст нашего столетия Станислав Лем в своей работе «Голем XIX». Лем предвидит, что человек не остановится ни перед чем, стремясь до бесконечности совершенствовать и изменять свое тело, а научный про­гресс любезно предоставит ему для этого все возмож­ности. Сначала, быть может, будет сохраняться привыч­ная форма человеческого тела, начиненная элктрони-кой, но потом она может показаться ограниченной и возникнут прежде невиданные конструкции, включаю­щие совсем иной внешний облик, например, восемь ног или жаберный механизм. Новое, совершенное, бессмер­тное существо не может больше быть человком и не является прямым преемником человечества. Оно будет просто другое, станет по-иному соотноситься с миром. Религия, нравственность, духовные ценности, составля­ющие человеческую культуру, потеряют для него всякий смысл. Так, Лем рисует мрачную картину человеческого самоотрицания и смиряется перед нею, полагая, что эк­спансию разума и стремления воплотить познанное не могут сдержать никакие силы.

Как видите, технократические планы и мечты вновь оборачиваются какой-то не слишком привлекательной стороной. Поэтому давайте оставим попытки заглянуть за горизонт, и посмотрим на будущее прямо из сегод­ няшнего дня: из тех- реальныхпроблем, решать кото­ рые необходимо здесь и сейчао. -

ПУТИ И УСЛОВИЯ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ / ;

Бить тревогу по поводу своего будущего Чёловече* ство начало в 60-х годах нашего века. В 1968 году воз­ник Римский клуб — международная неправительствен­ная организация, которая поставила целью изучение гло­бальных проблем, проистекающих из широкомасштаб­ного вмешательства людей в окружающую природу. Его организатором был Аурелио Печчеи —.итальянский биз­несмен, экономист, в годы войны боровшийся против фашизма, а теперь посвятивший все свои силы пробуж­дению человечства or самодовольной технократической рйячки.5 Именно Римский клуб стал регулярно собирать

404

симпозиумы и семинары, посвященные изучению- эко­логической и демографической проблеме, вопросам, связанным с нехваткой ресурсов, неравномерным раз­витием разных стран, угрозой ядерной войны. В его ра­боте приняли участие ученые и политики всего мира.

В 1972 году, почти четверть века назад, под руковод­ством американского кибернетика Денниса Медоуза был осуществлен исследовательский проект, доложен­ный в Римском клубе под названием «Пределы роста». В нем речь шла о том, что если сегодняшние тенден­ции в экономической и технической экспансии челове­чества сохранятся и в будущем, то это приведет к не­контролируемому кризису и краху цивилизации. Зем­ля всего лишь небольшая планета, ее возможности вы­держивать человеческое вмешательство небеспредельны, она не в состоянии переработать все отбросы совре­менного производства и предоставить жадному челове­честву бездонные источники сырья. Пределы поджида­ют повсюду разгулявшийся технико-эокономический ра­зум, и он должен считаться с ними, учитывать грозную опасность, нависшую над самой жизнью на земле.

Люди загрязняют воду и воздух в таких масшта­бах, что биосфера, вся совокупность живых организмов не в состоянии справиться с напластованиями инород­ных веществ. Гибнут целые виды растений и животных, изменяется климат. Действие аэрозолей разрушает озо­новый слой, давая ход жестокому космическому из­лучению, крайне пагубному для живых существ. Мощ­ная энергия, используемая заводами и тепловыми стан­циями перегревает атмосферу, что может вызвать тая­ние льдов на полюсах, и породить очередной великий потоп. Полезные ископаемые стремительно истощаются, сжигаясь в бесчисленных печах «производства ради производства:». В результате хаотической хищнической вырубки лесов, как тропических, так и таежных, пла­нета теряет вырабатываемый ими кислород, и запасы его все уменьшаются, так как миллионы автомобилей затмили небеса всех континентов выхлопными газами. А что же сам человек, «технический гений», все еще продолжающий «покорять природу> как будто она его злейший враг? Хорошо ли ему в созданном им тех-ногенном мире? Нет, и ему несладко. Люди, живущие в мегаполисах — гигантских городах — подвержены по­стоянным стрессам, они вечно спешат, задыхаясь на отравленных бензином улицах, испытывают физические

405

и психические перегрузки, часто болеют. Природа «мстит», как умеет, своему поработителю. Почти каж­дый год мы становимся теперь свидетелями наводне­ний в самых цеветущих и наиболее технически разви­тых европейских странах, аотому что там почти не ос­талось «свободной земли», все забетонировано, все за­гнано в асфальт, и рекам стало некуда разливаться, они не добираются до «настоящей почвы», и идут на го­рода, врываются в человеческие жилища. Чума XX века СПИД — тоже результат широкого вмешательства на­уки и техники в природу — в человеческий организм, который стал испытательным полигоном для химико-фармацевтической промышленности. Многие болезни со­временного мира вызваны к жизни... лекарствами! Жизнь человечества погружается в невероятный хаос, который во многом проистекает от культурной незрело­сти, от социальной разобщенности людей, от их бли­зорукости, не позволяющей видеть дальше собственно­го носа.

