Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Якунин В.И. и др. - Новые технологии борьбы с российской государственностью - 2009

.pdf
Скачиваний:
50
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
14.38 Mб
Скачать

Глава 2. Феноменология разрушения несиловых факторов российской государственности

0

10

20

30

40

50

60

 

 

 

 

 

 

 

 

%

Оба супруга в равной мере

 

 

 

 

42

 

 

 

 

 

 

 

Жены

 

 

 

 

48

 

 

Мужья 3

Затрудняюсь ответить

7

 

Рис. 55. Гендерное распределение семейных обязанностей в России. Ведение домашнего хозяйства (в % семей)

0

10

20

30

40

50

60

 

 

 

 

 

 

 

 

%

Супруги зарабатывают

 

 

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

примерно одинаково

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мужья

 

 

 

 

 

52

 

Жены

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затрудняюсь ответить

13

Рис. 56. Гендерное распределение семейных обязанностей. Вклад в бюджет семьи

161

Новые технологии борьбы с российской государственностью

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Муж и жена должны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73

участвовать в равной

 

 

 

 

 

 

 

 

мере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обязанность жены

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

Обязанность мужа

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Затрудняюсь ответить

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 57. Нормативные представления о гендерном распределении ролей в России. Ведение домашнего хозяйства

0 10 20 30 40 50 60 70 %

Муж и жена должны участвовать в равной 37 мере

Обязанность жены 0

Обязанность мужа

60

Затрудняюсь ответить

3

Рис. 58. Нормативное представление о гендерном распределении ролей в России. Вопрос финансового обеспечения семьи

162

Глава 2. Феноменология разрушения несиловых факторов российской государственности

Объективно задачам разрушения традиционной модели российской семьи способствуют возникшие в последнее время многочисленные женские организации. Ориентиры их деятельности — феминистские, эмансипационные, социально-защитные — отражают широкий спектр происходящей гендерной ревизии. Разрушительные последствия функционирования этих организаций в отношении к традиционной модели формирования социокультурной системы России очевидны. Между тем, влияние гендернообразуемых объединений оказалось столь велико, что они в лице фракции «Женщины России» оказались одно время даже представлены в стенах Государственной Думы17.

Связанный со спецификой семейных отношений в России социальнопсихологический прессинг, постоянно довлеющий над значительной частью мужского населения и являющийся источником перманентного стрессового состояния, и может быть, вероятно, расценен как один из основных факторов непропорционально высокой смертности мужчин в России.

В результате модернизационного зашкаливания стирается грань между женской эмансипацией и феминизацией. В отличие от традиционных сообществ в общественных системах, прошедших стадию модернизации, решение о рождении детей принимаются главным образом не мужчинами, а женщинами. Матери же, как правило, по понятным причинам, в меньшей степени — в сравнении с отцами — разделяют идеал многодетности. Согласно социологическим опросам женщин, прошедших процедуру искусственного прерывания беременности, они в подавляющем большинстве случаев исходили при принятии решения об аборте из собственного нежелания рождения ребенка. Только 3,5% опрошенных сослались на нежелание мужа18.

Эмансипация женщин прямо сказывается на снижении репродуктивного потенциала. По существу же, под эмансипационным маркером скрывается подмена гендерных ролей. «Освобожденная женщина» освобождается путем включения в традиционные мужские сферы деятельности. В итоге, собственно женские материнские функции нивелируются. Прослеживается удивительная по уровню математических показателей факторная антикорреляционная связь между экономической активностью женского населения и коэффициентом рождаемости по странам мира (рис. 59)19. Существующая

17Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб., 1996; Хасбулатова О.А., Правкина И.А. Традиции женского движения в России: История и современность // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. № 1 (5), 1997.

18Поляков И.В., Ковалева А.П. К социально-гигиенической характеристике абортов в Ленинграде // Советское здравоохранение. 1976. № 12.

19Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2005. C. 491–493; Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. Государственная политика вывода России из де-

мографического кризиса. М., 2007. C. 402.

