Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Медицинская психология.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
258.56 Кб
Скачать

28. Посттравматическое стрессовое расстройство.

Посттравматическое стрессовое расстройство возникает как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, выходящего за рамки обыденных житейских ситуаций, которые способны вызвать дистресс практически у любого человека. Вначале к таким событиям были отнесены лишь военные действия (война во Вьетнаме, Афганистане). Однако, вскоре жизнь предоставила ученым широкое поле для изучения явления, которое перестало быть эксквизитным.

Постгравматическое стрессовое расстройство, как правило, обусловливается следующими факторами:

•    военными действиями

•    природными и искусственными катастрофами

•    террористическими актами (в том числе, взятием в заложнии)

•    службой в армии

•    отбыванием заключения в местах лишения свободы

•    насилием и пытками

Типичными признаками психического расстройства у участников перечисленных трагических событий являются эпизоды повторного переживания психической травмы в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), кошмарных сновидений, отчуждение от других людей, утрата интереса к жизни и эмоциональная притупленность, уклонение от деятельности и ситуаций, напоминающих о трагическом событии. Подобное психическое состояние нередко провоцирует иные аномальные формы поведения, нередко ведет к аддикциям, желанию отстраниться от реальности, уйти в мир фантазий и грез с помощью наркотических веществ или алкоголя.

30. Психологические аспекты зависимости.

В ситуации зав-ти чел. не может чувствовать себя хорошо без объекта зав-ти, постоянно нуждается в нем. Любая угроза стабильности зависимым отнош-ям переживается как катастрофа, сопровождается сильнейшей тревогой, вплоть до разрушения норм-го функцион-ия. Чувства здесь так интенсивны, что грозят разрушить соци. деят-ть, значимые устойчивые контакты с окружением, вызвать соматизацию, спровоцировать необдуманное, неконтролируемое поведение, часто опасное для жизни самого чел-ка или его близких.

Чел. использует 2 стратегии избегания противоречий с объектом зав-ти как угрозы этим отношениям: зависимость и контрзависимость. Психика всячески сопротив-ся таким переживаниям и стремится «держать их под контролем» с помощью зависимого поведения. Т.о, само зависимое поведение становится привычным, автоматич-м, неосозн-м защит. мех-м лич-ти от мощных аффектов гнева, ужаса, одиночества. Таковы химич. зав-ти, зав-ть от азартных игр, продолжит. отношения с жестокими партнерами. Зав-ть форм-ся в ответ на фрустрацию отвержением или его угрозой в тот период, когда у ребенка еще недостаточно собств-х ресурсов для самостоят-ти и угроза разрыва со значимым взрослым несет витальную угрозу. Дальше ребенок развивает и закрепляет такие формы поведения, которые помогают ему избегать того ужаса, страха, которые он пережил в момент травмы. Это либо «прилипающее, угодливое» поведение (зависимое), направл-е на сохр-е лояльности партнера любой ценой, либо отчужденное, настороженное с оттенком враждеб-ти, которое называют контрзависимым, и направлено оно на удерж-е партнера на расстоянии, «непривязанность» к людям. И то и другое – проявл-е несвободы.

С т. зр. гештальт-подхода в ситуации зависимости организм утрачивает набор разнообр-х приспособительных реакций, свои ранее наработанные способы реагирования на разные изменения в себе и окр. среде, и остается только одна привычная стереотипная реакция – зависимое поведение. Контакт с внеш. миром для поиска объектов удовлетв-я своих разных потребностей заменяется контактом с веществом или одним чел-ом для удовл-я одной потребности – снижения тревоги и напряжения.

С экзистенциальной т. зр. можно говорить о потере возможности выбора в своей жизни, потере своей свободной воли, а значит, сведению своей жизни к автоматич-м реакциям, недоступным осмыслению.

С клинической т. зр. зав-ть похожа на компульсию. Однако есть важное отличие: компульсивное поведение переживается как эгодистонное, вынужденное, а зависимое – как собственный выбор, более того, как единственно ценное удовольствие.

Зависимое поведение соответствует критериям невротического процесса: 1.оно компульсивно повторяется, автоматично и неосознанно; 2. ему свой-на полярность переживаний, отсутствие континуума чувств и суждений; 3. катастрофичность и невыносимость переживаний; 4. чувство абсолютности и глобальности всех переживаний, требование тотальности в когнитивном и эмоц. переживании себя и мира; 5. неспособность удерживать сильные чувства внутри себя и перерабатывать их.

