Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лапина-Чирикова1999.DOC
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.11.2018
Размер:
521.22 Кб
Скачать

Глава 5. Политические ориентации региональных элит

В отсутствие гражданского общества и слабости общественно-политических институтов элита играет центральную роль в политической жизни российского общества. В преддверии парламентских и президентских выборов, в ситуации нарастания борьбы за власть между Федерацией и ее Субъектами проблема политического выбора региональных элит превращается в проблему будущего политического устройства России.

В современной политологии понятие “политической ориентации” (“политического самоопределения”, “политической самоидентификации”) рассматривается либо в рамках более широкого понятия “политической культуры”, либо как его синоним. Политическая культура, - считает К.Гаджиев, - “включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему, охватывает как политические идеи, ценности, так и действующие нормы политической практики” (61, с. 57). Близкую интерпретацию этого понятия дают Г. Алмонд и С. Верба. “Термин “политическая культура”, - пишут они, - подразумевает специфические политические ориентации - установки в отношении политической системы и ее различных частей” (Цит. по: 61, с.39). Исходя из существующих определений, мы рассматриваем политические ориентации как часть политической культуры, понимая под ними представления социальных групп о политике и существующей политической системе, их определение собственного места в политическом процессе, а также степень и готовность участия в политической жизни.

В настоящем разделе представлены результаты социально-психологических исследований политического самоопределения и политических ориентаций семи региональных элитных групп1: представителей региональной власти, бизнес - элиты, директорского корпуса, культурной и научной элит, лидеров общественных движений в регионах. Особое место в анализе уделяется политическим предпочтениям бизнес-элиты как особой стратегической элитной группы. Эти исследования были проведены нами в основном в 1996 г., частично 1997-1998 гг., но и сегодня вскрытые закономерности сохраняют свою актуальность и, как нам представляется, могут стать “ключом” для понимания политического поведения элитных групп в ходе предстоящих выборов. Безусловно, за прошедшие годы политические ориентации участников исследования могли трансформироваться. Однако общие тенденции, как правило, носят консервативный характер и отличаются высокой социальной инерцией, что дает нам возможность сделать первый шаг в направлении осмысления этих процессов. Мы не хотели бы, чтобы приведенные результаты рассматривались как итоги. Проведенная работа - это лишь начало, требующее всестороннего осмысления и актуализации.

В выборку исследования вошли пять регионов Европейской части России. Один из них расположен в Поволжском экономическом районе и характеризуются высоким уровнем социально - экономического развития, другой, расположенный в Волго-Вятском районе, является депрессивным. Остальные занимают промежуточное положение. В указанных регионах на условиях анонимности проводились мягкие интервью по специально разработанной схеме с представителями властной, бизнес-элиты и директорского корпуса. Всего было проанализировано 60 авторских интервью и 45 интервью, опубликованных в региональных СМИ. В пятом регионе - Республике Коми было проанализировано 400 автобиографий, представленных в справочнике «Кто есть кто в Республике Коми» ( 98 ).

Изучение политических ориентаций элит достаточно сложно для эмпирического исследования. Трудности в установлении характера политических установок элит определяются неадекватностью сложившихся методов изучения. Любое « научное вмешательство» социологов или психологов в систему политических представлений довольно быстро приводит к усилению эффекта «эспектаций», когда респондент предъявляет исследователю ту информацию о политических установках, которую считает безопасной для себя или которая позволяет ему сохранять сложившийся имидж. Поэтому использование традиционных социологических и социально-психологических методов исследования, таких как закрытый опросник или жестко структурированное интервью, не дает должных результатов даже при условии их анонимности. Начиная свое исследование, мы осознавали эти ограничения и использовали косвенный анализ и метод глубинного интервью, которые позволяют в силу своих особенностей несколько смягчить ограничения традиционных методов, не устраняя их полностью.