163

 

Новые технологии борьбы с российской государственностью

модель семейной политики направлена как раз на облегчение адаптации

женщин к профессиональным требованиям общественного производства, в

то время как задача обеспечения высокой репродуктивности должна заклю-

чаться в прямо противоположном.

 

60 %

30

 

 

 

50

25

 

40

20

 

30

15

Доля женщин

 

 

20

10

в общей численности

экономически активного

 

 

 

 

населения (в %)

10

5

 

 

 

Коэффициент

0

0

рождаемости (в ‰)

Египет ИндияМексика Турция

Бельгия РоссияБеларусь

 

Франция

Германия

 

Рис. 59. Связанность показателей рождаемости

с экономической активностью женского населения

Ценностный кризис как основа депопуляции

Кризисное духовное состояние в отношении аксиологии традиционных семейных ценностей характеризовало даже, казалось бы, сравнительно благополучную демографическую ситуацию в Советском Союзе. Целенаправленное насаждение материалистического миропонимания и секулярная государственная политика привели к вытеснению из общественного сознания, основанного на религиозных традициях, сакрального отношения к процессу воспроизводства.

Симптомы репродуктивного кризиса в духовной сфере обнаруживались еще в советское время, когда показатели рождаемости оставались сравнительно высокими. Согласно проведенному в 1980-е гг. опросу, молодые московские семьи были недовольны недостатком времени для досуга ввиду наличия маленьких детей. Появление ребенка рассматривалось как обстоятельство, препятствующее приобщению москвичей к культурным благам. В восприя-

164

Глава 2. Феноменология разрушения несиловых факторов российской государственности

тии детей как некоего социального препятствия для родителей и заключался основной результат происходившей ценностной трансформации20.

Разводы

Индикатором подрыва института семьи выступают крайне высокие показатели разводимости. Использование бракоразводной процедуры в качестве борьбы с «буржуазной семейственностью» активно применялось еще большевиками. Посредством данной практики реализовывался марксистский концепт об отмирании института семьи при утверждении принципов коммунистического общежительства. Если в Российской империи, по данным на 1897 г., общий коэффициент разводимости составлял 0,06‰, то уже в 1926–1927 гг. в Советском Союзе (его европейской части) — 11‰. Чаще, чем в СССР, в 1920-е гг. разводились только в США. Причем динамика разводов в Украинской ССР была даже выше американской. Но ведь одно дело США, имеющие за плечами длительный опыт эмансипаторской политики, и совсем другое — Советский Союз, пошедший на резкий контрастирующий разрыв с еще недавно преобладающим патриархальным семейным укладом. В дальнейшем динамика разводов в СССР существенно снизилась, чему немало способствовало проведенное Указом о браке и семье от 8 июля 1944 г. существенное усложнение бракоразводной процедуры. Чтобы развестись, требовалось пройти через две судебные инстанции (при предварительной публикации в местных газетах извещения о готовящемся процессе). Новое упрощение процедуры разводов, принятое в 1965 г. Указом Президиума ВС

СССР «О некоторых изменениях порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака», привело к очередному скачкообразному росту разводимости. Если в 1965 г. было зарегистрировано 360 тыс. разводов, то уже в 1966 г. — 646 тыс. Коэффициент разводимости в СССР был существенно выше соответствующих показателей любой из европейских стран. Причем среди союзных республик Российская Федерация уступала по нему лишь Латвии. По частоте разводов СССР занимал третье место в мире, пропустив вперед себя лишь США и Кубу. В современной Российской Федерации показатели разводимости по отношению к советскому времени еще более возросли. Большинство российских супружеских пар сегодня распадаются (рис. 60)21.

Кумиры российской общественности эпатируют своих поклонников чередой перезаключаемых браков. Тематика бракоразводных процессов знаменитостей муссируется в средствах массовой информации, вызывая

20Дементьев И.Ф. Проблемы досуга молодой семьи // Актуальные вопросы семьи и воспитания. Вильнюс, 1983. C. 144–146.

