Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия_философские тексты-задания.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
3.01 Mб
Скачать

Задание 12. Пифагор (его высказывания) Источник: Таранов п.С. 120 философов. Ч.1. Симферополь, 1996. С. 82-83

♦ Что такое острова блаженных? - Солнце и Луна... Что самое прекрасное? Гармония... Что самое сильное? Мысль. Что са­мое лучшее?— Счастье.

♦ Что самое истинное? - Что люди дурны.

  • И нельзя принимать очами спокойными сна, пока трижды не продумаешь прошедший день: как я его прожил? что я сделал? какой мой долг остался невыполненным?

  • Природу же начала в вещах трудно усмотреть и познать. Если начало взято неправильно, то мы рискуем верностью почти целой науки и всего, что в ней.

  • Бог един, и он не находится, как некоторые полагают, вне миропорядка, по он всецело пребывает во всем небесном кру­ге, обозревая вес порождения, будучи «смешением» всех веков и творцом своих собственных сил и деяний. Бог— начало всего, он светоч неба и отец вселенной, ум и одушевление всех вещей, движение всех круговращений.

  • Первообразы и первоначала не поддаются ясному изложению на словах, потому что их трудно уразуметь и трудно высказать, - оттого и приходится для ясности обучения прибегать к числам.

  • Все на свете, решительно все на свете обязательно гармонич­но. Гармоничны боги, гармоничен космос» потому что все, составляющие его моменты, абсолютно согласованы в единое и нераздельное целое. Гармоничны государства, гармоничен царь, потому что от него исходит сила скрепления всех людей в одно целое.

♦ Счастье — это разумность, следование возвышеннейшей фи­лософии, очищение от ложных мнений, приобщение к науке, избавление ума от великого невежества, близость к божественным предметам, самодовлеющая жизнь.

♦ Космос настолько великолепен, насколько это только возможно помыслить. Он — небесное живое существо, негибнущее, начало и причина устроения всего миропорядка.

  • Самое мудрое — число.

  • Бог — это число чисел.

  • Все происходит не из числа, но сообразно с числом, ибо в числе — первичная упорядоченность, по причастию к которой и в исчисляемых предметах последовательно упорядочено пер­вое и второе и т.д.

Аристотель:

«У них, пифагорейцев, по-видимому, число принимается за начало и в качестве материи для вещей».

Афоризмы

- Что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть муд­рым в течение твоей жизни, все поставь на своем месте. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого.

- Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

- Народы! Старайтесь прежде иметь добрые нравы, нежели ч коны, нравы суть самые первые законы.

- Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь» чтоб они делали тебе.

- Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь, обойтись без богов.

- Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один; счастье есть дело двоих.

- Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом.

- Повинующийся разуму повинуется богам.

- Предоставь жрецам исследован» естество богоа; ты же зани­майся* познанием человеческого сердца.

- Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует.

- Если тебя спросят: что есть добродетель.' откетствуй: любо­мудрие, употребленное в действие.

- На поле, жизни» подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным

- Истинное отечество там, где есть благие нравы.

- Не будь членом ученого общества: самые мудрые, когда они составляют общество, делаются простолюдинами.

- Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастии других.

- И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.

- На верность, твоей собаки полагайся во всякое время, а на верность жены твоей только до первого случая.

- Слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым: начало премудрости есть молчание.

- Веди жизнь единообразную, если желаешь иметь смерть спокойную.

- Не почитай знания за одно с мудростью.

- Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свобод­ное время проводил подле тебя, то потщись, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

- Природа есть едина,. и ничего нет ей равного: мать и дщерь себя самой; она есть Божество богов. Рассматривай токме Природу, а прочее оставь простолюдинам.

- Воздержись от употребления вина, оно есть молоко питающее страсти.

Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М„ 1979. Т. 1. С. 258—261

Человека в общем порядке представь через единство света — человеческую природу — и инаковость телесной тьмы...

Оставаясь человечески конкретным, единство человечности яв­но свертывает в себе сообразно природе своей определенности все в мире. Сила ее единства все охватывает, все замыкает в пределах своей области, и ничто в мире не избегает ее потенции. Догады­ваясь, что чувством, или рассудком, или интеллектом достигается все, и замечая, что она свертывает эти силы в собственном един­стве, она предполагает в себе способность человеческим образом

прийти ко всему. В самом деле, человек есть бог, только не абсо­лютно, раз он человек; он — человеческий бог {humanus deus). Че­ловек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он — микрокосм, или человеческий мир. Область человечности ох­ватывает, таким образом, своей человеческой потенцией бога и весь мир. Человек может быть человеческим богом; а в качестве бо­га он по-человечески может быть человеческим ангелом, человече­ским зверем, человеческим львом, или медведем, или чем угодно другим: внутри человеческой потенции есть по-своему все.

В человечности человеческим образом, как, во Вселенной уни­версальным образом, развернуто все, раз она есть человеческий мир. В ней же человеческим образом и свернуто все, раз она есть человеческий бог. Человечность есть человечески определенным образом единство, оно же и бесконечность 2, и если свойство един­ства — развертывать из себя сущее, поскольку единство есть бы­тие, свертывающее в своей простоте все сущее, то человек обладает силой развертывать из себя все в круге своей области, все произво­дить из потенции своего центра. Но единству свойственно еще и ставить конечной целью своих развертываний самого себя, раз оно есть бесконечность; соответственно у творческой деятельности че­ловека нет другой конечной цели, кроме человека. Он не выходит за свои пределы, когда творит, но, развертывая свою силу, достигает самого себя; и он не производит чего-то нового, но обнаруживает, что все творимое им при развертывании заранее уже было в нем са­мом, ведь человеческим образом, как мы сказали, в нем существует целый мир. Как сила человека человеческим образом способна прийти ко всему, так все в мире приходит к нему,- и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как свертывание в ней человеческим образом вселенского целого.