Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 2 (урок 1-3)-Онтология.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
5.03 Mб
Скачать

О

Информация к размышлению

Как войти в реку?

Ведь она все время другая, поэтому и одного раза войти в нее не удастся – ибо как же Вы зафиксируете сам момент входа? Как и когда становление приводит к возникновению уже ставшего? (По мотивам некоего Кратила).

Парменид (ок.520 – ок. 460 до н.э.)

собое место среди первых философов занимает Гераклит Эфесский. Он впервые стал трактовать первооснову мира как некое подвижное начало, как саму подвижность (выраженную в метафоре огня, как самой подвижной из всех стихий). То есть главным атрибутом бытия у Гераклита стала изменчивость, абсолютная неустойчивость. Мир был уподоблен текущей реке, в которой постоянно сменяются воды: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «все течет». Это было важнейшее открытие на пути осмысления проблемы бытия, сыгравшее большую роль в становлении диалектики как учения о сложном, меняющемся, подвижном по своей сути мире. Ведь обычно изменчивым считали лишь проявления сущности (отдельные вещи и явления), но не саму сущность. Однако, Гераклиту не удалось найти золотую середину между двумя важнейшими диалектическими категориями – устойчивостью и изменчивостью. Изменчивость мира, доведенная Гераклитом до абсолюта, превратилась в свою противоположность. Ибо сама «текучка» у Гераклита все время одна и та же, и поэтому мир «на самом деле» один и тот же в постоянной смене своих конкретных воплощений. Изменчивость мира не становится у Гераклита его развитием, предполагающим устойчивость того, что развивается…

Скажем сразу: понятие о развитии как о совокупности необратимых, направленных, качественных, закономерных изменений, происходящих с объектом или системой (предполагающее движение объекта по лестнице как правило иерархически упорядоченных состояний) в греческой философии не возникает. Вообще не возникает. Казалось бы, это удивительно – как греки, «рыцари философского духа», могли пройти мимо такой очевидной стороны нашего мира, как его развитие? Но все встает на свои места, когда мы вспоминаем основные установки греческой культуры в целом. Греческое мировоззрение подчинялось принципу калокагатии – тождества основных ценностей и измерений реальности (благо=красота=истина=бытие). Поэтому мир, который греки видели вокруг себя, был Космосом не только в онтологическом («бытийном»), но и в эстетическом плане, противоположностью Хаосу. То есть миром совершенным, гармоничным, упорядоченным (не случайно даже Гераклит говорит о Логосе как законо-мерности всех изменений). Ему не нужно было развиваться. Развиваться (прогрессивно) может только нечто в некоторой степени несовершенное. Развитие предполагает напряжение, внутренний нерв истории, уникальность ее моментов. Грекам чужд был такой мир. Не случайно, в большинстве трактовок (ярчайшие примеры: Пифагор, Эмпедокл) мы встречаемся с «циклической» моделью времени, с теорией «вечного повторения» (возвращения).