21Демографический ежегодник России. 2005. М., 2005. C. 148; Российский статистический

ежегодник. 2007. М., 2008.

165

Новые технологии борьбы с российской государственностью

соответствующий резонансный эффект у населения. По существу идет пропаганда свободы человека от семейных уз. Российское законодательство имеет в отношении практики разводов крайне либеральный формат, не соотносящийся с мировой практикой охраны семьи. Разводы по сей день законодательно запрещены в Ирландии, ряде стран Латинской Америки, отличающихся значительным уровнем влияния католической церкви. Данное ограничение в семейном законодательстве отнюдь не квалифицируется как противоречие принципу соблюдения прав человека, являясь, напротив, его развитием с позиций традиционной нравственности. Вызываемая сравнительно легкой возможностью осуществления бракоразводной процедуры семейная нестабильность является важным фактором нестабильности государства.

90

%

 

 

 

 

 

 

80

 

 

 

 

 

 

 

70

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

год

1950

1960

1970

1980

1990

2000

2010

 

 

 

Рис. 60. Динамика разводов в России

 

 

Сексуализация молодежи

Пришедшийся на 1960-е гг. духовный надлом Запада определялся в значительной мере феноменом сексуальной революции. Оценив в полной мере ее деструктивное воздействие на общество, разработчики новых форм политической борьбы государств взяли на вооружение методику «сексуализации населения». Свобода секса («отсутствовавшего» в СССР) явилась своеобразной визитной карточкой пропаганды на советском пространстве западного мира. Почерпнутая в теории фрейдистского дискурса (в т. ч. в опытах

166

Глава 2. Феноменология разрушения несиловых факторов российской государственности

фрейдо-марксизма) технология раскрепощения сексуальной энергии приводила к общему психологическому отторжению существующей системы. Апелляция к инстинктам лишала идеологическую полемику смысла. Предпочтения масс формировались через сферу подсознания, находящуюся вне традиционных моделей управления. Сексуализация одновременно разрушала государственнические скрепы высокой культуры. Прямым следствием пропаганды сексуальности стала нравственная деформация молодежи. В кратчайший период Россия оказалась сексуализирована в значительно большем масштабе, чем создававший иллюзию полной половой свободы Запад. Предпринимались даже попытки внедрения системы сексуального просвещения в российских школах. Проект такого рода активно лоббировался в Государственной Думе. Несмотря на северный тип онтогенеза, российская молодежь имеет сегодня более ранний сексуальный дебют, чем ее сверстники в Западной Европе (рис. 61).

20,4

Италия

19,5

 

 

 

 

 

 

 

18,9

 

 

 

 

 

Россия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17,7

 

 

 

 

 

Девушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юноши

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

17

18

19

20

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

возраст, лет

Рис. 61. Возраст начала половой жизни в России и Италии

Характерно, что роста рождаемости при снижении границ сексуального дебюта в России отнюдь не последовало. Как раз напротив, прослеживается явная антикорреляция уровня репродуктивности с динамикой сексуального омоложения.

Сущность произошедшей ценностной трансформации заключается в разделении (а зачастую и противопоставлении) репродуктивной и половой жизни. Гедонистическая парадигма сексуальной революции вызвала тенденцию подавления детородных установок традиционного созна-

167

Новые технологии борьбы с российской государственностью

ния. Согласно опросу, проведенному в 1995 г., почти половина юношей и около 40% девушек имели половые связи еще до наступления 16-летнего возраста22. Добрачные сексуальные контакты не только перестали быть аномалией, но оказались желательной процедурой реального гендерного воспитания. Более половины опрошенных в 1994 г. молодых россиян считали опыт половой жизни до брака обязательным условием — и это применительно не только к юношам, но и к девушкам23. Назвать произошедшую ценностную инверсию естественным следствием отказа от модели «закрытого общества» было бы некорректным. При сравнительном анализе молодых россиян с их сверстниками в Западной Европе констатируется более глубокая степень развращенности российской молодежи (рис. 62).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сексуальные связи до брака

