Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рубб Размышления о нетрадиционном театре1.doc
Скачиваний:
245
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
2.61 Mб
Скачать

Глава I

ЗАПАДНЫЙ НЕТРАДИЦИОННЫЙ ТЕАТР

ИСТОКИ И КОРНИ

Обычно историю театра как вида искусства начинают с VI ве­ка до нашей эры, поскольку именно к этому времени относятся дошедшие до нас описания разных праздников Древней Греции. В частности, празднеств в честь бога Диониса. Так как именно в Великих Дионисиях, в которых принимали участие тысячи людей и которые в Афинах проводились ежегодно, родилась великая дра­матургия Эсхила (525-465 годы до н.э.), Софокла (496-406 года до н.э.), Еврипида (480—406 годы до н.э.), Аристофана (446—385 годы до н.э.).

Но ведь и древнегреческие праздники не возникли на пустом месте. Ведь и у них были предшественники.

Уже в первобытном обществе, каким бы ни было у человека представление о создании мира — создан ли он живым великаном (так некоторые представляли космос) или создан сверхъестествен­ными существами из хаоса, мрака, воды — наш далекий предок ве­рил в то, что и великан, и эти сверхъестественные существа обла­дают магической силой, верил в то, что они легко меняют свое обличье, превращаясь то в зверей, то в чудовищ, наделенных неи­моверной силой и разными способностями, видевшими все и вся. Верили вто, что именно они управляют движением Солнца, звезд, сменой времен года, повелевают силами стихии, от которых зави­сит жизнь человека, что болезнь — это пожирающие души чудови­ща и т.д.

Бессилие первобытного человека в борьбе с природой поро­дило ее одушевление, веру в злых и добрых духов, обожествление их и поклонение им. По существу, это было религиозное верова­ние,'' и возникло оно из наивных представлений себя в этой при­роде, из бессилия первобытного человека в борьбе с этой приро­дой. Причем характеризуется эта вера в отличие от поздних рели­гий: христианства, ислама, иудейства — своим многобожием.

Многобожие, которое принято называть язычеством, было присуще не только первобытному обществу, не только рабовла­дельческому строю, а и рабовладельческим государствам. При этом, что очень важно отметить, поклоняясь многим богам, пер­вобытный человек, не могущий объяснить существование окружа­ющего его мира, очеловечивал природу, приписывая богам свои собственные чувства.

Рассуждая о рождении Театра массовых форм, нельзя не обра­тить внимания на то, что поклонение богам, состоявшее из закли­наний, заговоров и других магических действий, связанных с суе­верным представлением человека того времени о жизни, по свое­му содержанию, форме и последовательности носило обрядовый характер. Иначе говоря, было обрядовыми действиями.7

Но ведь в ритуальных действиях-обрядах первобытных пле­мен, о чем можно судить по дошедшим до нас наскальным рисун­кам, в общих танцах-заклинаниях, в магических заговорах -разве нельзя увидеть зачатки массовых действ? По моему разуме­нию, не только можно, но и должно. Вот почему мне представля­ется, что истоки театра, и прежде всего его массовых форм как объекта содержания и формы определенных действий, как зрели­ща (впоследствии — сценического действия) лежат в глубокой древности и зародились уже тогда. Конечно, эти общие ритуаль­ные действия-обряды, и прежде всего танцы-заклинания, были первыми весьма робкими шагами на пути к зарождающемуся, в том числе и Нетрадиционному, театру.

Вера в существование сверхъестественного мира, в управле­ние мира общественными силами есть мироощущение и мировоз­зрение, связанное с верой в бога. Л по сути? По сути я вправе го­ворить о религии. Пусть языческой, но религии.

Мне важен этот вывод потому, что дальнейшее становление вообще театра, как традиционного, так и Нетрадиционного (осо­бенно до появления в VI—V веках до н.э. великих драматургов), напрямую было связано с развитием религии во всех ее проявле­ниях. Ведь каждое обращение к богу, сначала языческому, потом христианскому, строилось по определенным, выработанным года­ми правилам. В результате эти правила практически определили все: и содержание, и словесную форму, и построение обращения к богу, и последовательность действий. То есть постепенно выраба­тывался ритуал, обряд религиозного действа. Не только вырабаты­вался, но и постепенно становился каноническим. Таким я вижу путь становления и развития любой религии. Не будет большой ошибкой, если скажу, что в основе любого религиозного действа лежит тот или другой обряд, «чин».

А в то же время такое действие, как правило, помимо своей содержательности и ритуала, было весьма зрелищным действом, имеющим свой сюжет: завязку, развитие, кульминацию, развязку. А раз так, то можно говорить, что еще в глубокой древности суще­ствовала пусть весьма примитивная, но драматургия.

Религиозные действа, как правило, складывались на основе того или иного предания. То есть того, что впоследствии стали на­зывать мифом*, как бы в качестве его инсценировки.