Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Торосян_Культурология.doc
Скачиваний:
69
Добавлен:
06.11.2018
Размер:
3.59 Mб
Скачать

Советская наука и техника

Мировая война и гражданская война сильно подорвали научный потенциал России. Многие ученые и инженеры погибли, были репрессированы, многие эмигрировали. Советское правительство и здесь предприняло решительные шаги. Сохранив традиционные научные учреждения — Академию наук, университетскую науку, оно стало учреждать также отраслевые научно-исследовательские институты. К 1922 году число научных работников втрое превысило уровень 1913 г., а к 1927 г. достигло 25 тысяч. К концу 30-х гг. действовали 1800 научно-исследовательских учреждений, в которых трудилось 100 тысяч научных работников.

Продолжали трудиться, уже в Советской России, академики К. А. Тимирязев (1843—1920), Н. Е. Жуковский (1847—1921), И. П. Павлов (1849—1936), В. И. Вернадский (1847—1945), братья Вавиловы — ботаник Николай Иванович (1887—1943) и физик Сергей Иванович (1891—1951), С. В. Лебедев (1847—1934), К. Э. Циолковский (1857—1935).

Уже в послереволюционные годы огромную известность приобрели физик Петр Леонидович Капица (1894—1984), физхимик Николай Николаевич Семенов (1896—1986), получивший за свои работы 20-х—30-х гг. Нобелевскую премию (уже в 1956), генетик Николай Владимирович Тимофеев—Ресовский, знаменитый «Зубр» (1900—1981), проводившие свои исследования в долгосрочных зарубежных командировках (в Англии и Германии). В Советской России успешно трудился ботаник-селекционер Иван Мичурин (1855—1935), который вывел много новых, морозоустойчивых сортов плодово-ягодных культур. Известна его фраза «Не надо ждать милостей от природы, надо их брать самим», за которую ему сильно достается уже сегодня, в период огульного охаивания всего, что было в Советский период. Имя ученого постоянно упоминается рядом с именем мракобеса Трофима Денисовича Лысенко (1898—1976) «прославившегося» травлей генетики. Стараниями Лысенко был посажен в тюрьму Н. И. Вавилов, предпочел остаться на долгие годы в Германии Н. Тимофеев—Ресовский.

Верно прислуживая советской идеологии, Лысенко полностью отрицал влияние наследственности, утверждая, что все целиком зависит от воспитания. «Пусть женщина даст нам организм, а мы воспитаем из него советского человека» — такова одна из самых знаменитых фраз этого тоже академика. Он же утверждал, что благодаря «социалистическому воспитанию» удои советских коров и урожаи на советских полях значительно будут превосходить «буржуазные». И все же советская генетика выстояла, а в военные годы, в блокадном Ленинграде советские ученые сумели сохранить бесценный, единственный в мире генофонд злаковых культур — погибая от голода (в буквальном смысле), они ни разу не притронулись к семенам, которые берегли для всего человечества. Устояли и кибернетика, и медицина, несмотря на показательные судебные процессы уже в послевоенные годы.

В 30-ые годы упор в научных исследованиях был сделан на физику, особенно ядерную. Эта тенденция сохранилась и в послевоенные годы — «холодной войны», с добавлением космических исследований, которым придавалось важнейшее значение как с военно-стратегической точки зрения, так и в плане «культурного соревнования двух мировых систем» — социалистической и капиталистической.

Многие крупные открытия в области физики, химии, математики были совершены в процессе решения оборонных задач — А. П. Александров (1903—1993) разработал методы размагничения кораблей, О. Патон (1870—1953)— автоматическую сварку брони, астрофизик В. А. Амбарцумян (1908—1996) первую свою Сталинскую (переименованную потом в Государственную) премию получил за исследования рассеяния света в туманных средах, необходимые для авиации и защиты от нее. Были синтезированы новые лекарства, пластмассы, спирты, ацетон. Авиаконструкторы А. П. Туполев, А. С. Яковлев, Ф. А. Лавочкин, С. В. Илюшин создали грозные боевые (а уже в мирное время — пассажирские) самолеты. Советские ученые создали танки, значительно превосходящие немецкие. Многие из этих ученых проводили свои исследования… в лагерях. В лагере трудился будущий «отец советской космонавтики С. П. Королев».

Сразу после войны советские физики создали атомную и водородные бомбы, в чем особенно велика заслуга И. В. Курчатова, А. Д. Сахарова, Ю. Б. Харитона, Я. Б. Зельдовича, крупнейшего астрофизика. В 1954 г. под руководством И. В. Курчатова заработала (в Обнинске) первая в мире атомная электростанция. В 1958 г. Нобелевскую премию по физике получили П. Черенков, И. Франк и И. Тамм, в 1962 г. ее лауреатом стал Л. Д. Ландау (сверхпроводимость). Нобелевскую премию за разработку лазеров разделили в 1964 г. с американцем Ч. Таунсом советские физики Н. Басов и А. Прохоров, а в 1878 г. наконец ею были отмечены многолетние заслуги П. Л. Капицы. Значительный вклад в ядерную физику внесли А. Арцимович, М. Леонтович, В. И. Векслер, Г. И. Будкер, Г. Н. Флеров, И. Алиханов, мировую известность приобрели исследования советских ученых в области оптики и астрофизики, математики, экономики, ракетостроения. Советский Союз первым спустил на воду атомный ледокол, запустил искусственный спутник земли. «Поехали!» Юрия Гагарина и его замечательная улыбка за несколько минут 12 апреля 1961 г. покорили весь мир. Велики были успехи СССР и в океанографии, исследованиях просторов и глубин Мирового океана.

Намного сложнее оказалось дело в области гуманитарных наук, которым с самого начала была предписана роль «служанки советской идеологии». Была перелицована (под руководством М. Н. Покровского) вся отечественная история, изложенная как результат непрекращающихся многовековой классовой борьбы. В качестве обязательных были введены в вузах «История КПСС», «Научный коммунизм», а вся мировая философия рассматривалась лишь как эпизодические прозрения на пути к марксизму-ленинизму.

Уже после войны разгрому подверглись не только «врачи-вредители», генетика и кибернетика, но и не утративший ценности и по сей день 3-ий том «Истории философии» под ред. Александрова — как не изложенный в должной мере с классовых позиций. С классовых позиций отбирались даже сами представители «Красной профессуры», сотрудники Института Марксизма-Ленинизма (ИМЭЛ). Философские погромы продолжались вплоть до конца 70-х гг., даже на уровне Института философии АН СССР. В этой ситуации многие крупнейшие философы из России и других советских республик (Украины, Белорусии, Армении, Грузии, Казахстана) нашли себе нишу в области философии естествознании, логики, семиотики. Всемирную известность приобрели имена философов Б. М. Кедрова, П. Копнина, Г. Брутяна, М. Мамардашвили, позже В. Смирнова и В. С. Степина, психологов Г. Лурия, Л. Выготского, позже В. Зинченко, известного также работами в области педагогики (ныне директора Института Человека). Философ Э. В. Ильенков даже исхитрился опубликовать прекрасную статью «Объективность субъективного».