 

 

Великобритания

 

 

Великобритания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Россия

 

 

Россия

 

 

 

 

 

Внебрачные сексуальные связи супругов

Сексуальные связи помимо постоянного партнера

Случайные сексуальные связи

Мужской гомосексуализм

Женский гомосексуализм

Аборты

 

%

 

 

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

50

100

0

50

100

Рис. 62. Данные опросов российской и британской молодежи на предмет нетерпимости к сексуальной распущенности (% лиц с негативным отношением к различным проявлениям половой распущенности)

О девальвации семейных ценностей свидетельствует также феномен внебрачной репродуктивности (рис. 63). В настоящее время почти треть появляющихся на свет детей рождаются вне зарегистрированного брака. Семья, таким образом, утрачивает не только сакральное значение, но и функциональный смысл — совместное воспитание потомства.

22Червяков В.В. Сексуальное поведение подростков в России // Школьная дезадаптация: Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995. C. 25–26.

23Демографическая модернизация России, 1900–2000. М., 2006. C. 124–125.

168

Глава 2. Феноменология разрушения несиловых факторов российской государственности

 

35%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

 

 

 

 

29,45 29,76 29,99

 

 

 

 

 

 

28,76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29,7

29,16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

 

 

 

27,96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21,14

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

14,61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10,57

 

10,78

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1965

1970

1975

1980

1985

1990

1995

2000

2005

2010

 

 

Рис. 63. Удельный вес детей, родившихся вне брака

 

 

 

Семья — в своем прежнем традиционном значении — уже фактически прекратила существование. Разрушенным таким образом оказалось одно из последних низовых оснований выстраивания здания российской государственности.

Одним из технологических приемов устранения административных препятствий для распространения императивов сексуальной революции в мире явилась эксплуатация темы угроз распространения ВИЧ-инфекции. Сексуализация осуществлялась под прикрытием необходимости полового просвещения молодежи в целях ее безопасности. Пропаганда контрацепции обернулась по существу пропагандой внебрачного секса. Ни в одной из стран мира такого рода кампании к снижению динамики распространения СПИДа, естественно, не привели.

Физическое состояние народа

Важным индикатором крепости нации является ее физическое состояние. Жизнеспособность государственности не в последнюю очередь определяется здоровьем граждан. Истории известны многочисленные факты деструкции государств под воздействием роста эпидемиологической напряженности.

169

Новые технологии борьбы с российской государственностью

И по сей день функционирование некоторых из них (прежде всего, располагающихся на Африканском континенте) фактически парализовано ввиду пандемий различного рода болезней.

Казалось бы, катастрофическая ситуация с состоянием здоровья российского населения, характерная для 1990-х гг., частично преодолена. Реализуется соответствующий национальный проект. Однако, если взять в качестве объекта рассмотрения детские и подростковые группы, можно говорить об усугублении кризисного положения. Тенденция возрастания заболеваемости детей устойчиво из года в год фиксируется по всем классам болезней. Кривая эпидемиологического распространения находится в данном случае в антикорреляции с показателями роста валового внутреннего продукта. Следовательно, причина заболеваемости далеко не исчерпывается фактором материального благополучия (рис. 64).

 

 

 

 

 

Все болезни

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

заболевших

150

 

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

 

тыс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

2006 год

 

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

 

15

 

 

 

 

Инфекционные

 

14

 

 

 

 

и паразитарные

 

13

 

 

 

 

заболевания

заболевших

12

 

 

 

 

Болезни крови

11

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

Болезни эндокринной

 

7

 

 

 

 

тыс.

 

6

 

 

 

 

системы

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Болезни нервной

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

системы

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

2003

2006

год

Болезни глаз

 

 

2000

 

 

 

 

170