Однако, как выходитьчиз того грязного угла, в ко­торый загнала нас несущаяся на всех парах техничес­кая цивилизация? Как преодолеть склонность- общест­ва в экономическому и экологическому расточительст­ву, к потаканию своим капризам, за счет самой жизни? Значительность перестройки, перед необходимостью которой мы стоим, ничуть не меньше, чем роль двух крупных поворотов в истории человечства, произошед­ших в далекие времена. Первый произошел в палеоли­те и привел к возникновению системы моральных и со­циальных запретов, которые направили человечество по пути культуры, ограничив чисто биологические формы регулирования отношений. Это были запреты на крово­смешение и на убийство соплеменников. Второй круп­ный поворот совершился в неолите, когда человечест­во освоило земледелие и скотоводство, перейдя к соб­ственно-культурному способу бытия — при помощи по­стоянного воспроизводства средств к жизни. Нынешние проблемы не уступают прежним по значению. Сейчас, как и тогда, стоит вопрос о выжиивании рода, об обре­тении им нового места среди других живых существ, как говорят ученые, своей «экологической ниши». Нынеш­няя культура должна выработать свои спасительные за­преты, свои «экологические императивы», которые по­зволяют прекратить уничтожение всего окружающего и привести в действие уравновешивающие, компенсатор-

406

ные механизмы, способные превратить современное развитие в гармоничный, сбалансированный процесс.

Без такой смягчающей «буферной» программы, без-ее практического воплощения нас действительно ждет скорый и бесславный конец.

Возникшее как реакция на доклады Римского клуба движение «трансформистов» выдвинуло ряд идей, спо­собных привести нас к новой цивилизации, которая должна резко отличаться от современной западной, как бы желающей весь мир превратить в свое «неор­ганическое тело». Эти идеи таковы:

1. Необходимо сократить свои «аппетиты»: отказать­ся от «псевдопотребностей», начиная от вооружений и кончая наркотиками, перейти к умеренному рациональ­ному питанию и скромной гигиеничной одежде. Отка­заться от химизации сельского хозяйства, перейти к стирке и уборке без химических препаратов, не исполь­зовать предметы одноразового применения, так как они слишком дороги в экологическом отношении.

2. Необходима дезурбанизация. Крупные города дол­жны уступить место компактным поселкам, где люди живут в домах с хорошей теплоизоляцией (чтобы не тратить лишней энергии). Жители будут работать на садово-огородных участках, выращивая для себя эколо­гически чистые продукты. Надо, чтобы широкое распро-стронение получили гелиоустановки, мини-ветряки и маленькие ГЭС, чтобы обеспечение быта стало энерго­сберегающим. В целом в народном хозяйстве нужно увеличение доли «чистой энергетики», которую можно получать без загрязнения окружающей среды.

3. Свертывание средств транспорта. Замена автомо­биля велосипедом, увеличение возможностей для пеше­ходов. Это потребует, конечно, соответствующей пла­нировки: магазины, больницы, школы должны нахо­диться на таком расстоянии, чтобы до них можно было добраться пешком. Важно также создать телевизор, ко­торый давал бы эффект присутствия на любом зрели­ще, ибо благодаря этому не надо садиться в автомобиль и отправляться за тридевять земель.

4. Создание безотходного производства с замкну­тым циклом. Все отходы должны вновь перерабатывать­ся и идти в дело.

5. Важно установить культ гармонии между челове­ком и природой. Это возможно, если основная доля на­селения будет занята не экономическим ростом, а пе-

407

дагогической, оздоровительной и природоохранной ра­ботой. Культ здоровья и сохранения окружающей сре­ды должны поддерживать и создавать философия, на­ука, искусство, мораль, право, политика и религия. Ус­ловием создания такой ориентации является широкое участие населения в решении общественных дел.

Прекрасная программа трансформистов, получившая конкретизацию в деятельности партии «зеленых», стра­дает одним существенным недостатком: она не говорит, как именно в разорванном противоречиями современ­ном мире достичь согласия для спасительных совмест­ных усилий. Понятно, что ни отдельным партиям, ни от­дельным государствам и народам не справиться с за­дачей остановить цивилизацию, сползающую в про­пасть. Здесь необходимо единство всемирной политиче­ской воли и некие еще не открытые механизмы, кото­рые помогли бы преодолеть «экономический импера­тив» обогащения, погони за прибылью, ненасытной жад­ности, который прямо-таки въелся во все поры запад­ного мира, влекущего род людской к катастрофе. Важ­но также,. чтобы разные народы и культуры, населя­ющие нашу Землю, не воевали друг с другом. Только единство . поможет справиться с общей проблемой и отодвинуть угрозу техногенного «конца света».

Сейчас очень популярен тезис о «цивилизационных разломах», о том, что западный мир, Юго-восточный регион и страны, где господствует мусульманство, так сильно разошлись в образе жизни и культурных цен­ностях, что между ними как бы пролегает пропасть. Решение проблем, которые вызваны непониманием и конфронтацией, могут стать вооруженные конфликты вплоть до применения ядерного оружия. О каком эко­логическом спасении можно говорить, если повсюду пойдет война? Ее просто нельзя допустить.

Итак, пути к процветанию человечства существуют, и разум открывает их, но они извилисты и тернисты. И все же не будем падать духом! Пока мы еще живы, и видим солнечное небо, и весной из-под снега пробива­ется трава. И моему, и вашему поколению придется, наверное, приложить немало усилий, чтобы спасти все это, чтобы потом наши внуки и правнуки могли прийти в радостный и приветливый мир. Но ведь «игра стоит свеч!», не правда ли?

468