Психологические и социальные последствия зависимого поведения

1.  ведет к постепенному разрушению уверенности в себе, краху самоуважения, сужению соц. активности, интересов лич-ти, потере контакта с собств. потребностями, блокировке развития и контактов.

2. Зависимый чел. живет в плену не контролируемого им поведения или таких же неуправляемых эмоц. реакций. Само зависимое поведение или эмоц. реакции чаще всего не одобряются социумом, и он вынужден их скрывать, искать им оправдания, чтобы оставаться в этом социуме. Одновременно существуют стыд, вина за свое зависимое поведение и страх от него отказаться, потому за этим страхом, стоит ужас одиночества или унижения, связанный с базовой травмой. В этом проявляется амбивалентность зависимого человека: и желание избавиться от зависимости, и страх ее «потревожить».

3. Расщепление. По мере формирования зависимого поведения лич-ть становится все более разделенной на две части: одна социально приемлемая, удобная, внешне благополучная, достаточно уверенная в себе, выполняющая свои соц. роли, и другая, постоянно напряженная, испуганная, неуверенная в себе, одновременно и жалкая, и агрессивная, завистливая или покорная, живущая в ожидании катастрофы разоблачения. Первая часть остается относ-но благополучной или даже чувствует себя всесильной, пока сохран-ся отношения зав-ти, то есть пока она надежно защищена от травматиче. переживаний. Если отношениям за-ти возникает угроза, то сразу же оживают травматические переживания, а с ними актуализируется другая часть. Сначала оживает стыд и вина за свое зависимое поведение, а потом и это перестает быть особенно важным и остается только невыносимость и ужас гибели, которые совершенно невыносимы и личность начинает искать пути возращения к зав-ти, которая дает хотя бы видимость стаб-ти и безоп-и.

4. Психосоматич. заболевания как результат сдерживания чувств и способ привлечения внимания через демонстрацию беспомощности и слабости, обращение к жалости партнера.

Зависимость наполняет наиболее фрустрированную потребность. Она помогает осуществить то личностное соци. действие, которое по каким-то причинам проблематично, но жизненно необходимо для лич-ти. Для алкоголика - присоединение к другим, привлеч. внимания, утверждение себя в группе с сохранением своей автономии. Это чаще фрустрированный долженствованиями и подавлениями себя ради других невротик. Употребление алкоголя восполняет дефекты фазы инициативы – вины.

Зависимый – пограничная лич-ть, особ-ми которой явл-ся диффузная идентичность, примитивные мех-мы защиты, нарушения тестирования реальности, кроме того, у них присутствуют неспецифич. признаки слабости Эго – низкая спос-ть к сублимации, низкая толерантность к тревоге, быстрый регресс поведения на более раннюю стадию развития в стресс. ситуации.

Развитие зависимого поведения. В случае «нечеловеческих» зависимостей, по мере их развития, другие люди перестают быть значимыми, контакт с человеком подменяется контактом с веществом, ведет к стиранию различий и изоляции личности, одиночеству. Со временем зависимый обнаруживает, что без объекта зав-ти он не в состоянии справляться со своими чувствами и напряжением, перестает сам управлять своей жизнью, которая начинает строиться в зависимости от объекта, причем сам зависимый не имеет дела с последствиями своего употребления, все проблемы, с ним связанные приходится решать родств-м. Он даже не утруждает себя что-либо чувствовать по этому поводу. Т. о., он и физически, и морально перестает отвечать за себя и свои действия. В определенный момент зависимое поведение и его последствия начинают угрожать физич. и психич. сохранности самого зависимого и его близких. Для возобновления болезни лич-ть формирует особые мех-мы защиты, например отрицание реальности. Зависимый формирует «вторую реальность» на основе искажения контакта, замыкания его на себе самом, на отсутствии взаимодействия с миром. Эта другая реальность формируется на основе собственных страхов, интроектов и проекций, в которой «все не так уж плохо». Зависимые разыгрывают классические позиции жертвы, спасителя и тирана (треугольник Карпмана).